Цели
1. Формировать представление о социальной роли культуры в жизни общества.
2. Развивать духовно-нравственные идеалы.
3. Расширять культурный кругозор детей.
4. Закреплять умение работать с ножницами, клеем.
5. Развивать эстетический вкус.
Оборудование
1. Диск с музыкальными произведениями, магнитофон.
2. На партах заготовки: контур изображения лебедя, кусочки ниток одного размера для петелек.
3. Клей ПВА, ватные палочки.
4. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока
1. Звучит песня Е. Мартынова “Лебединая верность” (сл. А. Дементьева).
Учитель: Вы послушали песню Е. Мартынова “Лебединая верность” на стихи поэта Андрея Дементьева.
О лебединой верности с древности складывали предания, легенды, сказки. Лебедь – наиболее почитаемая птица наших предков, славян. Она символизирует чистоту, гордое одиночество. Представления древних людей, связанные с лебедем, живут и по сей день в запретах убивать или употреблять эту птицу в пищу.
У многих народов Европы Лебединой дорогой называется Млечный путь. Чувашская сказка объясняет появление и самого Млечного пути: во времена осеннего перелёта одна птица отстала, и стая оставила в небе след из пушинок, чтобы отставшая могла найти дорогу. Древние греки поместили на Млечном пути созвездие Лебедя.
Русская народная сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты – в лебедя.
Учитель: Послушайте, как описывает первую встречу с царевной А.С. Пушкин в “Сказке о царе Салтане…”.
Демонстрируется плакат с репродукцией картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.
Звучит МУЗЫКА Сен-Санса “Лебедь”.
Ученица читает отрывок из сказки:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море;
Это горе – всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых отставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя не позабуду:
Ты найдёшь меня повсюду…
2. - Сегодня мы выполним необычную аппликацию “Лебедь”.
У вас на партах заготовки: контур изображения лебедя, кусочки ниток одного размера для петелек. Также необходим клей ПВА, ватные палочки.
- Давайте повторим правила работы с клеем, ножницами.
- Расскажите, как мы приклеиваем петельки с помощью ватных палочек и клея.
- Давайте познакомимся с последовательностью работы по инструкционной карте. Ученик читает инструкционную карту. На экране – изображение готовой поделки.
“Смажь небольшой участок основы клеем и приклеивай петли по одной, прижимая их концы палочкой с ватным тампоном. Начинай приклеивать петли от внешнего контура поделки: лебедя начинай выклеивать снизу, поднимаясь к шее и крыльям; на крыле сначала сделай внешний чёрный контур, а затем от него выклеивай внутреннюю часть крыла. При выклеивании воды начинай от верхнего края поделки”.
3. Учащиеся выполняют работу.
Музыка:
- Сцена из 2 акта балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского.
- “Танец маленьких лебедей” П. И. Чайковского.
- “На озере” Г. Д. Райт
- “Озеро” А. Шелыгин. Из музыки к телефильму “Лебединый рай”.
- Подведение итогов работы.
Литература: журнал “Ребёнок и творчество” № 2 (8) 2010 год.