Задачи урока:
- Познавательная задача:
- Развивающая задача:
- Воспитательная задача:
– уметь анализировать различные тексты,
таблицы, составлять схемы, знать приемы чтения;
– уметь писать сочинение-рассуждение по
тематическому блоку “Природа и человек”.
– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, география, экология).
– формировать нравственные ориентации
“экологического образа жизни”;
– воспитывать социально-значимую позицию по
отношению к природе и миру, умения делать
правильный выбор;
– формирование умения оценивать свою работу и
других ребят.
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-исследование. Форма: работа в группах. Оборудование: мультимедийная установка, ПК. Наглядный материал: Таблица “План работы с исходным текстом”, презентация Power Point.
Раздаточный и дидактический материал:
Ксерокопии текстов В. Солоухина, А. Вознесенского, таблица №1 “Продолжительность жизни при рождении”, таблица №2 “Младенческая смертность в России”, листы самооценки.
Подготовка к уроку
Домашнее задание:
- Повторить план работы с исходным текстом, задание к сочинению-рассуждению (ЕГЭ, С1)
- Выучить наизусть стихотворение А. Вознесенского “Сон”, А. Дементьева “Какое счастье жить на белом свете” (выборочно).
Ход урока
Организационный момент.
Показ отрывка из фильма Kitaro “Spiritual Garden” (1 мин.).
Мотивация познавательной деятельности.
Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).
Вопрос:
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Как бы вы его назвали?
- Какие проблемы мы будем с вами решать?
Запишите эпиграф в тетрадь.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского “Сон” (1983 год) (в распечатке) и ответьте на вопросы:
Я шёл вдоль берега Оби,
я селезню шёл параллельно.
Я шёл вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.
И параллельно плачу рек,
лишённых лаянья собачьего,
финально шёл XX век,
крестами ставни заколачивая.И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.Кричала рыба из глубин:
“Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства”.Я шёл меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит…
- Какие глобальные экологические проблемы принёс XX век?
- Приведите научные примеры, примеры из жизни негативного воздействия человека на природу.
- Определите позицию А. Вознесенского по данной проблеме. Как изобразительно-выразительные средства помогают выразить авторскую позицию?
Целеполагание.
В современном мире почти не осталось чистых рек и озер, нетронутых лесов и степей; зверей, растений, птиц становится все меньше. Научно-технический прогресс наряду с потоком открытий принес человечеству множество проблем. Одна из самых важных сегодня – охрана и защита окружающей среды. В СМИ и современными писателями поднимаются экологические проблемы века. Решаются вопросы: какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить природу и окружающий мир, как направить научно-технический прогресс на пользу человеку. Эти и ряд других вопросов мы будем решать на уроке.
Актуализация изученных знаний, умений и навыков.
Сегодня мы с вами будем анализировать текст В.А. Солоухина. С мнением этого писателя мы сейчас познакомимся.
I. Подготовка к восприятию текста:
- Прочитайте самостоятельно текст.
- Определите стиль и тип речи (рассуждение с элементами повествования, публицистический).
- Определите тему текста: отношение человека и природы.
- На какие части можно разделить текст?
(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.
(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.
(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
(По В. Солоухину)
Солоухин Владимир Алексеевич (1924 – 1997) – поэт, прозаик. Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги "Письма из Русского музея" (1966) и "Черные доски" (1969).Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Запишите в тетрадь данные о писателе (Ф.И.О. и даты жизни).
1 часть – 1-3 предложения. 2 часть – 4-16 предложения. 3 часть – 17-21 предложения.
II. Работа с текстом на разных этапах чтения
1. Используя текст, составьте сравнительную таблицу.
Положительное влияние природы на человека Естественный контакт человека и природы. |
Отрицательное влияние человека на природу. Физическая и духовная изоляция человека и природы |
|
|
2. В течение урока заполните опорную таблицу для написания собственного сочинения-рассуждения:
План работы с исходным текстом |
Рабочие материалы |
|
|
Какой вопрос наиболее волнует автора? | 1) |
2) | ||
|
1.На каком материале автор
раскрывает проблему? 2.На какие аспекты проблемы он обращает внимание? 3.Почему именно эти аспекты его волнуют? |
1) |
2) | ||
3) | ||
4) | ||
5) | ||
6) | ||
|
1.Что хотел автор сказать
читателю? Над чем заставил задуматься? 2.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3.Какие языковые средства помогли увидеть авторскую позицию? |
1) |
2) | ||
3) | ||
4) | ||
|
С чем можно согласиться? Что вызывает возражения? |
|
2 аргумент: |
3. Ответьте на вопросы:
- Что значит для автора настоящая жизнь?
- Постоянный контакт с землей, природой. Какие чувства испытывает при этом человек?
- Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
- К каким последствиям приводит физическая изоляция с землей? Приведите примеры из текста и жизни.
- Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
- Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
- В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
- Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
- Как название нашего урока помогает понять проблему и позицию автора?
- Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
- Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).
III. Понимание значения каждого слова в тексте. Наблюдение над текстом. Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.
Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.
1. Лексика и фразеология:
а) лексический повтор: природа, человек, земля,
постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь.
