Цель урока: разнообразие учебной деятельности, развитие умственных способностей, речи, памяти, расширение словарного запаса, повышение познавательного интереса к учёбе.
Игра – неразлучный спутник ребёнка. Задания в занимательной форме позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности. Упражнения, проведённые в игровой форме, усиливают интерес к самому заданию, побуждают к решению учебных задач, формируют устойчивый интерес к изучаемым предметам. Игровые упражнения увлекают детей и дают высокие результаты в обучении и воспитании.
Игровые виды деятельности могут быть применимы как на уроках, так и во внеурочной работе, факультативных занятиях.
Ход урока
1. Игра “Веришь – не веришь” .
Озеро Ямное. Хрустальное озеро.
“Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звёздное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо, хоть рыбаков над лунками не было…”
***
“Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце”. Из воспоминаний В.Бианки
Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть?
***
“Однажды в редакцию детской газеты позвонил…Карлсон и пожелал, чтобы его поздравили с днём рождения. Как известно, с Карлсоном не спорят!” Веришь – не веришь?
“По подсчётам некоторых издателей, из книг шведской писательницы А.Линдгрен можно сложить 175 Эйфелевых башен (300 м), поставленных друг на на друга, или можно опоясать её произведениями Земной шар в три ряда”. Веришь – не веришь? Объясни.
2. Игра “Вести из леса”.
Прочитав текст, ученик готовит выпуск новостей. “Здравствуйте, уважаемые телезрители. Сегодня в парке Сокольники появились неожиданные гости…”
“В Москве по данным столичного Департамента
природопользования, живут 10 – 12 лосей. Деревьям в
парке Лосиный Остров – 150 – 180 лет. Кору на всех
молодых сосенках они давно съели. Поэтому всю
зиму, когда нет зелени, животные голодают. В
поисках пищи лоси идут в город.
В ноябре прошлого года шесть лосей забрели в
парк "Сокольники".
3. Игра“Вот иду я по лесу”. Загадка.
Учащемуся даётся карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который, ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, дать его подробное описание. Помни, что название животного произносить нельзя! Дети отгадывают.
- Иду я по лесу и вижу…(Красный волк) исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке…Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. Как зарычит…
- Гуляю я как-то в горах и вижу…( Снежный барс) жителя гор.Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под “крышу мира” – на 6000 метров...
4. Жалобная книга. Экологическая игра. Работа с текстом.
Вот иду я по лесу и вижу на полянке лежит жалобная книга.
Прочитай, догадайся, кто жалуется?! Определи по голосу. Что нового узнал? Придумай познавательный вопрос. Задай одноклассникам.
- “ Всё плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Чёрный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полёвок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?”
5. Кроссворд “Красная книга” – по горизонтали, по вертикали (2-6):
- Документ временного действия… Факты, собранные учеными о растениях и животных…
- Птица ястреб – охраняется Красной книгой Москвы. Несёт “боевую службу” в Президентском полку Московского Кремля.
- Птица сова – неясыть. Занесена в Красную книгу Москвы. Ночной охотник.
- Птица фламинго – редкая, внесена в Красную книгу. Детёныши рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом.
- Животное красный волк – длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. Очень похож на лисицу, волка и шакала.
- Животные белые тигры – в семействе диких кошек – самый крупный зверь. Бродяга-одиночка. Для жилья выбирает пещеру.
6. Я начну, а ты продолжи… Заповеди фотоохотника.
Без пословицы речь не молвится.
- Красна речь…..
- Птица рада весне, а младенец…
- При солнышке……….,а при мамочке ….
- У ребёнка болит голова, а у матушки ….
7. Загадка. Экологическая задача. Познавательные вопросы.
Проверка умения слушать и запоминать прочитанное.
Письмо от девочки Иринки. Загадка. По описанию и по голосу (пению птицы, позже – по иллюстрации) отгадайте птицу. Ястреб-тетеревятник занесен в Красную книгу Москвы.
“Здравствуйте, ребята! Я живу недалеко от Лосиного острова. Около моего дома появилась птица, которую я долго не могла увидеть, только слышала её пение. Оно у неё очень звонкое и короткое, похожее на крик : “кьяк-кьяк-кьяк” или “гик-гик-гик”. Эта птица отличается способностью маневрировать, делать невообразимые, головокружительные пируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?”
8. Улица “Растеряшек”. Игра “Кто здесь был и что забыл?”
Учитель показывает вещи героев сказа, а ученики должны отгадать, чьи это вещи.
Печать, герб, книга, букварь Ивана Фёдорова.
Учитель показывает вещи героев стихотворений С.Я. Маршака, а ученики должны отгадать, чьи это вещи.
Сковорода – Рассеянный. Туфелька – слон.
Картина – дама. Морковка – воробей. Гайки, гвозди – Ваня.
9. Улица “Загадок”. Найди лишнюю картинку.
Проказник-ветер перепутал все картинки, объясни, расставь на свои места, найди лишнюю. Объясни, почему картинка №_ лишняя. Букварь – современный, нет изображения Ивана Фёдорова.
