Образовательные цели:
- обучение школьников восприятию, пониманию и толкованию текста в целом и его отдельных аспектов: содержательно-подтекстовой информации (замысла автора), сюжета, композиции, характеров героев, их поступков, изобразительно-выразительных средств;
- формирование навыков правильной работы с текстом;
- закрепление и углубление понятий «тема», «основная мысль», «жанр миниатюры», обучение написанию сочинений в данном жанре;
Развивающие:
- формирование вдумчивого читателя, умеющего выразить личностное отношение к проблемам, затронутым в тексте, аргументировать свою точку зрения, способного анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме;
- развитие речевого чутья и формирование собственного письменного стиля каждого школьника;
- развитие связной монологической речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание внимательного, бережного отношения человека к природе через авторское слово и собственное понимание мира;
- формирование интереса к чтению, личностного отношения к предмету, способности рефлекторно мыслить, работать в сотрудничестве.
Тип урока: урок развития речи
Форма организации урока: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.
Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приёмы: рассуждение, сравнение, обобщение, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование, комментированное чтение и диалог с автором через текст, наблюдение над языком, сопоставление литературных произведений, интерпретаций.
Формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая.
Средства обучения: тексты для индивидуальной работы, индивидуальные «рабочие» листы, плакаты для коллективной работы.
Технология обучения: технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Эпиграфы к уроку:
Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза!
«На планете, Богом забытой».
А. Дементьев
Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
Л.Н. Толстой
Ход урока
I. Организационный момент
II. Теоретическая речевая разминка
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, гостям. А я подарю вам урок развития речи. И я очень хочу, чтобы вы мне помогли. Для этого давайте уточним:
– Чем отличается урок русского языка от урока развития речи?
– Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь? (История, литература, география…)
– Молодцы! Речь надо развивать всегда. Продолжите фразу: «Речь – …» («Речь – любит течь…»)
– Правильно. Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
– Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи? (Изложения, сочинения…)
– Чем отличаются эти виды работ?
– Когда мы пишем сочинения и изложения, то составляем, создаем что? (Текст)
– Что такое текст? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).
– Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте. (Это порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация…)
Любой текст связан темой и идеей. Каждый текст создается на определенную тему.
– Давайте повторим, что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии).
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Это главное в тексте.
– Дайте определение идеи текста. (Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан).
– Всегда ли основная мысль выражена в заглавии текста или сформулирована в каком-либо предложении? (Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать).
– Молодцы! Хорошие помощники достались мне сегодня!
– А скажите, пожалуйста, как называется наш факультатив по русскому языку? («Тексты малой формы»).
– А как по-другому можно его озаглавить? (Миниатюра).
– Что такое миниатюра? (Это небольшой по объему текст).
Миниатюра – это жанр малой формы, это художественное произведение малого размера и тонкой работы, а также изящной отделки. Миниатюра является оперативным откликом на заданную тему.
Напомню – это текст, всегда законченный, целостный. Ритм современной жизни, стремительный, не оставляющий времени для долгих размышлений на наших глазах рождает этот жанр – жанр миниатюры – краткого и емкого художественного произведения.
– Ребята, а чем привлекательна миниатюра для нас, читателей? Как вы думаете? Почему мы учимся их писать? (Быстро читается, в ней содержится много информации, можно не торопясь перечитывать, осмысливать трудную фразу, отдельную деталь… учимся писать, чтобы успешно сдать ЕГЭ).
– В чем сложна миниатюра как жанр? Это небольшой по объему текст, но при его написании часто сталкиваешься с трудностями. С какими? (Часто трудно бывает добиться от себя, как автора, краткости, лаконизма, умения сказать в малом о важных вещах. Излагать мысль четко, ясно и кратко).
– Правильно. Миниатюра еще должна иметь оригинальный, неожиданный сюжет. Надо учиться писать так, чтобы не хотелось продолжения, чтобы не мучиться от недосказанности. И еще. Миниатюра не должна просто выглядеть мыслью, которая успела выскочить из головы, но тут же «умерла от одиночества».
