Применение педагогических технологий на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считаю привитие интереса  к своему предмету, стремлюсь разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе или ВУЗе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни.  Какую же роль в нашей жизни сейчас играет английский язык?

Когда ученики впервые приходят  ко мне на урок  английского языка,  я  говорю им о том, чтобы выучить английский язык, не нужно прилагать огромных усилий. Любой язык природен, поэтому выучить его может каждый человек. Более того, английский язык – один из самых простых европейских языков. Не бойтесь и не верьте тому, кто говорит, что выучить английский язык нереально. Читать книги, слушать радио, смотреть кино на английском, и главное, говорить – более чем возможно.

В мире существует множество стран, а языков, на которых говорят их жители – 6800. Как же населению Земли понять друг друга? А вот этой цели служат международные языки, которые и позволяют всем нам общаться друг с другом, независимо от национальности и места проживания. Одним из международных языков является английский. Более того, английский является языком межнационального общения для всего человечества.  Более чем для  375 миллионов человек  английский язык является родным. 

За последние годы наблюдается рост мотивации учащихся к изучению английского языка. Я связываю это с тем, что у обучающихся появилась необходимость изучать иностранный язык  потому  что  в целом, политическая, экономическая, научная, спортивная жизни всего мира «протекает» на английском языке.

Хотите путешествовать и не чувствовать себя белой вороной, а свободно общаться с людьми разных национальностей? Хотите стать студентом зарубежного университета? Хотите престижную работу с продвижением по карьерной лестнице? А, может, вы желаете работать заграницей? Совет один – изучайте английский язык. Ведь со временем вы все равно поймете, что 75% мировой переписки осуществляется на английском, 80% информации на компьютерах хранится тоже на этом языке, а большинство международных документов, статей, литературных произведений, инструкций написано именно на английском. А ещё киноиндустрия   и музыкальный олимп.

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения,  можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.  Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы учителей существует множество вариантов. В своей работе я использую разные педагогические технологии. Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является  технология личностно-ориентированного  обучения направленная  на  интеллектуальное  и нравственное  развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению урока:

  • при предъявлении учащимся учебного материала, ставлю конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;
  • излагаю  учебный материал таким образом, чтобы он  расширял объём знаний  и преобразовал личный опыт каждого ученика;
  • организовываю  учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • использую различные формы  индивидуальной работы на уроке;
  • провожу  работу  с раздаточным материалом, работу в парах, группах,  работу с различными опорами;
  • группа  получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);
  • стараюсь  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;
  • обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку  результатов усвоения учащимися знаний, умений и  навыков;
  • чётко обьясняю  домашнее задание  указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке,  использовать цвета по образцу;

Личностно-ориентированный подход, развивает  у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При  разработке системы  учебных заданий на уроке  я учитываю  не  только сложность  содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска  при изучении той или иной темы.  Например,  часто   использую  приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова. 

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем.  Когда на уроке английского языка я диктую слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух,  другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.  Поэтому, представляя учащимся  выбор вида и форм учебного материала, предлагаю детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

Профессиональное наблюдение за учеником должно, по мнению Якиманской И.С., оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного развития. Подобную    индивидуальную  карту я применяю в своей педагогической практике.  В данной  карте я  фиксирую результаты знаний, умений и навыков  учащихся  по  основным изучаемым  темам и на основании отслеживаемых  результатов могу строить работу с учащимися с разным уровнем  обученности.

Я считаю, что коммуникативное общение является самым главным аспектом при активизации речевой деятельности учащихся. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находится ученик, а не учитель. На уроке большую часть времени я уделяю практике учащихся и использую технологию коммуникативного обучения английскому языку.

Научить говорить можно только говоря, слушать, – слушая, читать – читая. Прежде всего, это касается упражнений, поэтому  подбираю  упражнения больше приближенные к реальному общению. 

