“Есть несколько способов разбивать
сады: лучший из них – поручить это дело
садовнику”.
Карл Чапек
Доброй традицией, сложившейся в нашей школе, является то, что мы каждую предметную декаду завершаем мероприятием, проходящим в актовом зале в школе.
Я, как председатель методического объединения учителей математики, физики и информатики решила с коллегами провести устный журнал под названием “За страницами школьного учебника”.
Как-то жалко стало школьный учебник. На уроках мы все обращаемся к историческим моментам создания того или иного слова, хроники жизни математиков, философов, ученых, и мало говорим о значимости самого учебника. Наши уроки дополняются новой информацией, демонстрациями опытов, иллюстрациями, но мы всегда уверены, что в минуты уныния и невзгоды школьный учебник не отвернется от нас. И дело не в том, чтобы заставить читать учебник, а в том, чтобы подружиться с ним, найти в нем интересного и надежного товарища. Для этого специальными буквами в учебниках выделяются рубрики, в которых рассказывается об истории возникновения и развития предмета, ведь не зная прошлого развития науки трудно понять ее настоящее. Другие рубрики, развивают внимательность, сообразительность, силу воли с помощью специальных игр и упражнений, третьи, требуют наблюдений выводов, чтобы расширить круг предметных знаний и представлений.
Начало журнала освещается исторической справкой о том, что ещё в древности у человека появилась потребность передавать свой опыт, знания последующим поколениям. Так как устно можно было передать не всё, а хотелось слово сделать вечным, то на помощь пришла письменность, а за ней первые книги. Сначала были книги из глины, потом таблицы из глины. Одну такую библиотеку (7-й в. до н.э.) раскопали сто лет назад, где находилась столица древнего государства Ассирии. В Китае книги писали на бамбуковых пластинках, в Древнем Египте на каменных плитах, затем появился папирус. Затем появились первые библиотеки. Так, например, первую библиотеку в Александрии называли одним из семи “чудес света”.
А мы сегодня обращаемся к школьному учебнику. Эта книга сопровождает нас с первых шагов в школе. Сегодня, конечно, есть и другие источники информации. Наш век компьютеризирован так, что легким движением руки мы можем снабдить себя любой информацией. Но как быть школьному учебнику? Едва вы откроете первую страницу учебника, как прочитаете: “Дорогой читатель!” или “Дорогие юные москвичи!”. Книга обращается к нам с просьбой: прочитать, запомнить, воспользоваться. Авторы школьных учебников всё делают для того, чтобы процесс получения знаний был доступным, конкретным и желанным.
Мы рассмотрели конкретные страницы конкретных учебников. С этой задачей нам помогли справиться учащиеся 5-8 классов. Страницу первого учебника “Наглядная геометрия” представляли учащиеся 5-го класса темой “Измерение длины”. Ребята, используя костюмы разных стран мира, рассказали о мерах: аршин, сажень, верста, пядь, дюйм, фунт, ярд, миля, морское лье, сухопутное лье. Внимание учащихся было обращено на то, что существует эталон длины, ведь измерить – значить сравнить с эталоном. Сам эталон находится в Международном бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа. Эталон метра – металлический брус, из сплава платины и иридия. На него нанесены два штриха, расстояние между которыми и составляет один метр.
Учащиеся 6-х классов рассказали о том, как человеком преобретаюся знания на уроках информатики, дополнив своё выступление компьютерными слайдами. Учащиеся 7-х классов обратили своё внимание на то, что при изучении темы “Треугольник”, в конце параграфа можно провести урок, на котором в виде сценок и миниатюр рассказать о значимости треугольника. Часть учащихся 8-х классов продемонстрировали, как более интересно будет выглядеть тема “Электричество”, используя опыты. При этом ребята прокомментировали меры безопасности, с предметами, имеющими отношение к электропроводимости. Другая часть учащихся 8-х классов продемонстрировала закон Архимеда “о теле, погружённом в жидкость” шутливой сценкой, в которой закон Архимеда помогает царю Гиерону разоблачить обман нерадивого мастера, изготовившего фальшивую корону.
Надо отметить интересное выступление учащихся 6-классов с темой “Проценты”.
Сценка “Проценты в жизни”
Ведущий 1. Проценты – одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что в выборах приняли участие 57% избирателей, успеваемость в классе 85%, банк начисляет 7% и 11% годовых, или молоко содержит 3,2 % жира. Ясно, что без понимания такого рода информации в современном обществе просто трудно было бы существовать.
Ведущий 2. Ученые провели опрос людей в возрасте от 7 лет и старше, выясняя их понимание, что такое процент, и как он работает. 80% опрашиваемых ответили, что процент - это сотая часть числа; 15 %, что процент - это что-то из математики; 3%, что процент – это прибыль; 2 % затруднились ответить. Из этого следует, что большая часть населения знает , что такое процент, но не понимает как он работает.
Ведущий 3. Слово процент происходит от латинского “pro centum”, что означает в переводе сотая доля. В 1685 году в Париже была издана книга “Руководство по коммерческой арифметике”, автор Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали “cto” (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это “cto” за дробь и напечатал “%”, так из-за опечатки этот знак вошел в обиход.
Ведущий 4. Проценты с нами повсюду. Давайте представим такую ситуацию. Девушка пришла в магазин. Она увидела там прелестное платье и захотела его купить, но ей не хватало денег. Оно стоило 6000 рублей, а у девушки было 5000 рублей. Вдруг она увидела вывеску: “Скидка 20%”. Девушка очень обрадовалась, но тут задумалась, поскольку не понимала, хватит ли ей денег. Если бы эта девушка учила в школе математику и знала бы такую важную тему, как проценты она бы поняла, что 20% от 6000 это 1200 рублей. А 6000 рублей минус 1200 рублей это 4800 рублей – стоимость платья со скидкой. Значит, девушки хватит, да ещё и останется!
Ведущий 1. Проценты, о которых мы сегодня говорим очень скромно, нашли свое прямое отражение и в построение орбитальных станций, и в закладке программ, и в полёте человека в космос, и в его подготовки к нему. Исходя из этого, можно сказать, что изучая проценты сегодня, мы делаем шаг на пути больших открытий в будущем.
Вся работа над журналом была посвящена школьному учебнику и стремлению посмотреть на него с несколько другой стороны, ведь учебник это книга для учащегося. Далеко не в каждом учебнике есть иллюстрации, да это и не обязательно, потому, что только книга способна развить наше воображение, помочь нарисовать необходимые картины.
Нам известно о существовании рукописных книг, об одной из самых больших библиотек мира – Российская государственная библиотека в Москве. Есть книги великаны, есть книги малютки, в каждой из них есть своя тайна. Дорогу к ней откроет школьный учебник, тот самый скромный, легкий, компактный, и такой ценный!
Литература
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. “Наглядная геометрия” (5-6 класс), - М.: издательский дом “Дрофа”. 1992 г.
- Перли С.С., Перли Б.С. “Страницы Русской истории на уроках математики” – М.: издательство “Педагогика-Пресс”. 1994 год.
- Гончарова Л.В. “Предметные недели математики в школе” - Волгоград: издательство “Учитель”. 1999 г.
- Гаврилова Т.Г. “Занимательная математика” (5-11 классов), издательство Волгоград: издательство “Учитель”. 1999 г.
- Алексеев С.П. “Что такое. Кто такой”: В 3 т. Т.2 - 4-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1995.