– Ребята, какие тексты-миниатюры мы уже с вами писали? (Мини-диктанты, мини-диктанты с продолжением, мини-тексты по памяти, мини-изложение).
III. Объявление темы урока
А сегодня мы будем писать изложение-миниатюру с элементами интерпретации. Откройте ваши тетради и запишите тему: «Изложение-миниатюра с элементами интерпретации».
– Итак, тема записана. Ребята, значение какого слова вам непонятно? (Интерпретация). Что значит интерпретация текста? (Учащиеся не могут ответить, возникла проблемная ситуация).
– Давайте обратимся за помощью в «Копилку для любознательных». Для этого в словаре русского языка С.И.Ожегова найдем словарную статью слова интерпретация. Читаем, что оно обозначает.
Интерпретировать – истолковывать, раскрывать смысл содержания чего-нибудь.
Целеполагание
Ребята, давайте определим цель нашего урока. (Ответы учащихся).
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно понимать и толковать текст, т. е интерпретировать, делиться своими мнениями; учиться быстро, оригинально мыслить; будем учиться вступать в диалог с автором, т.е. общаться с воображаемым собеседником; учиться в малом говорить о большом жизненно важном, а главное – создадим свой авторский текст.
Повторный вопрос:
– Что значит – интерпретировать? (Ответы учащихся)
– Молодцы! А для того, чтобы хорошо интерпретировать, надо уметь хорошо читать.
Ещё вопрос:
– Что значит, по-вашему, «уметь читать»? (Ответы учащихся). Правильно! Молодцы!
Уметь читать – это не только хорошо владеть техникой чтения.
Уметь читать – это и уметь видеть, осознавать за прочитанным текстом жизнь с её горестями и радостями, понимать и чувствовать размышления переживания, выраженные автором.
IV. Работа по теме урока
– Ребята, вы так хорошо провели теоретическую пятиминутку, что мне хочется вас отблагодарить. А вы верите в чудеса? Приглашаю вас отправиться за чудесами! Да, да, да за чудесами!
Хотите, я подарю вам сейчас лето? Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или к озеру. В это время года многие люди стремятся за город. Ведь очень скучно сидеть в душной комнате, и еще хуже смотреть телевизор. Давайте отправимся с вами на прогулку. Я предлагаю пойти в лес.
– Итак, представьте, вы отворяете дверь, переступаете в удивительный волшебный мир. Он так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок… Он такой близкий и далекий.
Близкий – протяните руку и можете дотронуться до него. Он тут, перед вами – мир родной природы.
Он и далекий, потому что мало вы знаете о нем. Этот мир населен живыми травами, птицами, насекомыми, зверями, и каждый уголок его может стать сказкой. Закройте глазки, что вы представляете? (Ответы обучающихся).
И вот мы весело шагаем по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо!
– Ой, ребята, нас встречает лесовичок и напоминает: «Вот вы в лес отправились в гости к лесным жителям, а правила вежливости не забыли»?
– Вспомните, какие правила поведения в лесу вы знаете?
Давайте проведем цифровой диктант. Выберите и прокомментируйте правила вежливости, которые необходимо соблюдать в лесу.
Правила вежливости:
(+) 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите.
(-) 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь! Много зелени – еще вырастет.
(-) 3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
(+) 4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
(-) 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы со всем их не было.
(+) 6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое. (Комментарий детей).
– Молодцы, ребята, верно выбрали правила вежливости. Таких, как мы с вами, много, но, к сожалению, есть и другие «ценители природы».
(Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонникова «Дикарь в лесу») Читает ученица.
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал подмышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной елочке смотреть,
А бедной елочке смотреть
На это было больно.
– Вот такая возникла ситуация. Как поступил человек? Как вы оцениваете его поступок? (Ответы учащихся).
– Шли мы с вами шил и подошли к домику. Угадайте, кто в нём живёт?
Загадка
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей –
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей)
– О ком сейчас пойдет речь? (О муравьях).
Проблемная ситуация
– Что вы знаете о муравьях? Какую пользу они приносят для леса? (Высказывания учеников).
– А вы мармелад любите? А муравьи? Как вы думаете, почему на калине редко встречаются вредные гусеницы? (Ответы учеников).
(Сообщение ученицы «А знаете ли вы»?)
– Вы любите мармелад, а пастилу? А, наверное, вы не знаете, что без ягод калины они не были бы такими вкусными.
Калина – кустарник. А гусениц мало, потому что калина дружит с муравьями.
Муравьи – большие лакомки и очень любят мармелад. «Муравьиный мармелад» – это сок растения.
Там, где муравьи, гусеницам не бывать. Калина кормит муравьёв, а они её охраняют.
– Итак, представьте. Наступила весна. Пригрело солнышко. Ожил лес. Защебетали птички. Проснулись муравьи, выбрались из зимних квартир. Стали носить в свой дом веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи – полезные насекомые.
Что случилось однажды с одним из них, вы узнаете, прочитав текст (учитель раздаёт тексты).
Самостоятельное знакомство учащихся с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей».
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.
Муравей
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»
И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)
А. Приставкин
Беседа: «Учимся читать подтекст».
– Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится?
– Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?
– Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)
– Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).
– Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?
– О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.
– Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
– Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?
– Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?
– Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?
– Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор– человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней).
– Какие бы вопросы вы задали автору?
– Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.
– Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?
Предупреждение фактических ошибок
– Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).
– Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:
Бежал катил весь день большую
Шёл нёс с утра до вечера тяжёлую
Нёсся тащил долго
на закате солнца
Итак, подведём итог:
Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами шёл, бежал.
Неправильно было бы опускать определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.
Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.
– Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?
«Лесные жители»
(Динамическая пауза)
Добрый лес, старый лес, |
Широко развести руки в стороны. |
Полный сказочных чудес! |
Повороты влево – вправо с вытянутыми руками. |
Мы идём гулять сейчас |
Ходьба. |
Ждут вас на лесной опушке |
Присесть. Медленно подняться, повороты вправо – влево с вытянутыми руками. |
Паучок на паутинке |
Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз. |
А весёлые зайчата – |
Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая ушки на макушке. |
Ищут маму медвежата, |
Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловища из стороны в сторону. |
В воздухе над лужицей |
Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть. |
Вот ползёт сороконожка |
Дети двигаются друг за другом, держат руки на поясе или на плечах впереди стоящего. |
Нёс однажды муравей |
Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече. |
Птички в гнёздышках проснулись, |
Лёгкий бег врассыпную; дети изображают, как птички чистят крылышки, машут хвостиком, (руки сзади ладонями друг к другу), легко прыгают. |
До свиданья, старый лес, |
Помахивание рукой, повороты влево – вправо с вытянутыми руками. |
По тропинкам мы гуляли, |
Ходьба. |
На полянке поскакали, |
Прыжки. |
Подружились мы с тобой – |
Широко развести руки в стороны. |
Нам теперь пора домой. |
Ходьба. |
Мы зверяток провожаем |
Прощальные взмахи рукой. Дети садятся за парты. |
Выполните следующие задания:
Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.
– У каждого живущего и чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то своё к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать своё слово и вы. Конечно же, ваши интерпретации будут различными, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом. И ещё совет: «Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял».
Обсуждение читательских интерпретаций.
Вот как выразила своё отношение к поступку человека ваша сверстница: «Мне жаль, что муравей трудился весь день, а в муравейник пришёл с пустыми руками. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и теперь тот должен вернуться домой к своей семье ни с чем, и все останутся голодными целую ночь. Если бы я встретила муравья с ягодой, то не только не стала бы забирать ёё, но и сама постаралась бы найти горсточку душистых ягод и угостить трудягу-муравьишку».
V. Творческая работа учащихся
Итог урока. Рефлексия.