При  обучении   учащихся   диалогической  речи,  обучаю  учащихся  кратким, неполным  ответам и  также  вопросам,  разговорным  клише  (вежливые просьбы, фразы повседневного общения,  выражение согласия/несогласия, как вести себя,  если ты потерялся в незнакомом городе, речевой этикет при встрече и прощании и т.д.).  При составлении  диалогов  я предлагаю ученикам  разнообразить реплики в зависимости от ситуации. Данные  диалоги  могут быть даны на карточках или проецироваться на экран.  Когда диалог предъявляется  впервые,   предлагаю выполнить  следующую работу:

  1. прочесть диалог (лучше прослушать фонограмму с опорой на текст);
  2. воспроизвести по модели диалог;
  3. высказаться по измененной модели.

В своей работе  много внимания уделяю групповой форме общения.  Групповая форма общения является для уроков иностранного языка настоятельной необходимостью, особенно если речь идет о коммуникативном  обучении, поскольку этот метод предполагает обучение общению через общение. Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое; развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить, обеспечивает обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляют межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга. Группы могут создаваться и по уровню обученности  (однородные группы). Однородные группы  я чаще всего создаю при дифференцированной работе, когда предоставляется возможность дать сильным учащимся задание повышенной трудности. Слабо подготовленные учащиеся тем временем занимаются по своему плану и постепенно  "выходят на класс" с результатами своей работы, утверждая себя в классе и в своих собственных глазах. Так,  при освоении   различных тем   ребятам предлагается разыграть тематические  ситуации  (я и мои друзья, домашние любимцы,  в школе, в магазине/ выбор и покупка продуктов/ приготовление пищи, времена года,  этикет/ поведение гостя в семье, соревнования, экология, путешествия). Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, потому что  общение осуществляется более  непринуждеа  и  учителю  легче проверить правильность языкового оформления высказываний.  Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление,  а  главное,  групповая работа учит школьников самостоятельности.

Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах.  Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер,  делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным.   Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет обучаемому легче и быстрее усваивать материал.

Благодаря   оснащенности моего кабинета  современными техническими средствами, я имею возможность  использовать   на  уроках  обучающие интерактивные курсы, различные электронные пособия, тренажёры,   презентации в формате  Microsoft  Power Point,  различные обучающие  материалы из  Интернета.  Всё это  позволяет более наглядно и доступно  объяснить учебный материал.  В моём кабинете имеется  компьютерная  медиотека, в  которой  систематизировано  много  тематических  папок: времена года, квартира, животные, грамматика, страноведение,  субкультура, питание, здоровье, стихи и песни и.т.д .  Презентации составлены мной и моими учащимися,  также в своей   работе я  использую  презентации   коллег.  Возможности  глобальной сети – Интернет  безграничны, сеть позволяет не только обмениваться различной информацией: от текстов до картинок, звука и видео, но и использовать словари в режиме “on-line”,  различные источники информации, которые я  успешно  и с удовольствием применяю на уроках. 

Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов ("body language"), на распознавание стиля взаимоотношений  с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.  На уроках я  использую  видеокурсы   разработанные  преподавателями Манчестерского университета,  сюжеты сняты в Великобритании  с  участием носителей языка (в наличии 130 сюжетов по разной тематике).

В течение  трёх лет я работаю над методической темой  «Развитие навыков чтения у учащихся на уроках английского языка». Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает  одно из главных мест по использованию, важности и до­ступности. Овладение чтением на английском языке всегда представля­ет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.  За годы работы в школе у меня сложилась система, которая позволяет сравнительно быстро и хорошо научить читать вслух всех учащихся, которые к этому стремятся.

Когда алфавит изучен и ребята уже хорошо знают согласные и гласные звуки, приступаем непосредственно к чтению. Я  придерживаюсь следующих установок при обучении чтению:

  1. дети  учат правило (каждый ребенок должен уметь быстро и четко изложить его суть своими  словами или так, как правило, записано в тетради);
  2. учащиеся обязательно записывают правило в тетради;
  3. предлагаю несколько устных тренировочных упражнений на закрепление этого правила;
  4. перед изучением каждого нового правила обязательно повторяем все предыдущие правила в   такой последовательности, в какой ребята их заучивали;
  5. затем даю несколько разнообразных тренировочных упражнений на все изученные правила;
  6. кроме того, на одном из последних этапов урока 3-4 минуты  посвящаю тренировочным  упражнениям и текущему контролю изученных правил.

