Человечество живет в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Современные люди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок
познакомится с компьютером, тем меньше
психологический барьер между ним и машиной, так
как у ребенка практически нет страха перед
техникой потому, что компьютер привлекателен для
детей, как любая новая игрушка, а именно так в
большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с
компьютером начинается с компьютерных игр,
тщательно подобранных с учетом возраста и
учебной направленности.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для младших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах
улучшаются их память и внимание. Дети в раннем
возрасте обладают непроизвольным вниманием, то
есть они не могут осознанно стараться запомнить
тот или иной материал. И если только материал
является ярким и значимым, ребенок непроизвольно
обращает на него внимание. И здесь компьютер
просто незаменим, так как передает информацию в
привлекательной для ребенка форме, что не только
ускоряет запоминание содержания, но и делает его
осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое
значение не только для развития интеллекта, но и
для развития их моторики. В любых играх, от самых
простых до сложных, детям необходимо учиться
нажимать пальцами на определенные клавиши, что
развивает мелкую мускулатуру рук, моторику
детей. Как и руки, очень большое
представительство в коре головного мозга имеют и
глаза. Чем внимательнее человек всматривается в
то, над чем он работает, тем больше пользы его
мозгу. Вот почему так важно формирование
моторной координации и координации совместной
деятельности зрительного и моторного
анализаторов, что с успехом достигается на
занятиях детей на компьютерах.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.
Примерный перспективный план по праграмме ПервоЛого 3.0
Неделя |
Тема |
Цель |
Всего часов |
Сентябрь |
|||
1 | Техника безопасности и правила поведения в кабинете информационных технологий. Устройство ПК | Дать знания детям о технике безопасности в компьютерном классе. Рассказать об устройстве ПК. | 1 |
2 | Информация, информационные технологии. | Дать знания детям об информационных технологий | 1 |
3 | Клавиатура. Правильное положение пальцев на клавиатуре. Работа на клавиатуре ПК. | Дать понятия, что такое клавиатура. Учимся правильному положению пальцев рук на клавиатуре. | 1 |
4 | Устройство ПК. Информация, виды информации. Работа с мышью – создание графической информации. | Дать необходимые знания об устройстве ПК. | 1 |
Октябрь | |||
1 | Альбом перволого | Познакомить с программой ПервоЛого. Познакомить с альбомом. | 1 |
2 | Создаём свой альбом | Закрепляем знания как создать альбом в перволого. | 1 |
3 | Меню перволого | Разучиваем меню перволого, новые знаки и обозначения. | 1 |
4 | Заключительный урок. Контроль усвоения материала | Закрепляем знания детей, проверяем усвоения материала. | 1 |
Ноябрь | |||
1 | Повторение + новая тема «Инструменты в ПервоЛого» (карандаш и кисточка; стрелка; ключ; ножницы; рука; новорожденная черепашка; буква А; Новая кнопка; Кнопка вернуть; покажи главную черепашку; Светофор). | Учимся работать с Инструментами в ПервоЛого» (карандаш и кисточка; стрелка; ключ; ножницы; рука; новорожденная черепашка; буква А; Новая кнопка; Кнопка вернуть; покажи главную черепашку; Светофор | 1 |
2 | Закладки | Учимся работать с закладками. | 1 |
3 | Панель рисования. Палитра (карандаш, линейка, заливка, Аэрозоль, пипетка); (Прямоугольник, закрашенный прямоугольник, овал, закрашенный овал); (Выделение, Лассо, ластик, сотри); (запри/отопри картинку, толщина типа линий, выбор оттенка цвета, прозрачность) | Учим панель рисования. Закреплять умения внимательно слушать и выполнять правильно задания. | 1 |
