ГОУ СОШ г. Москвы № 1367 с углубленным изучением отдельных предметов является одной из первых, где с 1 сентября 2010 года стартовал пилотный проект по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения. Второй год учреждение работает в рамках эксперимента “Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы” под руководством кандидата педагогических наук Булин-Соколовой Е.И.
Школа имеет все необходимое для современного образовательного учреждения оснащение (каждый класс оборудован автоматизированным рабочим местом учителя, включающим в себя компьютер, принтер, мультимедиа проектор и экран или интерактивную доску), что дает широкую возможность обучать детей с использованием ИКТ-технологий.
Но, прослушав курсы “ИКТ-компетентность учителя”, я по-новому переосмыслила те возможности, которые дают нам ТСО в учебном процессе. Воодушевившись, я готова были немедленно апробировать полученные знания на практике, но, как и у многих моих коллег, у меня возникли опасения: а смогут ли мои первоклассники, многие из которых не умеют ни читать, ни считать, освоить информационные технологии в обучении; смогут ли овладеть навыками работы с компьютером? А уж о возможности создания ими собственных мини-проектов я даже не думали.
Но попробовать я всё-таки решила, понимая, что без помощи родителей мне не обойтись. Таким образом, я поставили перед собой задачу - убедить родителей в необходимости использования информационных технологий с целью повышения мотивации учения на первом же родительском собрании. Родители так же с настороженностью восприняли информацию о нововведениях в образовании, но помочь не отказались.
Я понимала, что успех решения данной задачи зависит от того, насколько грамотно я спланирую работу по ИКТ-сопровождению самих родителей. Поэтому на родительских собраниях я регулярно проводили круглые столы, показывали мастер-классы. И родители, чувствуя поддержку педагогов и видя восторг своих детей, которые, приходя домой, рассказывали, как увлекательно учиться и дружить с Макбуком, окончательно утвердились в мысли о том, что рациональное использование ИКТ- технологий повышает и мотивацию к обучению, и его успешность.
Наиболее успешно, на мой взгляд, была реализована задача знакомства с программой “Перволого”. Именно с этой программы я начала знакомство детей с Макбуком, и с первых же занятий увидела, что дети ею успешно овладевают, а главное - им нравится работать в этой программе.
Когда первоклассники овладели первичными навыками работы, я начала создавать заготовки, которые помогали решать учебные задачи на разных уроках, открывать новые знания в аспекте именно деятельностного подхода. Кроме того, такая работа позволяет работать в текстовом редакторе и отрабатывать навыки печатания.
Результат превзошёл все ожидания! Каждый раз, поработав с заготовками, в конце урока ребята видели яркий, красивый продукт своей деятельности.
На следующем этапе работы я научила ребят записывать аудиофайлы. В процессе работы первоклассники сравнивали рассказы друг друга, что давало возможность им корректировать свою речь, исправлять речевые недочеты и более тщательно подбирать слова для высказываний.
Время шло, дети легко обучались навыкам работы с Макбуком, и у многих программа ПервоЛого была установлена дома. Первоклассников настолько увлекла такая работа, что им хотелось узнать все больше и больше. И вот они стали создавать авторские мини-проекты.
На уроках окружающего мира, изучая животных и готовя свои сообщения, первоклассники констатировали недостаточно широкие возможности графического редактора. Именно детская инициатива легла в основу нашей совместной интересной работы по расширению возможностей графического редактора - дети научились дополнять картинками или фотографиями, сделанными во время экскурсии. Овладев этими навыками, каждый мог создавать свои проекты.
Мои первоклассники радовались своим успехам и поддержке учителей и одноклассников. И, безусловно, эти материальные продукты детского ИКТ -творчества были достойны того, чтобы их видело как можно больше зрителей и могло оценить. И тогда я поставила перед собой следующую задачу – использовать в полной мере и разрабатывать возможности информационной среды. Я стала создавать форумы, в которых ребята прикрепляли свои проекты, а одноклассники, учитель и родители могли оценить эти проекты по достоинству.
Таким образом, проработав год с первоклассниками в рамках нового ФГОС, я могу с уверенностью констатировать, что использование новых ИКТ-технологий в учебном процессе, безусловно, не только повышает успешность обучения, но и, что особенно важно, формирует положительную мотивацию к учению. Впереди – не менее интересный второй год обучения, и я полна идей, как с помощью информационных средств зажечь в глазах своих детей пытливый огонек жажды знаний.
Хочется пожелать коллегам не бояться ничего нового, идти вперед в ногу со временем и помнить, что наша задача научить ученика “…жить в информационном мире…” (Семенов). Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но благодатном, поприще!