На чтение в младших классах я обычно уделяю от 7 до 25 минут  в зависимости от возраста младшего школьника. 25 минут  на уроке я отвожу уже для работы над относительно большими сюжетными текстам. Упражнения на закрепление правил должны быть разнообразными, но не меняться как в калейдоскопе, так как  ребята должны привыкнуть к установкам. Правила чтения, которые я использую в учебных целях, предельно упрощены, по возможности приближены к тем, с которыми ученики ознакомились на уроках английского  языка в начальной школе.   Давая на дом задания можно разнообразить его, указав, за какое время нужно прочитать на “5” на “4” на “3”. Кроме простого чтения можно почитать парами, почитать на внимание (прерываю одного ученика и спрашиваю другого). Можно читать хором двумя командами, читать на личное первенство, читать как по радио или по телевизору, читать  быстро и четко. Для текущего контроля и повторения использую карточки, а задания могут быть такими: подели слово на слоги, объясни  по  каким  правилам оно читается, прочитай слово и скажи, сколько правил ты вспоминаешь, читая его, и назови эти правила. В своей работе я постоянно применяю ТСО.  В среднем звене при работе над текстами я предлагаю учащимся  ряд  инструкций  для лучшего понимания чтения. При работе над текстом я  использую  методику обучения чтения  Л.М. Урубковой:

  1. интонационная разметка текста;
  2.  коллективное чтение вслух;
  3. парное обращенное чтение;
  4. индивидуальное шепотное чтение;
  5. индивидуальное контрольное чтение вслух.

Большое внимание в своей работе я уделяю домашнему чтению.  На уроках обязательно читаем тексты  по домашнему  чтению, выполняем все задания предложенные  авторами  УМК, подробно разбираем и анализируем все задания. Систематическая  последовательная  работа над развитием  навыков чтения приносит положительные    результаты.

Овладение учащимися коммуникативной компетенции – главная практическая цель обучения, как следствие, это приводит к необходимости контроля за знаниями учащихся.

В своей практической деятельности я уделяю особое внимание контролю всех аспектов коммуникативной деятельности учащихся: чтению, аудированию, устно-речевому общению, письму.  В соответствии с реалиями сегодняшнего дня много внимания уделяю  работе с тестами, так как  необходимо  целенаправленно готовить учащихся к Единому государственному  экзамену по английскому языку   с первого года  обучения. Я использую  как стандартизированные тесты,   составленные  высококвалифицированными специалистами в этой области ( О. В. Афанасьева, Т. К. Сигал, К. М. Баранова, Черкасова Л.Н., Черкасова М.Н., И. В. Михеева, А. С. Саакян, А. Ю. Фролова, Н. К. Малышева, С. В. Фурсенко), так и не стандартизированные.  Особое внимание уделяю тестированию в старших классах, для этого использую  ряд пособий,  подбирая тесты по прошедшему или изучаемому в данный момент материалу. Для учащихся начального и среднего звена составляю тесты самостоятельно, поскольку данные пособия ещё сложны для их восприятия. УМК авторов К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман,  М.З. Биболетовой,  Н.Н. Трубаневой по которым  я работаю,  составлены  таким образом, что в них  даётся много упражнений и заданий именно в тестовом варианте. Я  составляю  тесты различных уровней сложности, исходя из уровня подготовки учащихся. Каждый тест отражает определенный аспект в изучении языка и позволяет проверить глубину и качество усвоения материала. Для проверки словарного запаса учащихся и правильности употребления слов и устойчивых выражений я использую тесты из разделов «Test your vocabulary», «USE of English»,  также применяю тесты для проверки орфографии учащихся.

