Психологическая деловая игра "Отцы и дети"

Разделы: Иностранные языки




Понимание – начало согласия.
Спиноза.

Цели:

  • осознание подростками и их родителями барьеров, которые мешают лучше понимать друг друга,
  • получение обратной связи,
  • выработка новых моделей поведения при общении.

Названия конкурсов:

  1. Конкурс  «За что мы любим?».
  2. Конкурс «Пойми меня».
  3. Конкурс «Волшебные слова».
  4. Конкурс «Ты – чудо».
  5. Конкурс «Паутина предрассудков».

Высказывания:

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами презирает авторитеты, не уважает старших, Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя.» (Сократ  470– 399 гг. до н. э.).

«Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем  отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости.» (В. Г. Белинский).

Звучит музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня посвящаем нашу игру проблеме всех имен и народов – проблеме отцов и детей. Это проблема жизни всех государств. Проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ, живший в 5 веке до н. э. говорил об этой проблеме. (Зачитываются цитаты)

Звучит стихотворение

Весь день, прогретый солнцем-спичкой,
И новый дом стоит вдали.
Идет подросток безразличный,
Ногами шаркая в пыли.
Уже в глазах усталость злая,
Взор, обращенный ни к чему,
Идет он, землю презирая,
И никого не жаль ему.
Уже не мальчик, еще не взрослый,
Угрюмый, хмурый и чужой,
Все презирающий подросток,
Идет по пыльной мостовой.
Но там, под сердцем, темной коркой,
Так много горечи и бед,
Звучат слова скороговоркой,
Как школьный маленький секрет.
Когда во сне через ресницы,
Свет лунный льется, хрупок, тих,
Так много могут эти лица
Сказать для тех, кто любит их.
А мать, склоняясь в тихой муке,
Тиха, как белый лунный свет,
Тайком целует его руки,
Что пахнут дымом сигарет.

Ведущий: И мы собрались сегодня для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы:

Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения?

В зале присутствуют: заинтересованные взрослые, дети, педагоги, компетентное жюри в составе….

От всех присутствующих требуется поддержка и искренне участие каждого.

Итак, наша деловая игра называется «Отцы и дети». Просим команды занять свои места.

Слева – команда родителей, справа – команда детей. Поприветствуем их.

Первый конкурс называется «За что мы любим?». Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или нет. Но родительская или сыновья любовь – это дело другое! Давайте попробуем определить, какие качества в родителях и детях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги и укажите, сколько сможете качеств, которые вам особенно нравятся в родителях или в детях. Но прежде разминка в виде блиц опроса.

Вопросы детям:

  1. Какие конфеты были любимыми у мамы и папы в детстве?
  2. Какие увлечения были у мамы с папой в детстве?
  3. Какие школьные предметы были самыми нелюбимыми?
  4. Как звали лучшую подругу или друга мамы и папы7
  5. Любимые песни папы и мамы в детстве?

Вопросы родителям:

  1. Любимая одежда вашего ребенка?
  2. Самое большое желание вашего ребенка?
  3. Самое страшное наказание для ребенка?
  4. Любимая еда вашего ребенка?
  5. Любимое занятие?

Присутствующие знакомятся с результатами анкетирования.

Анкета

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

а) хорошей организации быта – 4

б) радости общения – 16

в) покоя и защищённости – 9

2.Одинок ли ты в своей семье?

а) да – 1

б) нет – 19

в) не знаю – 3 

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да – 12

б) нет – 6

в) не знаю – 6

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в cемейной жизни?

а) здоровье детей – 14

б) хорошая учеба детей – 14

в) трудовое участие детей в жизни семьи – 4

г) настроение детей и причины его изменений – 4

5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным – 6

б) встретить любовь – 9

в) иметь много друзей – 10

г) реализовать свои интеллектуальные возможности – 8

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да – 11

б) нет – 9

в) не знаю – 2

7. Что для тебя вечера дома?

а) радость общения – 12

б) возможность быть самим собой – 10

в) мучение и пытка – 3

Ведущий: Ваше время вышло. Теперь по очереди прочитайте вашу характеристику.

А сейчас слово жюри….

Следующий конкурс называется «Пойми меня». Каждой команде дается текст на русском языке, но один вариант на молодежном жаргоне, а другой – на общепринятом литературном языке. Команда родителей переводит свой текст на жаргон, а дети – на литературный язык.

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет – так гикнется, что копыта отбросит.»

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра..».

Это интересно знать:

В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон гимназистов, семинаристов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Они говорят: Хорошо! А мы: Клёво! Классно! Прикол! Они: Вот незадача! Мы: Ну и облом! Они: Это слишком сложно! Мы: Не грузи меня! Они восхищаются, мы торчим и тащимся. Молодежный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодежный жаргон легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского – шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого – копф – «голова»), из разных диалектов (берлять – «пить», ухайдохать – «утомить»), из уголовного языка – круто, шмон, беспредел. Поколения молодых сменяются через пять – семь лет, а с ними меняется и жаргон.

Вот несколько правил современного культурного человека, сформулированных на современном языке:

  • Не наезжай!
  • Не грузи!
  • Не гони!
  • Не тормози!

Игра со зрителями.

Этимологический словарь.

Очень часто молодежь заимствует слова из этимологического словаря. Такие как:

Батисфера – сфера вмешательства отца в семейные дела.

Брешь – ложь.

Волнушка – мелодрама.

Головотяп – палач.

