Чтобы испортить отношения, достаточно начать их выяснять.
М. Авреми
Не делай другим того, что ты думаешь они должны делать тебе. Их вкус может отличаться от твоего.
Б. Шоу
Цель: сформировать у учащихся общее представление о понятии «конфликт».
Задачи:
- учить видеть причины возникновения конфликтов
- развивать умение «выхода» из них
- познакомить с различными видами и характеристиками конфликтов
- познакомить с классификацией конфликтов
- проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций.
ХОД УРОКА
1. Речевая гимнастика
1.1. Прочитайте и запомните: поскользнуться, светопреставление.
1.2. Просклоняйте существительные «туфля» и «туфли». Поставьте ударение.
Ответ:
И.п. туфля,
туфли
Р.п. нет туфли,
туфель
Д.п. рад
туфле,
туфлям
В.п. вижу туфлю,
туфли
Т.п. ударил туфлей,
туфлями
П.п. о туфле,
о туфлях
(во всех случаях ударение падает на первый слог)
1.3. Извинитесь за совершенные поступки:
- вы опоздали на встречу с другом (подругой);
- вы грубо разговаривали с мамой, хотя были не правы.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается тест (Приложение 1)
3. Сообщение темы урока
– У каждого из вас в жизни возникали ситуации, о которых можно сказать, что это конфликт. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое конфликт, каковы причины его возникновения, рассмотрим некоторые виды конфликтов.
4. Беседа по теме урока
– Что же такое конфликт? Прежде чем мы дадим определение понятию «конфликт», предлагаю вам выполнить одно упражнение.
Упражнение:
Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого из нас возникает ряд ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт? Закончите следующее предложение:
«Конфликт – это…», записав ряд слов, ассоциирующихся у вас с этим понятием.
– Когда люди думают о конфликте, они чаще всего
ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами,
ссорами, криками. В результате бытует мнение, что
конфликт – явление нежелательное, что его
следует немедленно разрешить, как только он
возникает. А ведь у конфликта есть две стороны –
негативная и позитивная. Во многих ситуациях
конфликт помогает выявить разнообразие точек
зрения, дает дополнительную информацию, помогает
выявить большее число проблем.
В какой-то мере конфликты даже необходимы для
развития ситуации и отношений, роста личности,
иначе может наступить застой. Природа конфликтов
связана с особенностями ситуации и отношений,
характеристиками людей и групп. Причины их
возникновения могут быть самыми разными – как
объективного (производственного), так и
субъективного характера (реакция людей).
Конфликт – это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный выход накопившихся эмоций. Анализ позиций каждого участника конфликта – единственный путь выхода из него. Хотя чаще мы переживаем конфликт как серьезную неприятность.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречий, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт (лат. Confliktus) – означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами : лицами или группами.
Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников, следовательно, можно сказать, что конфликт – это осознание одной или несколькими сторонами, что их интересы ущемлены.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.
Конфликт конструктивен, если он:
- раскрывает важную проблему;
- вовлекает индивидов в решение проблемы;
- дает выход скопившимся негативным эмоциям;
- помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
Если конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то их называют деструктивными.
Конфликт деструктивен, если он:
- уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;
- укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс;
- вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.
Условия конструктивного разрешения конфликтов:
- Прекращение конфликтного взаимодействия.
- Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов.
- Снижение интенсивности негативных эмоций.
- Выявление и признание собственных ошибок.
- Объективное обсуждение проблемы.
- Учет статусов (должностного положения) друг друга.
- Выбор оптимальной стратегии разрешения.
Основные структурные элементы конфликта следующие:
- Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта.
- Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.
- Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.
- Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Виды конфликтов и их характеристика
Конфликты по своей сути весьма многообразны, и их можно классифицировать по разным признакам.
Классификация конфликтов |
|||
№ | Основание конфликта |
Виды конфликтов |
Общая характеристика |
1. | Сферы проявления конфликта | Экономические | В основе лежат экономические противоречия |
Идеологические | В основе лежат противоречия во взглядах | ||
Социально-бытовые | В основе лежат противоречия социальной сферы | ||
Семейно-бытовые | В основе лежат противоречия семейных отношений | ||
2. | Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих |
Острые длительные конфликты | Возникают при наличии глубоких противоречий | ||
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты | Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон | ||
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты | Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер | ||
3. | Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека) |
Межличностные конфликты | Конфликт во взаимоотношениях людей | ||
Конфликты «личность – группа» | В конфликт вступают : с одной стороны – личность, с другой – группа (микрогруппа) | ||
Межгрупповые конфликты | Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы | ||
4. | Социальные последствия | Конструктивные конфликты | В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия |
Деструктивные конфликты | В основе, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность. | ||
5. | Предмет конфликтов | Реалистичные (предметные) конфликты | Имеют четкий предмет |
Нереалистичные конфликты (беспредметные) конфликты | не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Задание: Приведите примеры различного вида конфликтов в соответствии с их классификацией.
5. Подведение итогов
– О чем мы говорили на уроке? Что же такое
конфликт?
– Какой конфликт называют конструктивным и
какой деструктивным?
– Назовите основные структурные элементы
конфликта?
6. Работа с тестом
– А теперь давайте выясним, конфликтные ли вы личности. Для этого вам предлагается тест, ответьте на вопросы (Приложение 2).
7. Задание на дом