Урок культуры общения в 9-м классе "Виды конфликтов, их особенности и характеристики"

Разделы: Общепедагогические технологии


Чтобы испортить отношения, достаточно начать их выяснять.

М. Авреми

Не делай другим того, что ты думаешь они должны делать тебе. Их вкус может отличаться от твоего.

Б. Шоу

Цель: сформировать у учащихся  общее представление о понятии «конфликт».

Задачи:

  • учить видеть причины возникновения конфликтов
  • развивать умение «выхода» из них
  • познакомить с различными видами и характеристиками конфликтов
  • познакомить с классификацией конфликтов
  • проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций.

ХОД УРОКА

1. Речевая гимнастика

1.1. Прочитайте и запомните: поскользнуться, светопреставление.

1.2. Просклоняйте существительные «туфля» и «туфли». Поставьте ударение.

Ответ:

И.п.     туфля,                         туфли
Р.п.     нет туфли,                  туфель
Д.п.     рад туфле,                  туфлям
В.п.     вижу туфлю,              туфли
Т.п.     ударил туфлей,          туфлями
П.п.     о туфле,                      о туфлях

(во всех случаях ударение падает на первый слог)

1.3. Извинитесь за совершенные поступки:

  • вы опоздали на встречу с другом (подругой);
  • вы грубо разговаривали с мамой, хотя были не правы.

2. Проверка домашнего задания

Учащимся предлагается тест (Приложение 1)

3.  Сообщение темы урока

– У каждого из вас в жизни возникали ситуации, о которых можно сказать, что это конфликт. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое конфликт, каковы  причины его возникновения, рассмотрим некоторые виды конфликтов.

4. Беседа по теме урока

– Что же такое конфликт? Прежде чем мы дадим определение понятию «конфликт», предлагаю вам выполнить одно упражнение.

Упражнение:

Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого из нас возникает ряд ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт? Закончите следующее предложение:

«Конфликт – это…», записав ряд слов, ассоциирующихся у вас с этим понятием.

– Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное, что его следует немедленно разрешить, как только он возникает. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем.
В какой-то мере конфликты даже необходимы для развития ситуации и отношений, роста личности, иначе может наступить застой. Природа конфликтов связана с особенностями ситуации и отношений, характеристиками людей и групп. Причины их возникновения могут быть самыми разными – как объективного (производственного), так и субъективного характера (реакция людей).

Конфликт – это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный выход накопившихся эмоций. Анализ позиций каждого участника конфликта – единственный  путь выхода из него. Хотя чаще мы переживаем конфликт как серьезную неприятность.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречий, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. Confliktus) – означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами : лицами или группами.

Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников, следовательно, можно сказать, что конфликт – это осознание одной или несколькими сторонами, что их интересы ущемлены.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликт конструктивен, если он:

  • раскрывает важную проблему;
  • вовлекает индивидов в решение проблемы;
  • дает выход скопившимся негативным эмоциям;
  • помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Если конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то их называют  деструктивными.

Конфликт деструктивен, если он:

  • уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;
  • укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс;
  • вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Условия конструктивного разрешения конфликтов:

  1. Прекращение конфликтного взаимодействия.
  2. Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов.
  3. Снижение интенсивности негативных эмоций.
  4. Выявление и признание собственных ошибок.
  5. Объективное обсуждение проблемы.
  6. Учет статусов (должностного положения) друг друга.
  7. Выбор оптимальной стратегии разрешения.

Основные структурные элементы конфликта  следующие:

  1. Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта.
  2. Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.
  3. Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.
  4. Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

Виды конфликтов и их характеристика

Конфликты по своей сути весьма многообразны, и их можно классифицировать по разным признакам.

Классификация конфликтов

Основание конфликта

Виды конфликтов

Общая характеристика

1. Сферы проявления конфликта Экономические В основе лежат экономические противоречия
Идеологические В основе лежат противоречия во взглядах
Социально-бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
Семейно-бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений
2. Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих
Острые длительные конфликты Возникают при наличии глубоких противоречий
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
3. Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека)
Межличностные конфликты Конфликт во взаимоотношениях людей
Конфликты «личность – группа» В конфликт вступают : с одной стороны – личность, с другой – группа (микрогруппа)
Межгрупповые конфликты Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
4. Социальные последствия Конструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия
Деструктивные конфликты В основе, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность.
5. Предмет конфликтов Реалистичные (предметные) конфликты Имеют четкий предмет
Нереалистичные конфликты (беспредметные) конфликты не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Задание: Приведите примеры различного вида конфликтов в соответствии с их классификацией.

5. Подведение итогов

– О чем мы говорили на уроке? Что же такое конфликт?
– Какой конфликт называют конструктивным и какой деструктивным?
– Назовите основные структурные элементы конфликта?

6. Работа с тестом

– А теперь давайте выясним, конфликтные ли вы личности. Для этого вам предлагается тест, ответьте на вопросы (Приложение 2). 

7. Задание на дом