Готовальня – столовая.

Грабли – воровской инструмент.

Драп – бегство.

Застенок – сосед.

Изверг – действующий вулкан.

Курятник – комната для курения.

Малярия – побелочно-покрасочные работы.

Обескровленный – лишившийся крыши над головой.

Отрасль – борода.

Папье-маше – родители.

Стенография – надписи на стенах.

Сопеть – подпевать, участвовать в хоре.

Тысячелистник – толстый роман.

Химера – эра химии.

Чертеж – преисподняя.

Четвертовать – выставить оценки за четверть.

Этажерка – соседка по лестничной клетке.

Ведущий: Одним из основных коммуникативных умений, которыми должны овладеть отцы и дети является умение говорить «волшебные» слова. Сегодня мы должны вспомнить эти «волшебные» слова.

У каждого члена команды по пять цветных карточек. У отцов – красные, у детей – желтые.

Ваша задача в течение 1 минуты обменяться «волшебными» словами друг с другом. За каждое «волшебное» слово вы получаете карточку от того, кому вы его говорите. Повторов быть не должно. Получивший большее количество карточек станет победителем конкурса и принесет очко своей команде.

Пока жюри подводит итоги, предлагаем небольшой конкурс для всех присутствующих.

Закончите пословицу:

  1. «На то и клад, коли в семье лад»
  2. «Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему»
  3. «Семейный горшок всегда кипит»
  4. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
  5. «В семье и каша гуще»
  6. «Нет друга лучше, чем родная матушка»
  7. «На свете все найдешь, кроме отца и матери»
  8. «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
  9. «Детишек воспитать – не курочек пересчитать»
  10. «Кто детям потакает, тот потом слезу проливает»
  11. «Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет»
  12. «Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие будут»
  13. «Ребенок – что воск: что хочешь, то и сольешь»
  14. «Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста»
  15. «Детки хороши – отцу-матери венец; худы – отцу-матери конец»

Ведущий: Слово предоставляется жюри…

Еще Рабле подметил: «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает». Следующий конкурс называется «Ты – чудо».

Ваша задача – ответить гениальному Рабле. Поэтому вам предлагается составить хвалебную оду сопернику, т. Е. «отцу» или «ребенку». Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять качества родителя или ребенка. Например: «Она прекрасная мать! Она зеркало, в котором нашел отображение ее ребенок. Она интересная женщина».

А пока над одой трудятся родители и дети, предлагаем посмотреть презентации «Вот мы какие!»,  «Из семейного архива».

Ведущий: Слово предоставляется жюри…

Переходим к следующему конкурсу «Паутина предрассудков». Вы знаете, что предрассудки в отношениях между родителями и детьми играют негативную роль. Опутанный паутиной предрассудков, человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. Об отношениях между родителями и детьми ходит много анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках.

Вспомните какой-либо обидный анекдот об отношениях отцов и детей.

Например:

– Как дела в школе, сынок? – спрашивает отец Вовочку.

– Я с отцом двоечника не разговариваю.

Я предлагаю выйти по одному представителю от команд. Задание – рассказать анекдот или высказать мысль, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника веревкой, как бы опутывая его «паутиной предрассудков.

Например:

Сыну: «Лоботряс!»

Отцу: «Ты меня не понимаешь!»

А теперь поможем нашим героям выпутаться из плена предрассудков. Говорите что-то хорошее, слова сочувствия.

Компетентное жюри подводит итог работы.

Чаще всего мы сами даем советы своим детям. Но бывает и наоборот. Детские советы были аккуратно записаны взрослыми, и в результате получился не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои прав, но еще и приглашение взрослых к дружбе, открытости и сотрудничеству.

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я  очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.
  • Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушает мою веру в вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое  слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого…Я просто хотел. Чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравиться, если я захочу использовать в качестве прислуги.
  • Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. Этим вы сможете спровоцировать меня на ложь.
  • Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.
  • Никогда не говорите, будто вы совершенны и  непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим  вместе  слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его  проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.
  • Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь…А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…
  • И кроме того, я вас люблю.. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне  любовью тоже.

Ведущий: Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Мы очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Но мы все хотим любви, уважения. Внимания к себе, великодушия.

Послушайте несколько пунктов замечательного билля о правах родителей, обращенного к детям. Его написал .известный американский психолог Э. Шострем.

Детям от родителей

Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантильнее, чем вы есть на самом деле(  не ведите себя в 12 лет, как в пять), разыгрывая беспомощность и глупость. Дайте нам понять, что мы можем расти вместе, что мы можем рассчитывать на вас в том, что в конечном итоге вы станете независимыми от нас.

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители, мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От вас зависит, какие родители получаться из нас. На нужно, чтобы вы развили ответственность – способность отвечать за ваши поступки.

Единственное, что можно сказать о взрослых определенно, как о человеческих существах вообще, – это то, что мы способны на ошибки и часто бываем несостоятельны. Примите и нашу способность падать.

Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» – это такой стимул.

Не забывайте также относиться к нам как к равным. Родители – не рабы своих детей. Нам тоже нужна справедливость.

Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей. Как мы уважаем ваших. Наши действия могут казаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право.

Наш дом принадлежит  всем нам. Вещи не столь важны, как люди , но попытайтесь научиться уважать вещи, которые высоко ценят люди.

Родители растут так же, как и дети, – по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того, чтобы грести врозь.

Постскриптум. Мы любим вас!

В работе используется презентация (Приложение 1).