Большое внимание на своих уроках   уделяю отработке  лексико – грамматических навыков, так как  этот раздел языка  вызывает  наибольшие затруднения у учащихся. Сформировать у учащихся навыки понимания прочитанного, самостоятельного построения высказываний без стройной системы грамматики  и знания лексики невозможно.   В своей практике ещё в самом начале устного вводного курса приступаю к целенаправленной систематической работе с глаголом /to be/, подчёркивая, что с виду он такой неприметный, зато насколько важен в изучении языка. Привожу примеры использования его в родном языке и в английском, например в румынском и французском. Чтобы ребята лучше запомнили его спряжение, мы изменяем его по лицам и числам на мотив песни “В лесу родилась ёлочка”. И в дальнейшем этот глагол называем “ёлочкой”. Ребята очень легко его запоминают.  К тому же это не скучно. Осознав использование этого глагола, ребята легко составляют предложения типа: I am a pupil; He is ill; They are in the room; It is cold; It is autumn; It is 5 o’clock, т.е. могут выразить род занятий человека, о его состоянии, местонахождении, погоде, сезоне.  Путём длительной тренировки вырабатываю у детей автоматизм в использовании  различных  грамматических структур.

Времена называю сразу по-английски, чтобы учащиеся привыкали к ним сознательно. А затем, на протяжении нескольких уроков по 2-3 минуты мы просто играем, даже проводим маленькие  конкурсы: какое время употребил бы англичанин в данной ситуации? Привожу целый ряд предложений на русском языке, а ребята на английском называют  грамматическое время, которое использовал бы англичанин.  И только видя, что учащиеся полностью осознали разницу в применении этих форм, приступаю к использованию их в ситуациях на английском.  Использую картины, карточки, задания. Несомненно, эта работа по освоению грамматических форм должна быть систематической и кропотливой, тогда и желаемый  результат будет.  Формы введения и освоения   грамматических явлений разные. Например, знакомя учащихся с глаголом /have/, сочиняю рифмовки, с глаголом /can/ поём простые песенки.  Когда приступаем к чтению текстов, описанию картинок, к работе по опорным картам и подстановочным таблицам в Present Indefinite, больших трудностей уже не возникает.   Начиная  со  2 класса предлагаю учащимся упражнения для перевода с русского языка на английский. Именно благодаря такой системе работы учащиеся осознанно совершенствуются в использовании всех этих форм, сначала на письме, а потом и в монологической  речи, и в диалогической   речи.  При проверке письменных работ мы выбираем характерные ошибки, затем ещё раз анализируем с использованием правил, проводим корректирующие упражнения, и частотность ошибок уменьшается.

Такая система работы над грамматикой  в моём опыте  обеспечивает полноценное усвоение активного грамматического минимума, обслуживающего как устно-речевое общение, так и письмо учащегося.

Воспитание учащихся еще одна сторона учебно-воспитательного процесса. Основной задачей воспитания является формирование целостной личности. Именно поэтому в своей работе с учащимися  ставлю основные задачи: изучение учащихся с целью учебной деятельности, формирование  положительных мотивов учебной деятельности; формирование потребности раскрытия потенциала обучающихся через вовлечение в малые творческие группы с учетом возрастных,  индивидуальных  и  психологических  особенностях учащихся. Поэтому создаю условия для их творческого раскрытия. Мои ученики принимают активное участие в общешкольных  мероприятиях по английскому языку.

В связи с тем, что профильное  обучение позволяет полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся,  создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными  интересами и намерениями, я разработала элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов «Великобритания. Факты, события, люди», «Английский без ошибок», «Совершенствуем свой английский. Разговорный практикум», «Модальные глаголы». Учащиеся школы с интересом посещают данные курсы, пополняя свои знания новым материалом. Обобщение и распространение педагогического опыта – это  активное и целенаправленное освоение лучшего опыта, теоретическое осмысление, творческий поиск эффективных методов работы, углубление знаний, совершенствование своего мастерства.

В течение трёх лет,  на базе нашей школы  ведутся курсы  английского языка по Оксфордским программам, где я работаю преподавателем. Оксфордский и кембриджский подходы к языку объединяет то, что в основу работы большинства курсов положена коммуникативная методика, интегрированная с некоторыми традиционными элементами преподавания. Она предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс, что достигается с помощью сведения апелляции учащегося к родному языку до минимума. Основная цель этой методики – научить  сначала  свободно говорить на языке, а потом думать на нем, чего я и стараюсь достичь в своей работе.