Как я работаю над правописанием безударных гласных в корне слова. Из опыта работы

Разделы: Начальная школа


Уже на первом уроке, посвященном изучению понятия «корень», этому может помощь сказка «Корень» (Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. М,, 1964): «Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит:

– Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили люди корень ЛЕТ, и стал расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но  свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева, образуются новые родственные слова.»

Затаив дыхание слушают дети сказку. Постепенно на доске появляется дерево. Учитель подписывает каждый новый росток – летать, перелет, вылет и т.д. учащиеся понимают, почему эти  слова называются родственными или коренными (они похожи между собой по смыслу), и с интересом работают: выделяют корень во всех словах. Здесь же обращается внимание на то, что корень во всех родственных словах пишется одинаково.

К выросшему на глазах у детей я возвращаюсь не один раз. С помощью этой условной наглядности детям легко показать, как, обрастая морфемами (приставками, суффиксами), гласная в корне слова становится безударной, например: вылет, летать. Здесь же я сообщаю учащимся, что безударную гласную в корне слова надо обязательно проверять.

В работе над правописанием безударных гласных в корне  слова имеются свои трудности. Это – правильно определить безударный гласный звук.  Опыт показывает, что дети не всегда отыскивают ударный звук.  Есть упражнение, которое не только помогает это осознанию, но и дает возможность каждому ученику проверить себя.  Главным в этом упражнении является перестановка ударения в слове: учащиеся поочередно произносят слово, выделяют в нем все гласные звуки, слушают себя и отвечают на вопрос, так ли произносится слово.

Приведем пример. В слове кормушка требуется выделить ударный звук. Для этого дети прежде всего определяют в данном слове количество гласных звуков: они медленно произносят это слово и одновременно хлопают в ладоши (каждый хлопок обозначает гласный звук, т.е. слог: кор-муш-ка, 3 гласных звука, т.е. 3 слога). Затем дети произносят слово, выделяя поочередно каждый гласный звук.

– Кормушка (все дети произносят слово хором с ударением на первом слоге).

– Так ли мы говорим?

– Нет, не так.

– Теперь выделим второй гласный звук.

– Кормушка (ударение на втором слоге).

– Так ли мы говорим?

– Да, так.

– Запишите это слово. Поставьте знак ударения в этом слове. Подчеркните в нем безударные гласные буквы.

Таким образом, к постановке ударения дети подходят осмысленно. И если работа проводится систематически, то количество ошибок в словах значительно сокращается.

Для успешно выработки навыка правописания безударной гласной в корне слова я использовала разнообразные пособия и и карточки. Об одном из пособий под названием «Часики» мне хотелось бы рассказать. (Готовят это пособие сами дети на уроках труда.)

Что оно собой представляет? Это окружность диаметром 20 см, изготовленная из картона, фанеры. На неё по краю приклеиваются вырезанные из цветной бумаги гласные буквы высотой 3 см. С обратной стороны пособия приклеиваются вырезанные из бумаги парные звонкие и глухие согласные буквы. В центре окружности с обеих сторон прикрепляются подвижные стрелки.

Данное пособие, кроме использования его при изучении безударных гласных в корне слова, можно применить и при изучении падежных окончаний существительного в 3 классе.

Если ежедневно уделять на уроке 5-7 минут работе с безударными гласными, используя указанное пособие, то результаты не замедлять сказаться. Большая ценность его состоит в том, что с его помощью учитель за несколько секунд проверяет весь класс. Работа проводится устно, но не исключена возможность записи слов с безударными гласными и в тетради.

Приведем фрагмент работы с данным пособием.

Я сообщаю детям о том, что сейчас они будут работать над безударными гласными в корне слова с помощью пособия «Часики». Я называю слово, например кричать.

Несколько секунд уходит на то, чтобы дети установили стрелочку на своих часиках на букве и.  «Приготовили безударную гласную букву! Показали!» – говорю я.

Дети одновременно поднимают свои часики, ия я мгновенно проверяю всех.

– Послушаем Сережу.

– В слове кричать безударная гласная буква и , так как есть проверочное слово крик.

Аналогичным образом я провожу работу и по тему «Правописание звонких и глухих согласных».

Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок.

Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма. При организации и проведении систематической работы с учащимися по предупреждению  орфографических ошибок на каждом уроке грамматики используется ряд приемов, которые помогают детям выполнять работу (текущую, а в дальнейшем и проверочную) на более качественном уровне. Приведем некоторые из них:

  1. Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилу;
  2. Использование сигнальных карточек «светофоров», «памяток», орфографического словаря в учебниках по русскому языку (для 1-3 классов) и «Орфографического словаря» (составитель П.А.Грушников);
  3. Выписывание учителем на доске слов (словосочетаний),которые еще не изучались детьми или не изучались ими в данном классе;
  4. Использование таблиц (изготовленных шефствующими организациями по руководством учителя) общеупотребляемых слов (в изложениях и сочинениях), содержащих трудные случаи написания(например: шел, сначала, тяжелый, пернатые и т.д.);
  5. Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащиеся должны прежде всего прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось или закреплялось на уроке).