10. Улица “Сказочных героев”. Игра “Кто ты? Откуда ты?”
Один ученик уходит за дверь, в это время класс придумывает для него 3-4 вопроса по тексту, отвечать на которые можно только словами: да,нет.
“В наши дни учёные, внимательно разглядывая старинные книги, обнаружили, что печатные доски, которые возил с собою Иван Фёдоров, долго использовались в типографиях. С них делали оттиски спустя даже двести лет. Но ещё долговечнее его печатных форм оказались его ученики. Они работали сами и обучали других. Потом учителя обучали других учителей – так из поколения в поколение передавался Книжный свет”.
Ты создал первый печатный станок? /Да/
Ты великий художник? /Нет/
Ты напечатал первую книгу? /Да/
Ты кто? Откуда ты? Иван Фёдоров из типографии
***
С.Я.Маршак. Шалтай-Болтай.
Ты сидел на стене? /Да/
Ты свалился во сне? /Да/
Тебя может собрать королевская конница? /Нет/
Кто ты? Откуда ты? Шалтай-Болтай. Из стихотворения С.Я.Маршака
11. Игра “Отгадай-ка”.
Подумай, скорее стихи отгадай, ни минутки не теряй! По стихотворениям Маршака С.Я.
Сон приходит втихомолку,
Пробирается сквозь щёлку.
Он для каждого из нас
Сны счастливые припас.
Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру. 1. Угомон. 2. Про одного ученика и шесть единиц.
***
Белый шут и рыжий шут
Разговор такой ведут:А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь. 1. Цирк. 2. Кот и лодыри.
12. “Ты художник”.
Придумай иллюстрацию…Нарисуй и расскажи.С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история.
- “Во времена татарского нашествия жил богатый татарин БАБАЙ-АГА, что в переводе означало “старый дед”. Он был очень свиреп и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому БАБАЙ-АГЕ. Часто говорили: “Спи, а то БАБАЙ-АГА возьмёт. Всё это было 600 лет назад и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово БАБАЙ-АГА превратилось в слово БАБА ЯГА”.
Может ты не веришь? Тогда ПОИЩИ в КНИГАХ другую историю этого слова.
- Медаль Улыбки. Конкурс рисунков.
“За свои весёлые стихи Агния Барто была награждена…..медалью УЛЫБКИ, которой наградили её польские дети. Придумай и нарисуй медаль, принеси в школу”.
***
“После книги “Малыш и Карлсон” Астрид
Лидгрен стала писать одну книгу за другой. И…
одну за другой получать премии: медаль Нильса
Хольгерссона, орден Улыбки, Золотая Медаль Ханса
Кристиана Андерсена.
Как могла выглядеть медаль? Нарисуй.
13. “Почемучкины” вопросы.
- Почему под снегом крапива мягкая?
- Почему розу называют “царицей цветов”?
- Почему полярную сову в наших краях называют незваным гостем?
4. Почему лесные тайны просто так человеку не открываются?
14. Игра в кругу “Меня удивило, что…”, “Оказывается…”, “Я узнал”
.Дети передают в кругу мячик или мягкую игрушку и рассказывают, что необыкновенного и удивительного они узнали из прочитанного текста.
“В доме у Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали своё. Но мальчик не сердился на старого кота: он всё ему прощал за то, что Карл никогда не сомневался в существовании колдуний, трубочистов, говорящих цветов…”
***
“Байкал – достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего уникальной чистотой своих вод. Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды”.
15. Ласковое слово разгадать попробуй. Вычеркни лишние буквы. Прочитай колыбельную песенку.
Сzпgи, дnиsтя моwzё, уfсsни!
Слsадzкиzй сон к сfеwбе мlанfи,
В няzньwки я теlбzе взzялwа
Вfетzер, соjлнwце и орfлzsа.Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани,
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
16. “Волшебный ключ”. Расшифруй фразу. Ходом шахматного коня.
Начиная с одной из клеток, почтите афоризм. “Русский человек без радуги не живёт”. П.П.Бажов или
“Мы хвалим прошлое, но живём современностью”.
но |
мен |
||
ность |
со |
ло |
хва |
ё, |
лим |
жи |
вре |
вем |
ю |
мы |
прош |
Слова и фразы можно зашифровать и поместить в анагаммы, ребусы, кроссворды, волшебные ключи /разрезать на части/, таблицы, круги-головоломки.
Разнообразие приёмов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. В игре ребёнок учится с интересом, лучше запоминает, познаёт окружающий мир, развивает внимание, память, устную речь.
В копилке каждого учителя найдется много интересных и разнообразных видов работы, методических находок, которыми всегда радостно поделиться с коллегами. Игровые приёмы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, достижение высоких результатов по предмету, развитию творческой активности, учебной мотивации учащихся. Игровые упражнения можно использовать на уроках, факультативных занятиях, для проведения внешкольных мероприятий.