Русская художественная культура начала ХХ в. И.Ф. Стравинский. Возвращение Жар-птицы

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель и задачи:

  • развитие позитивно-гуманистического эмоционально-ценностного и эстетического отношения к музыке И.Ф.Стравинского;
  • способствовать развитию умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств;
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся;
  • способствовать развитию эмоциональности, памяти, воображения, творческих навыков.

Методы и приемы: метод художественного контекста, метод сравнения и сопоставления, метод эмоциональной драматургии, игровые методы, зигзаг-2, синквейн, словесные методы, наглядный метод, практический метод.

Материально-техническое обеспечение: CD-проигрыватель (магнитофон), DVD-проигрыватель, мультимедиапроектор, раздаточный материал для учащихся (либретто балета).

ХОД УРОКА

На экране: портрет И.Ф.Стравинского.

– Сегодня на уроке мы вновь обратимся к творчеству Игоря Федоровича Стравинского.

Игра «Шапка вопросов»

Все вопросы учащихся, записанные на отдельных листах бумаги, складываются в «шапку» (шкатулка, специально оформленная коробка и т.п.), перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Оценивается «интересный» вопрос и «интересный» ответ. Также в игре используются вопросы, заданные учащимися в эссе (ответы заранее продумывает учитель).

Большая часть необычайно долгой творческой жизни композитора протекала за пределами России. Думается, что было бы неверно называть Стравинского представителем русского зарубежья. Его не коснулся массовый исход творцов искусства «серебряного века» из России, состоявшийся после событий 1917 года. В Европе композитор оказался несколько ранее, навсегда связав свою судьбу с западной художественной культурой. В отличие от многих других русских мастеров, он не испытывал мук ностальгии по Родине и достаточно быстро вписался в европейскую музыкальную жизнь. И все же «русскость» свою композитор не растерял, не растратил, и русская почва навсегда стала главным фундаментом его музыки, той основой, на которой выросли самые яркие его сочинения.
Композитор не раз подчеркивал: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе…». Сегодня на уроке мы сможем с вами в этом убедиться.

Сейчас прозвучит фрагмент из произведения И.Ф.Стравинского.

Задания:

  1. Сделать цветовое моделирование музыки.
  2. Сделать вербальное моделирование музыки (слова-ассоциации, слова-настроения, слова-образы). На данном этапе можно использовать таблицы модальностей В.Ражникова.

И.Стравинский. «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» – слушание.

Обсуждение работ учащихся.

Прозвучал фрагмент из балета И.Ф.Стравинского «Жар-птица».
Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. В разработке драматургии балета принимали участие А.Бенуа, М.Фокин, художники Стеллецкий, А.Головин, литераторы А.Ремизов, П.Потемкин. Так или иначе, они были связаны с антрепризой Сергея Дягилева.

Сообщения учащихся (готовятся заранее)

Сообщение учащегося 1. М.Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены. Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».

Сообщение учащегося 2. Получение заказа было по душе Стравинскому, увлеченному этим сюжетом. Сочинение «Жар-птицы» шло с исключительной быстротой: начав работу в ноябре 1909 года, композитор уже в марте завершил клавир, а в середине апреля готовая партитура была отослана в Париж. Работа Стравинского шла в тесном контакте с Фокиным, который трудился над хореографией с большим рвением и любовью, то и дело подсказывая автору необходимые танцевальные ритмы. Оба автора, музыкант и хореограф, совместно разрабатывали каждую деталь будущего балета. Стравинский играл Фокину только что сочиненные музыкальные фрагменты, а тот, в свою очередь, импровизировал соответствующие балетные эпизоды.

Сообщение учащегося 3. Прослушивание нового балета состоялось весной 1910 года в петербургской квартире Дягилева, в присутствии целой свиты деятелей «Русских сезонов». Французский критик Р.Брюссель рассказывал: «За роялем сидел автор – молодой человек, стройный, сдержанный, молчаливый, со взглядом рассеянным и глубоким, с энергичными чертами лица и своевольным ртом. Как только он начал играть, скромная, слабо освещенная комната озарилась ослепительным светом…»

Сообщение учащегося 4. Премьера балета состоялась в Париже на сцене Гранд-опера 25 июня 1910 года. На спектакле, который прошел с большим успехом, собралось высшее артистическое общество. Были писатели М.Пруст, Ж.Жироду, поэт П.Клодель. Стравинский был представлен Саре Бернар. В тот вечер Дягилев познакомил Стравинского с К.Дебюсси.

Фабула «Жар-птицы» незатейлива.

Учащиеся знакомятся с либретто балета (раздаточные листы).

На горе, среди скал, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотой резной решеткой, а сад – высокой каменной стеной. Медленно появляется Всадник ночи на черном коне, в черной одежде. Когда он удаляется, темнеет; только золотые яблоки на дереве светятся. Но тотчас же сад озаряется ярким светом от Жар-птицы. Она летает по саду. Иван-царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду. Всюду натыкается он на окаменелых чудовищ. Это всех врагов своих Кащей превратил в камень. В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мхом обросли. Невольно забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живую. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, Царевич ловит ее. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не пускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится», – говорит Жар-птица и улетает. Прячет перо за пазуху Царевич и уже хочет перелезть через забор, но открываются двери в замке, и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая – царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают они ночью в сад порезвиться, с яблоками поиграть. Не видят девушки Царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в кусты. Она за ним. А из куста Царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Испугались девушки, отбежали. Но уж очень красив Царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, особенно Ненаглядной красе. И принимают они его в свои игры-хороводы. