Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Изложение-миниатюра с элементами интерпретации"

Разделы: Русский язык


Образовательные цели:

  • обучение школьников восприятию, пониманию и толкованию текста в целом и его отдельных аспектов: содержательно-подтекстовой информации (замысла автора), сюжета, композиции, характеров героев, их поступков, изобразительно-выразительных средств;
  • формирование навыков правильной работы с текстом;
  • закрепление и углубление понятий «тема», «основная мысль», «жанр миниатюры», обучение написанию сочинений в данном жанре;

Развивающие:

  • формирование вдумчивого читателя, умеющего выразить личностное отношение к проблемам, затронутым в тексте, аргументировать свою точку зрения, способного анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме;
  • развитие речевого чутья и формирование собственного письменного стиля каждого школьника;
  • развитие связной монологической речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание внимательного, бережного отношения человека к природе через авторское слово и собственное понимание мира;
  • формирование интереса к чтению, личностного отношения к предмету, способности рефлекторно мыслить, работать в сотрудничестве.

Тип урока: урок развития речи

Форма организации урока: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: рассуждение, сравнение, обобщение, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование, комментированное чтение и диалог с автором через текст, наблюдение над языком, сопоставление литературных произведений, интерпретаций.

Формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая.

Средства обучения: тексты для индивидуальной работы, индивидуальные «рабочие» листы, плакаты для коллективной работы.

Технология обучения: технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Эпиграфы к уроку:

Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер

Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза!

«На планете, Богом забытой».
А. Дементьев

Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент

II. Теоретическая речевая разминка

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, гостям. А я подарю вам урок развития речи. И я очень хочу, чтобы вы мне помогли. Для этого давайте уточним:

– Чем отличается урок русского языка от урока развития речи?

– Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь? (История, литература, география…)

– Молодцы! Речь надо развивать всегда. Продолжите фразу: «Речь – …» («Речь – любит течь…»)

– Правильно. Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

– Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи? (Изложения, сочинения…)

– Чем отличаются эти виды работ?

– Когда мы пишем сочинения и изложения, то составляем, создаем что? (Текст)

– Что такое текст? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).

– Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте. (Это порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация…)

Любой текст связан темой и идеей. Каждый текст создается на определенную тему.

– Давайте повторим, что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии).

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Это главное в тексте.

– Дайте определение идеи текста. (Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан).

– Всегда ли основная мысль выражена в заглавии текста или сформулирована в каком-либо предложении? (Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать).

– Молодцы! Хорошие помощники достались мне сегодня!

– А скажите, пожалуйста, как называется наш факультатив по русскому языку? («Тексты малой формы»).

– А как по-другому можно его озаглавить? (Миниатюра).

– Что такое миниатюра? (Это небольшой по объему текст).

Миниатюра – это жанр малой формы, это художественное произведение малого размера и тонкой работы, а также изящной отделки. Миниатюра является оперативным откликом на заданную тему.

Напомню – это текст, всегда законченный, целостный. Ритм современной жизни, стремительный, не оставляющий времени для долгих размышлений на наших глазах рождает этот жанр – жанр миниатюры – краткого и емкого художественного произведения.

– Ребята, а чем привлекательна миниатюра для нас, читателей? Как вы думаете? Почему мы учимся их писать? (Быстро читается, в ней содержится много информации, можно не торопясь перечитывать, осмысливать трудную фразу, отдельную деталь… учимся писать, чтобы успешно сдать ЕГЭ).

– В чем сложна миниатюра как жанр? Это небольшой по объему текст, но при его написании часто сталкиваешься с трудностями.  С какими? (Часто трудно бывает добиться от себя, как автора, краткости, лаконизма, умения сказать в малом о важных вещах. Излагать мысль четко, ясно и кратко).

– Правильно. Миниатюра еще должна иметь оригинальный, неожиданный сюжет. Надо учиться писать так, чтобы не хотелось продолжения, чтобы не мучиться от недосказанности. И еще. Миниатюра не должна просто выглядеть мыслью, которая успела выскочить из головы, но тут же «умерла от одиночества».

– Ребята, какие тексты-миниатюры мы уже с вами писали? (Мини-диктанты, мини-диктанты с продолжением, мини-тексты по памяти, мини-изложение).

III. Объявление темы урока

А сегодня мы будем писать изложение-миниатюру с элементами интерпретации. Откройте ваши тетради и запишите тему: «Изложение-миниатюра с элементами интерпретации».

– Итак, тема записана. Ребята, значение какого слова вам непонятно? (Интерпретация). Что значит интерпретация текста? (Учащиеся не могут ответить, возникла проблемная ситуация).

– Давайте обратимся за помощью в «Копилку для любознательных». Для этого в словаре русского языка С.И.Ожегова найдем словарную статью слова интерпретация. Читаем, что оно обозначает.

Интерпретировать – истолковывать, раскрывать смысл содержания чего-нибудь.

Целеполагание

Ребята, давайте определим цель нашего урока. (Ответы учащихся).

– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно понимать и толковать текст, т. е интерпретировать, делиться своими мнениями; учиться быстро, оригинально мыслить; будем учиться вступать в диалог с автором, т.е. общаться с воображаемым собеседником; учиться в малом говорить о большом жизненно важном, а главное – создадим свой авторский текст.

Повторный вопрос:

– Что значит – интерпретировать? (Ответы учащихся)

– Молодцы! А для того, чтобы хорошо интерпретировать, надо уметь хорошо читать.

Ещё вопрос:

– Что значит, по-вашему, «уметь читать»? (Ответы учащихся). Правильно! Молодцы!

Уметь читать – это не только хорошо владеть техникой чтения.

Уметь читать – это и уметь видеть, осознавать за прочитанным текстом жизнь с её горестями и радостями, понимать и чувствовать размышления переживания, выраженные автором.

IV. Работа по теме урока

– Ребята, вы так хорошо провели теоретическую пятиминутку, что мне хочется вас отблагодарить. А вы верите в чудеса? Приглашаю вас отправиться за чудесами! Да, да, да за чудесами!

Хотите, я подарю вам сейчас лето? Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или к озеру. В это время года многие люди стремятся за город. Ведь очень скучно сидеть в душной комнате, и еще хуже смотреть телевизор. Давайте отправимся с вами на прогулку. Я предлагаю пойти в лес.

– Итак, представьте, вы отворяете дверь, переступаете в удивительный волшебный мир. Он так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок… Он такой близкий и далекий.

Близкий – протяните руку и можете дотронуться до него. Он тут, перед вами – мир родной природы.

Он и далекий, потому что мало вы знаете о нем. Этот мир населен живыми травами, птицами, насекомыми, зверями, и каждый уголок его может стать сказкой. Закройте глазки, что вы представляете? (Ответы обучающихся).

И вот мы весело шагаем по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо!

– Ой, ребята, нас встречает лесовичок и напоминает: «Вот вы в лес отправились в гости к лесным жителям, а правила вежливости не забыли»?

– Вспомните, какие правила поведения в лесу вы знаете?

Давайте проведем цифровой диктант. Выберите и прокомментируйте правила вежливости, которые необходимо соблюдать в лесу.

Правила вежливости:

(+) 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите.

(-) 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь! Много зелени – еще вырастет.

(-) 3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

(+) 4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

(-) 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы со всем их не было.

(+) 6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое. (Комментарий детей).

– Молодцы, ребята, верно выбрали правила вежливости. Таких, как мы с вами, много, но, к сожалению, есть и другие «ценители природы».

(Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонникова «Дикарь в лесу») Читает ученица.

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.

Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал подмышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий.

Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный.

А бедной елочке смотреть,
А бедной елочке смотреть
На это было больно.

– Вот такая возникла ситуация. Как поступил человек? Как вы оцениваете его поступок? (Ответы учащихся).