4 | Библиотека картинок | Создаём свою библиотеку картинок. | 1 |
5 | Удаляем часть рисунка. Перемещаем часть рисунка. | Учимся удалять часть рисунка, перемещать часть рисунка. | 1 |
Декабрь | |||
1 | Копируем часть рисунка. Меняем размеры части рисунка | Учимся копировать часть рисунка, менять размеры части рисунка. | 1 |
2 | Меняем части рисунка. Вставляем рисунок из файла | Учимся менять части рисунка, вставлять рисунок из файла. | 1 |
3 | Заключительное занятие. Контроль выполнения материала. | Проверить знания умения и навыки детей. Чему научились, что умеют. | 1 |
4 | Повторение + новая тема «Формы черепашки». Как надеть форму на черепашку. Как вернуть черепашке исходную форму. | Повторить предыдущую тему и начать новую тему. | 1 |
Январь | |||
1 | Создаем новую форму. Меняем готовую форму. | Учимся создавать новую форму, менять готовую форму. | 1 |
2 | Как удалить форму. Копируем форму. | Закрепляем полученные знания. Учимся удалять и копировать форму. | 1 |
3 | Копируем части рисунка в форму. Как поместить форму в качестве картинке на лист. | Учимся копировать части рисунка в форму. | 1 |
4 | Заключительный урок. Контроль усвоения материала | Закрепляем знания детей, проверяем усвоения материала. | 1 |
Февраль | |||
1 | Перемещаем черепашку. Поворачиваем черепашку. | Учимся перемещать и поворачивать черепашку. | 1 |
2 | Меняем цвет и толщину черепашки. Добавляем новую черепашку. | Учимся менять цвет и толщину черепашки, добавлять новую. | 1 |
3 | Удаляем черепашку. Копируем черепашку. Показываем спрятанную черепашку. | Учимся удалять черепашку. Учимся копировать черепашку, развиваем мышление. | 1 |
4 | Заключительный урок. Контроль усвоения материала | Закрепляем знания детей, проверяем усвоения материала. | 1 |
Март | |||
1 | Повторение + Новая тема «Учим черепашку». Реагировать на щелчок мыши; на цвет. | Закрепляем пройденный материал. Учим черепашку реагировать на цвет. | 1 |
2 | Черепашка, которая выполняет команды. Запускаем несколько черепашек отдельно. | Учим черепашку выполнять различные команды. | 1 |
3 | Учим черепашку реагировать на встречу с другими черепашками. Учим черепашку реагировать на светофор. | Учим черепашку реагировать на встречу с другими черепашками. | 1 |
4 | Кнопки. Создаем кнопку. Редактируем кнопку перемещаем кнопку. Меняем размер кнопки. Копируем кнопку. Удаляем кнопку. | Закрепляем пройденную тему. Разучиваем кнопки. | 1 |
5 | Команды управления черепашкой. Команды, которые черепашка знает с рождения. Добавляем новую команду. | Разучиваем команды черепашки. | 1 |
Апрель | |||
1 | Запускаем и останавливаем команду. Отмена команды. Меняем команду. Копируем команду. Удаляем команду. | Учимся задавать черепашки разные команды. Развиваем мышления, логику. | 1 |
2 | Кнопка пошагового выполнения. Смотрим и редактируем текстовую запись команды | Закрепляем прошедший урок. Учимся задавать черепашки разные команды. Развиваем мышления, логику | 1 |
3 | Имя команды. Выбираем черепашку, которая будет выполнять команду. Заставляем цепочку команд выполняться бесконечное число раз. | Закрепляем прошлую тему. Учимся новым командам. | 1 |
4 | Заключительный урок. Контроль усвоения материала. | Закрепляем умения и навыки рисования с помощью черепашки. Развиваем самостоятельность , творчество | 1 |
Май | |||
1 | Закрепление пройденного материала. Меню | Закрепляем полученные навыки и умения. | 1 |
2 | Закрепление пройденного материала. Альбом | Вспоминаем как создать и создаём альбом. | 1 |
3 | Итоговое занятие. Просмотры готовых работ. Открытая выставка | Закрепляем умения и навыки рисования с помощью черепашки. Развиваем самостоятельность , творчество | 1 |