Эти слова значимые, ключевые.
б) антонимы: не любование природой, а жизнь (3 П),
Человек и Земля (17 П). Помогают создать яркую
картину разнообразных точек зрения.
в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П),
прямой, непосредственный контакт (21 П),
предназначен, необходим (21 П). Создают более
полную картину взглядов героев и их жизненных
ценностей.
г) олицетворение: 14 П, 15 П.
д) уменьшительно-ласкательные суффиксы:
зернышко, цветочки, перышко. Передают
доброжелательное, любовное отношение к природе.
е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П),
чудовищная изоляция (17П). Делают текст
выразительным, образным.
2. Выразительные средства синтаксиса:
а) вопросно-ответная форма изложения (6-7).
Используется автором для того, чтобы герои
смогли более полно выразить свою точку зрения.
б) антитеза: Человек и Земля (17 П), не серьезные
отношения, а детская игра (19-20 П), 13-14 П, 18-19 П.
Используется, чтобы создать динамичную
противоречивую картину.
в) парцелляция: 15-16 П, 19-20 П . Передает
взволнованность автора.
г) однородные члены предложения: 1, 3, 5,15, 17 П.
Создают полную картину происходящего.
д) цитирование статьи из журнала: 5-12 П. Дает
возможность документально подтвердить свою
позицию.
3. Объяснить непонятные слова. Работа со словарем.
Вывод: Проанализировав субъективную оценку В. Солоухина о негативном влиянии цивилизации на жизнь человека, особенно на его физическую и духовную изоляцию, на взаимоотношения человека с природой, которые сегодня необходимо сохранять и развивать, пришли к выводу, что нужно жить в гармонии с природой, и с этим многие согласятся.
Все ли поняли текст?
Смогли правильно ответить на вопросы к
тексту?
Что в тексте показалось трудным, непонятным?
Оцените свою работу в листе самооценки.
Формирование новых умений и навыков.
I. Сравните стихотворение А. Вознесенского “Сон” и текст В. Солоухина. Какие общие болевые точки затрагивают авторы данных произведений? Чему учит “художественная” экология русских писателей?
II. Организация частично-поисковой деятельности. Проведение дискуссии: всегда ли научно-технический прогресс негативно влияет на человека, изолирует и отдаляет его от природы?
Проанализируйте материалы Госкомстата России о средней продолжительности жизни людей сейчас и 100 лет назад, когда жил В. А. Солоухин.
Годы | Все население |
Городское население |
Сельское население |
||||||
всего |
мужчины |
женщины |
всего |
мужчины |
женщины |
всего |
мужчины |
женщины |
|
1896-1897 |
30,54 |
29,43 |
31,69 |
29,77 |
27,62 |
32,24 |
30,63 |
29,66 |
31,66 |
(по 50 губерниям Европейской России) |
|||||||||
1926-1927 |
42,93 |
40,23 |
45,61 |
43,92 |
40,37 |
47,5 |
42,86 |
40,39 |
45,3 |
(по Европейской части РСФСР) |
|||||||||
1961-1962 |
68,75 |
63,78 |
72,38 |
68,69 |
63,86 |
72,48 |
68,62 |
63,4 |
72,33 |
1970-1971 |
68,93 |
63,21 |
73,55 |
68,51 |
63,76 |
73,47 |
68,13 |
61,78 |
73,39 |
1980-1981 |
67,61 |
61,53 |
73,09 |
68,09 |
62,39 |
73,18 |
66,02 |
59,3 |
72,47 |
1990 |
69,19 |
63,73 |
74,3 |
69,55 |
64,31 |
74,34 |
67,97 |
62,03 |
73,95 |
1995 |
64,52 |
58,12 |
71,59 |
64,7 |
58,3 |
71,64 |
63,99 |
57,64 |
71,4 |
2000 |
65,34 |
59,03 |
72,26 |
65,69 |
59,35 |
72,46 |
64,34 |
58,14 |
71,66 |
2001 |
65,23 |
58,92 |
72,17 |
65,57 |
59,23 |
72,37 |
64,25 |
58,07 |
71,57 |
2002 |
64,95 |
58,68 |
71,9 |
65,4 |
59,09 |
72,18 |
63,68 |
57,54 |
71,09 |
2003 |
64,85 |
58,55 |
71,84 |
65,35 |
59 |
72,18 |
63,42 |
57,29 |
70,86 |
2004 |
65,27 |
58,89 |
72,3 |
65,81 |
59,38 |
72,65 |
63,76 |
57,55 |
71,27 |
2005 |
65,3 |
58,87 |
72,39 |
65,99 |
59,52 |
72,86 |
63,44 |
57,19 |
71,07 |
2006 |
66,6 |
60,37 |
73,23 |
67,29 |
61,03 |
73,7 |
64,73 |
58,67 |
71,89 |
2007 |
67,51 |
61,39 |
73,9 |
68,21 |
62,09 |
74,34 |
65,6 |
59,57 |
72,62 |
2008 |
67,88 |
61,83 |
74,16 |
68,59 |
62,53 |
74,62 |
65,96 |
60 |
72,86 |
2009 |
68,67 |
62,77 |
74,67 |
69,38 |
63,5 |
75,13 |
66,72 |
60,87 |
73,38 |
Таблица 1. Продолжительность жизни при рождении.