– Ребята, чем мы занимались на уроке?
– Чем вам запомнился этот урок?
– Что нового узнали?
– Чему научились?
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с текстами-миниатюрами, открыли «секреты» написания миниатюр, вступали в «диалог с автором».
Назовите одним словом: «Истолковывать, раскрывать смысл, содержание чего-нибудь – значит (интерпретировать)». Молодцы!
– Как немыслима жизнь без воздуха и воды, так немыслима она и без окружающей нас среды. В настоящее время человек все активнее вмешивается в природу, поэтому охрана окружающей среды является одной из самых важных проблем.
Леса называют «зелеными легкими планеты». Уничтожением леса, загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая здоровью и даже жизни человека! Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты.
Вы знаете, космонавт В.В. Коваленок писал: «Наблюдая Землю, не перестаешь восхищаться ее красотой, думаешь, как много она может дать человечеству и в то же время как она мала и как нуждается в разумном к ней отношении».
Так давайте же будем беречь и охранять нашу родную природу. Относиться к ней так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Более ста лет назад Л.Н. Толстой писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Дарите улыбки себе, природе, солнышку, маленькому муравью, кустику, пушистой белочке, верной собачке… И она отплатит вам тем же.
«Боль моя о русском лесе». За последние десять лет человек вырубил столько лесов, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. А ведь еще в старину говорили:
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережёт.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Человек не должен, преследуя цели ближайшей выгоды, поворачивать вспять реки, разрушать озоновый слой, губить целые породы растений и популяций животных.
Любовь, природа – это не просто слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.
Надеюсь, что прочитанная миниатюра натолкнет вас на размышления не только о ее литературных достоинствах, но и позволит грамотно, с гуманистической точки зрения оценивать то, что происходит вокруг. Речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе (человек, не будь равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом рождает жестокость в большом, будь бережен ко всему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).
Скажем «Нет» людскому равнодушию! Все доброе на земле от человека, и все красивое от природы.
Домашнее задание (по выбору)
1. Подготовьте минирассказ от имени муравья.
Ответьте на вопрос: «Что же с ним произошло однажды?..» Используйте в своём рассказе изобразительные средства языка. Выстройте своё сочинение. Будьте искренни и доброжелательны. Избегайте слов-паразитов типа это самое, итак, ну, это.
2. Если бы вы были художником, как бы изобразили муравья из миниатюры А. Приставкина «Муравей»? (Нарисуйте иллюстрацию).
3. Задание-исследование.
Напишите миниатюру. Сравните её с авторской миниатюрой. Что роднит текст, написанный вами, с текстом, написанным А. Приставкиным?
Детское творчество. Творческий пересказ от лица одного из героев
Однажды я тащил ягоду. Она была большая, сочная, наливная, душистая, румяная. Капавший с неё сладкий сок щипал мне глаза. Ягода была такая тяжёлая, что тащить её пришлось весь день, и только к вечеру я вышел на тропинку, где увидел муравейник.
Мимо меня проходил человек. Он два раза что-то пробормотал, сбил меня с ног и засунул ягоду в рот.
Когда я пришёл в муравейник с пустыми руками, все муравьи дружно смеялись надо мной, а мне было больно и обидно.
Нефёдов Гоша, 5 класс
Авторская миниатюра
Нес муравей для своего дома тяжелую палочку. Нес он ее долго, лапки его устали. Решил муравей передохнуть. Лег он под елью и задремал. Вдруг вблизи что-то прошуршало: выбежал на поляну заяц. Испугался муравей, вскочил на лапки, взял ношу, побежал, куда глаза глядят.
Дома он рассказал эту историю муравьям, а те лишь посмеялись над ним.
– Глупый! – сказал старик-муравей. – Это был всего лишь зайчишка! А ты его испугался! Лиса, волк, медведь – вот кого нужно бояться!
Стыдно стало муравью. С тех пор он никого не боится.
Чернышова Тамара, 5 класс