– Шли мы с вами шил и подошли к домику. Угадайте, кто в нём живёт?

Загадка

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей –
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей)

– О ком сейчас пойдет речь? (О муравьях).

Проблемная ситуация

– Что вы знаете о муравьях? Какую пользу они приносят для леса? (Высказывания учеников).

– А вы мармелад любите? А муравьи? Как вы думаете, почему на калине редко встречаются вредные гусеницы? (Ответы учеников).

(Сообщение ученицы «А знаете ли вы»?)

– Вы любите мармелад, а пастилу? А, наверное, вы не знаете, что без ягод калины они не были бы такими вкусными.

Калина – кустарник. А гусениц мало, потому что калина дружит с муравьями.

Муравьи – большие лакомки и очень любят мармелад. «Муравьиный мармелад» – это сок растения.

Там, где муравьи, гусеницам не бывать. Калина кормит муравьёв, а они её охраняют.

– Итак, представьте. Наступила весна. Пригрело солнышко. Ожил лес. Защебетали птички. Проснулись муравьи, выбрались из зимних квартир. Стали носить в свой дом веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи – полезные насекомые.

Что случилось однажды с одним из них, вы узнаете, прочитав текст (учитель раздаёт тексты).

Самостоятельное знакомство учащихся с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей».

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.

Муравей

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)

А. Приставкин

Беседа: «Учимся читать подтекст».

– Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится?

– Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?

– Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)

– Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).

– Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?

– О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.

– Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

– Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?

– Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?

– Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?

– Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор– человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней).

– Какие бы вопросы вы задали автору?

– Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.

– Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?

Предупреждение фактических ошибок

– Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).

– Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:

Бежал                  катил                   весь день                      большую

Шёл                     нёс                       с утра до вечера           тяжёлую

Нёсся                  тащил                  долго

на закате солнца

Итак, подведём итог:

Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами  шёл, бежал.

Неправильно было бы опускать  определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.

Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.

– Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?

«Лесные жители»

(Динамическая пауза)

Добрый лес, старый лес,

Широко развести руки в стороны.

Полный сказочных чудес!

Повороты влево – вправо с вытянутыми руками.

Мы идём гулять сейчас
И зовёт с собою вас!

Ходьба.

Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.

Присесть. Медленно подняться, повороты вправо – влево с вытянутыми руками.

Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!

Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз.

А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.

Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая ушки на макушке.

Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.

Ноги на ширине плеч.  Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловища из стороны в сторону.

В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся,
Взлетают и садятся,
На солнышке резвятся.

Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть.

Вот ползёт сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползёт – переливается.

Дети двигаются друг за другом, держат руки на поясе или на плечах впереди стоящего.

Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей,
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.

Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече.

Птички в гнёздышках проснулись, 
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, друзьям привет!
Мы летаем выше всех!»

Лёгкий бег врассыпную; дети изображают, как птички чистят крылышки, машут хвостиком, (руки сзади ладонями друг к другу), легко прыгают.

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!

Помахивание рукой, повороты влево – вправо с вытянутыми руками.

По тропинкам мы гуляли,

Ходьба.

На полянке поскакали,

Прыжки.

Подружились мы с тобой –

Широко развести руки в стороны.

Нам теперь пора домой.

Ходьба.

Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.

Прощальные взмахи рукой. Дети садятся за парты.

Выполните следующие задания:

Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.

– У каждого живущего и чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то своё к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать своё слово и вы. Конечно же, ваши интерпретации будут различными, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом. И ещё совет: «Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял».

Обсуждение читательских интерпретаций.

Вот как выразила своё отношение к поступку человека ваша сверстница: «Мне жаль, что муравей трудился весь день, а в муравейник пришёл с пустыми руками. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья,  и теперь тот должен вернуться домой к своей семье ни с чем, и все останутся голодными целую ночь. Если бы я  встретила муравья с ягодой, то не только не стала бы забирать ёё, но и сама  постаралась бы найти горсточку душистых ягод и угостить трудягу-муравьишку».