Вывод: Благодаря НТП продолжительность жизни людей увеличилась за последние 100 лет (1896 год – 31 год – 2009 год – 69 лет) в два раза. Средняя продолжительность жизни в городе больше, чем в селе (город-69лет, село-66 лет).
Таблица №2. Младенческая смертность.
Годы |
Все население |
Городское население |
Сельское население |
|||
всего, человек |
на 1000 родившихся живыми |
всего, человек |
на 1000 родившихся живыми |
всего, человек |
на 1000 родившихся живыми |
|
1950 |
249051 |
88,4 |
119864 |
100,9 |
129187 |
79,3 |
1960 |
102040 |
36,6 |
46241 |
34,9 |
55799 |
38,1 |
1970 |
43511 |
23 |
26349 |
22,1 |
17162 |
24,5 |
1980 |
48500 |
22,1 |
32422 |
21,2 |
16078 |
24 |
1990 |
35088 |
17,4 |
23902 |
17 |
11186 |
18,3 |
1995 |
24840 |
18,1 |
16258 |
17,4 |
8582 |
19,8 |
2000 |
19286 |
15,3 |
12934 |
14,7 |
6352 |
16,8 |
2001 |
19104 |
14,6 |
12899 |
14 |
6205 |
16,2 |
2002 |
18407 |
13,3 |
12511 |
12,7 |
5896 |
14,9 |
2003 |
18142 |
12,4 |
12235 |
11,7 |
5907 |
13,9 |
2004 |
17339 |
11,6 |
11596 |
10,8 |
5743 |
13,4 |
2005 |
16073 |
11 |
10716 |
10,3 |
5357 |
12,7 |
2006 |
15079 |
10,2 |
9839 |
9,4 |
5240 |
12,1 |
2007 |
14858 |
9,4 |
9497 |
8,6 |
5361 |
11,2 |
2008 |
14436 |
8,5 |
9273 |
7,8 |
5163 |
10,1 |
2009 |
14271 |
8,1 |
9189 |
7,5 |
5082 |
9,7 |
Вывод: детская (младенческая) смертность снизилась с 1950 г по 2009 год (88 до 8 детей).
III. Вопрос:
Всё, что даёт человеку современная цивилизация, всегда ли негативно влияет на человека и его взаимоотношения с природой? Все ли предметы, перечисленные В. Солоухиным в данном тексте, так вредны?
Работа с текстом. Детально проанализируйте предметы из текста (15 П): пластик – сердечные клапаны-аналоги искусственных органов – спасают тысячи жизней; транспорт (автомобиль, самолёт)– события при пожарах в России в 2010 году; экстренная медицинская помощь при авариях и катастрофах, асфальтированные дороги – гарантия нормальной цивилизованной жизни и т.д.
Вывод: НТП – это благо для человека (таблицы, статистика, свидетельства очевидцев – объективная информация).
Закрепление.
Проведение дискуссии “Научно-технический прогресс. За и против”.
Разделить класс на 6 четверок и дать им задание: привести по два сильных аргумента или за позицию В. Солоухина или – за НТП. Доказать свою точку зрения. Внести свои аргументы в слайды презентации Power Point (интерактивный режим).
Вывод: “Следует жить в соответствии с природой”, – так считал древнеримский мыслитель Цицерон в 1 веке до нашей эры. Природа и человек взаимосвязаны. Сохранение разумного баланса – необходимое условие существования человеческой цивилизации.
Обобщение.
Что нового узнали на уроке?
Как это может помочь в учебе?
Что было интересным?
Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
Рефлексия.Допишите предложения.
Я чувствую…
Я понял …
Я не понял…
Индивидуальное задание.
Прослушайте стихотворение Андрея Дементьева.
Какое счастье жить на белом свете
Среди надежд, улыбок и похвал.
Писать стихи и слушать на рассвете,
Как соловьи свой пробуют вокал.Какое счастье знать, что ты любим и нужен.
И все взаимно в жизни непростой:
И доброта, и верность нашим дружбам...
Какое счастье быть самим собой.За океан примчаться к другу в гости.
Нежданно, но всегда душе впопад.
Почувствовав, как прочен хрупкий мостик,
Что был проложен много лет назад.Какое счастье снова подивиться
Таланту друга и его словам,
Когда они взмывают, словно птицы,
Чтобы развеять в нас гламурный хлам.Какое счастье жить на белом свете
Влюбленно, нараспашку, без обид...
Так, как умеют жить друзья и дети...
Как совесть одобряет и велит.
Нью-Йорк
2009
Итог урока.
- Заполнена до конца опорная таблица для написания собственного сочинения рассуждения.
- Проведена дискуссия “НТП. За и против”, где приводились сильные аргументы для высказывания собственного мнения по данной проблеме, используя разные источники информации.
- Сделана новая презентация: “Научно-технический прогресс. За и против”.
В конце урока показывается отрывок из фильма Kitaro “Spiritual Garden”.