Интегрированный урок технологии и музыки по изготовлению аппликации "Лебедь" из разных материалов

Разделы: Начальная школа


Цели

1. Формировать представление о социальной роли культуры в жизни общества.

2. Развивать духовно-нравственные идеалы.

3. Расширять культурный кругозор детей.

4. Закреплять умение работать с ножницами, клеем.

5. Развивать эстетический вкус.

Оборудование

1. Диск с музыкальными произведениями, магнитофон.

2. На партах заготовки: контур изображения лебедя, кусочки ниток одного размера для петелек.

3. Клей ПВА, ватные палочки.

4. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1. Звучит песня Е. Мартынова “Лебединая верность” (сл. А. Дементьева).

Учитель: Вы послушали песню Е. Мартынова “Лебединая верность” на стихи поэта Андрея Дементьева.

Приложение 1

О лебединой верности с древности складывали предания, легенды, сказки. Лебедь – наиболее почитаемая птица наших предков, славян. Она символизирует чистоту, гордое одиночество. Представления древних людей, связанные с лебедем, живут и по сей день в запретах убивать или употреблять эту птицу в пищу.

У многих народов Европы Лебединой дорогой называется Млечный путь. Чувашская сказка объясняет появление и самого Млечного пути: во времена осеннего перелёта одна птица отстала, и стая оставила в небе след из пушинок, чтобы отставшая могла найти дорогу. Древние греки поместили на Млечном пути созвездие Лебедя.

Русская народная сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты – в лебедя.

Учитель: Послушайте, как описывает первую встречу с царевной А.С. Пушкин в “Сказке о царе Салтане…”.

Демонстрируется плакат с репродукцией картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

Звучит МУЗЫКА Сен-Санса “Лебедь”.

Ученица читает отрывок из сказки:

Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море;
Это горе – всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых отставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя не позабуду:
Ты найдёшь меня повсюду…

2. - Сегодня мы выполним необычную аппликацию “Лебедь”.

У вас на партах заготовки: контур изображения лебедя, кусочки ниток одного размера для петелек. Также необходим клей ПВА, ватные палочки.

- Давайте повторим правила работы с клеем, ножницами.

- Расскажите, как мы приклеиваем петельки с помощью ватных палочек и клея.

- Давайте познакомимся с последовательностью работы по инструкционной карте. Ученик читает инструкционную карту. На экране – изображение готовой поделки.

“Смажь небольшой участок основы клеем и приклеивай петли по одной, прижимая их концы палочкой с ватным тампоном. Начинай приклеивать петли от внешнего контура поделки: лебедя начинай выклеивать снизу, поднимаясь к шее и крыльям; на крыле сначала сделай внешний чёрный контур, а затем от него выклеивай внутреннюю часть крыла. При выклеивании воды начинай от верхнего края поделки”.

3. Учащиеся выполняют работу.

Музыка:

  1. Сцена из 2 акта балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского.
  2. “Танец маленьких лебедей” П. И. Чайковского.
  3. “На озере” Г. Д. Райт
  4. “Озеро” А. Шелыгин. Из музыки к телефильму “Лебединый рай”.
  5. Подведение итогов работы.

Приложение 2

Литература: журнал “Ребёнок и творчество” № 2 (8) 2010 год.