V. Творческая работа учащихся

Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, чем мы занимались на уроке?

– Чем вам запомнился этот урок?

– Что нового узнали?

– Чему научились?

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с текстами-миниатюрами, открыли «секреты» написания миниатюр, вступали в «диалог с автором».

Назовите одним словом: «Истолковывать, раскрывать смысл, содержание чего-нибудь – значит (интерпретировать)». Молодцы!

– Как немыслима жизнь без воздуха и воды, так немыслима она и без окружающей нас среды. В настоящее время человек все активнее вмешивается в природу, поэтому охрана окружающей среды является одной из самых важных проблем.

Леса называют «зелеными легкими планеты». Уничтожением леса, загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая здоровью и даже жизни человека! Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты.

Вы знаете, космонавт В.В. Коваленок писал: «Наблюдая Землю, не перестаешь восхищаться ее красотой, думаешь, как много она может дать человечеству и в то же время как она мала и как нуждается в разумном к ней отношении».

Так давайте же будем беречь и охранять нашу родную природу. Относиться к ней так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Более ста лет назад Л.Н. Толстой писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Дарите улыбки себе, природе, солнышку, маленькому муравью, кустику, пушистой белочке, верной собачке… И она отплатит вам тем же.

«Боль моя о русском лесе». За последние десять лет человек вырубил столько лесов, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. А ведь еще в старину говорили:

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Враг природы тот, кто леса не бережёт.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Человек не должен, преследуя цели ближайшей выгоды, поворачивать вспять реки, разрушать озоновый слой, губить целые породы растений и популяций животных.

Любовь, природа – это не просто слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Надеюсь, что прочитанная миниатюра натолкнет вас на размышления не только о ее литературных достоинствах, но и позволит грамотно, с гуманистической точки зрения оценивать то, что происходит вокруг. Речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе (человек, не будь равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом рождает жестокость в большом, будь бережен ко всему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).

Скажем «Нет» людскому равнодушию! Все доброе на земле от человека, и все красивое от природы.

Домашнее задание (по выбору)

1. Подготовьте минирассказ от имени муравья.

Ответьте на вопрос: «Что же с ним произошло однажды?..» Используйте в своём рассказе изобразительные средства языка. Выстройте своё сочинение. Будьте искренни и доброжелательны. Избегайте слов-паразитов типа это самое, итак, ну, это.

2. Если бы вы были художником, как бы изобразили муравья из миниатюры А. Приставкина «Муравей»? (Нарисуйте иллюстрацию).

3. Задание-исследование.

Напишите миниатюру. Сравните её с авторской миниатюрой. Что роднит текст, написанный вами, с текстом, написанным А. Приставкиным?

Детское творчество. Творческий пересказ от лица одного из героев

Однажды я тащил ягоду. Она была большая, сочная, наливная, душистая, румяная. Капавший с неё сладкий сок щипал мне глаза. Ягода была такая тяжёлая, что тащить её пришлось весь день, и только к вечеру я вышел на тропинку, где увидел муравейник.

Мимо меня проходил человек. Он два раза что-то пробормотал, сбил меня с ног и засунул ягоду в рот.

Когда я пришёл в муравейник с пустыми руками, все муравьи дружно смеялись надо мной, а мне было больно и обидно.

Нефёдов Гоша, 5 класс

Авторская миниатюра

Нес муравей для своего дома тяжелую палочку. Нес он ее долго, лапки его устали. Решил муравей передохнуть. Лег он под елью и задремал. Вдруг вблизи что-то прошуршало: выбежал на поляну заяц. Испугался муравей, вскочил на лапки, взял ношу, побежал, куда глаза глядят.

Дома он рассказал эту историю муравьям, а те лишь посмеялись над ним.

– Глупый! – сказал старик-муравей. – Это был всего лишь зайчишка! А ты его испугался! Лиса, волк, медведь – вот кого нужно бояться!

Стыдно стало муравью. С тех пор он никого не боится.

Чернышова Тамара, 5 класс