Подготовка к педагогическому совету
1. Тематическая проверка “Организация поисково-познавательной деятельности с до школьниками”. (Приложение 1)
2. Анкетирование родителей “Природа в жизни вашей семьи”. (Приложение 2)
3. Открытый просмотр занятия “В мире растений” в средней группе.
4. Подбор вопросов к викторине “Знатоки природы”.
5. Оформление “Зеленых огородов на подоконнике” во всех возрастных группах.
6.Оформление родителями экологических газет “Интересное рядом”.
7. Создание мультимедийной презентации.
8. Домашнее задание педагогам: найти ответы на следующие вопросы:
- Почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?
- Почему божьих коровок так называют?
- Почему у ели всегда острая вершина?
- Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?
- Почему крапива “жжется”?
Проведение педагогического совета
Повестка дня
Часть I. Вступительное слово заведующего детским садом.
Часть II. Выступление старшего воспитателя.
Часть III. Место игры в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя).
Часть IV. Обсуждение результатов анкетирования родителей.
Часть V. Викторина “Знатоки природы”.
Часть VI. Проект решения педагогического совета.
Часть I. Вступительное слово заведующего детским садом
Во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуры, экологическое мышления, экологического сознания, экологически оправданное отношение с природой.
Экологическая культура, по некоторым источником, включает: соответствующие идеалы и ценности; нормы поведения; экологическую ответственность, чувство “гражданина планеты Земля”. Считается, что формирование экологической культуры – это единство решения трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; использование экологического подхода к организации экономики и других сфер жизни и деятельности общества; формирование экологического сознания.
Очевидно, что первая и вторая проблемы всецело зависят от успешного решения третьей, ибо если человека отличает экологического сознания, ему не надо ничего разъяснять- он все сделает сам и наилучшим образом.
Природа, по глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, должна быть “не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды” так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка.
Для реализации в практике экологического образования и воспитания необходимо:
- формировать у детей систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом;
- активизировать процесс познания природы через организацию поисково-познавательной деятельности. Через экспериментирование, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства и переживания ребенку легче познать окружающую природу, раскрыть для себя новые тайны;
- организовывать с детьми экскурсии, прогулки в природу, развивая при этом зрительные, слуховые ощущения, восприятия;
- шире использовать игровые педагогические технологии. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. Через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий;
- учить детей творческому общению с природой, стремится к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, помечтать, остаться наедине с красотой, составлять сказки, рассказы, стихи.
Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу зарождают заботу о ней.
Важно развить у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приведет его к необходимости гармонизовать свою деятельность с природой.
Часть II. Выступление старшего воспитателя
Подведение итогов тематической проверки “Организация поисково-познавательной деятельности с дошкольниками”.
Часть III.Место игры в экологическом воспитании дошкольников
Выступление из опыта работы воспитателя старшей группы.
Часть IV. Обсуждение результатов анкетирования родителей
“Природа в жизни вашей семьи”. Выступление воспитателей каждой возрастной группы.
Часть V. Викторина “Знатоки природы”
Цель: выявить уровень экологических знаний педагогов, формировать потребность в экологическом образовании.
Правила. Педагоги делятся на две команды (каждая располагается за отдельным столом). На экране высвечивается табло с 5 секторами, каждый из которых содержит по 5 вопросов. Команды поочередно отвечают на вопросы. Выбор вопросов может быть произвольным, чем больше номер вопроса, тем он сложнее. За каждый правильный ответ команды получают определенное количество баллов от 1 до 5. (В зависимости от сложности вопроса). Номер вопроса соответствует количеству баллов. На обдумывание вопроса дается одна минута.
Сектор 1. Домашняя заготовка
1. Почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? (Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке- получается скрип, стрекот).
2. Почему божьих коровок так называют? (Коровками назвали потому, что умеют выделять “молочко”, правда, не белое, а оранжевое. Конечно, на самом деле это никакое не “ молочко”, а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят “коровок” ни птицы, ни ящерицы”).
3 .Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие возраста, перестают расти в высоту, стволы их начинают раздаваться вширь).
4. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
5. Почему крапива “жжется”? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и на коже вызывает жжение).
Сектор II. Загадки
- Много рук, а нога одна. (Дерево)
- Летел пан, на воду попал, не плывет, не тонет. (Лист)
- Кто в лесу без топоров
- Строит избу без углов? (Муравей)
- Синий пиджак,
- Желтая подкладка,
- В середине – сладко. (Слива)
- Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
Сектор III. Да-нет
1. Мухи глухие, у них нет вообще слуха. (Да)
2. Самый прожорливый хищник планеты – тигр. (Нет)
3. У пингвинов крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Да)
4. Зайцу удобнее бежать с горы. (Нет)
5. Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов. (Да)
Сектор IV. Сказка и экология
- Кого подковал левша? (Блоху)
- Какие культуры сеял мужик? (Репу, рожь)
- В какой сказке опустила яблоня свои ветки? (Хаврощечка, Гуси-лебеди)
- Какой месяц дал девочке возможность набрать полную корзину цветов? (Апрель)
- Животное из сказки “Зимовье зверей”, которое рано утром постучало в ворота. (Баран)
Сектор V. Эрудит
- Какие жизненные формы встречаются у растений? (Травы, кустарники, деревья)
- Как растения размножаются? (Семенами, черенками, клубнями, усами)
- В чем главное отличие животных и растений? (В разных способах питания). Растения создают органические вещества; животные живут за счет растений и других животных, так как питаются готовыми органическими веществами.
- Как часто кормят аквариумных рыб? (Кормить рыб следует в одно и то же время. Зимой 1 раз в день, летом – 2 раза)
- Что такое рабатки? (Это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения сажаются рядами)
Проект решения педагогического совета
1. Развивать у детей познавательный интерес к природе через организацию различных форм поисково-познавательной деятельности.
2. Шире использовать игровые педагогические технологи в экологическом воспитании дошкольников.
3 .Составить перспективный план по экспериментированию для своей возрастной группы.
4. Разработать систему интегрированных занятий по теме “Я и природа”.
5. Осуществлять экологическое образование родителей через организацию различных форм. Подобрать информационный материал для родителей по темам “Правила экологической безопасности”, “Требования к экологии жилища”, “Содержание в доме домашних животных и их значение для воспитания ребенка”.
6. Организовать выставку детских работ “Я и природа”.
Литература
1 .Грехова Л.И. В союзе с природой. – М.: ЦГЛ, Ставраполь: Сервисшкола, 2002.
2. Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников). – СПБ.: Акцидент, 1998.
3. Рыжова Н.А. Программа “Наш дом – природа”:-М.: “Карапуз-дидактика”, 2005.