Перечисленные приемы по предупреждению орфографических ошибок в равной степени используется учителем с целью закрепления программного материала и подготовки учащихся к самостоятельной или проверочной работам, хотя, как мы уже отмечали, не всегда достаточно продуктивного и методически грамотно.

Среди названных приемов хорошо известен прием выборочного комментирования. Он много лет существует в педагогической практике и является одним из эффективных приемов по предупреждению орфографических ошибок. Остановимся на нем подробнее.

Наблюдения показывают, что не все учителя хорошо владеют  этим приемом, нередко нарушают последовательность его изложения, недостаточно глубоко определяют целевые установки, затрачивают на применение его много времени (например, на первом этапе для комментирования используют слишком сложные с точки зрения орфографии и структуры слова и предложения). Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально – речевых умений. Безусловно, реализовать сразу все цели без постоянной  подготовки учащихся к выполнению этой работы  практически невозможно. Нередко на этом этапе комментирования у детей возникают некоторые трудности, появляется усталость, а иногда даже пропадает желание  продолжать работу. Все это не только снижает качество усвоения программного материала, но и зачастую приводит к появлению в работах учащихся орфографических ошибок.

Как же правильно организовать эту работу?

Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования. Покажем это на одной из основных тем программы 1 класса – «Правописание проверяемых безударных гласных». С умением безошибочно писать слова с проверяемой  безударной гласной типа гора, леса, сады, и т.д. учащиеся знакомятся уже в 1 классе. Для закрепления такого умения целесообразно на уроках использовать комментирование, которое на первом этапе следует начинать с отдельных слов. Школьнику легче назвать (или зрительно определить) орфограмму в слове и труднее найти само слово с орфограммой в предложении. В последующем случае слово надо «удержать» зрительно в памяти.

В качестве примера приведем образец комментирования слова с проверяемой  безударной гласной учеником 1 класса: «Слово река, ударный слог ка, безударный слог ре, безударная гласная е. Проверочное слово реки, напишу река».

В том случае, если большая часть детей (прежде всего средние и слабоуспевающие учащиеся) овладела развернутым (подробным) комментированием, следует (в целях экономии времени) прейти к свернутому комментированию. Например: «Река, безударная гласная е, проверочное слово реки».

После того как все учащиеся овладевают умением выделять (на слух) и проверять гласную в слове, требование к комментированию усложняется На втором этапе дети должны найти слово с проверяемой безударной гласной в словосочетании и прокомментировать его написание. Остальные слова учащиеся проговаривают по словам в целях экономии времени для дальнейшего закрепления программного материала. Упражнениям, связанным с выделением из словосочетания слова на изучаемую орфограмму (например: глубокая река, высокая река, красивые цветы и т.п.) и его комментированием в общей системе тренировочных упражнений должно быть отведено достаточно много времени, а на уроке – не более 7 минут. Задача учителя на данном этапе заключается в оказании систематической помощи слабоуспевающим ученикам в овладении ими выборочным комментированием. Приведем образец такого комментирования учеником 1 класса: «Высокая гора. Вы-со-ка-я (ученик проговаривает слово по слогам) гора, безударная гласная о, проверочное слово горы, напишу гора».

Третий этап работы – выделение слова с проверяемой безударной гласной из предложения с последующим его комментированием. На первых порах работы с предложением не следует предлагать учащимся длинное предложение, так как  детям трудно запомнить его. Поэтому в целях развития памяти учащихся и их речи рекомендуем постепенно увеличивать количество слов в предложении. Приведем образец комментирования учеником 1 класса: «предложение Ребята купались в реке. Предложение начну писать с большой буквы. Напишу Ре-бя-та, ку-па-лись (каждое слово ученик четко проговаривает по слогам); в  – отдельное слово; реке, в первом слоге безударная гласная е, проверочное слово реки. В конце предложения поставлю точку».

Этапы работы по выборочному комментированию во 2 и 3 классах по теме «Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова» остаются такие же, что и в 1  классе (работа со словом, выделение слова из словосочетания, затем из предложения с последующим комментированием). Однако  требования к работе несколько возрастают: используется более сложный словарный  материал, в целях экономии времени комментирование ранее изученных и усвоенных детьми правил опускается, т.е. из словосочетания или предложения учащиеся комментируют в первую очередь слова на изучаемое (или повторяемое) на уроке правило. Покажем, как должен прокомментировать написание предложения и слова с проверяемой безударной гласной в нем ученик 2 класса: «В лесу показались первые проталины. В –пишу отдельно; лесу, безударная гласная е в корне слова, проверочное слово лес; показались (ученик произносит слово с ударением), безударная гласная а в корне, проверочное слово кажется (показ), напишу показались; пер-вые, про-та-ли-ны (проговаривает слова по слогам, подчеркнутые орфограммы четко выделяет голосом)».

Если в предложении встречаются слова, правописание которых не изучалось (или не изучается) в данном классе, и дети затрудняются в их написании, учитель использует один из вышеназванных приемов и тем самым предупреждает ошибку.

Результативность этой работы на уроках грамматики будет в том случае, если учитель владеет методикой проведения комментирования (цель проведения, система упражнений, систематичность работы, дозировка ее во времени и т.д.), а учащиеся будут хорошо знать и применять прием комментирования.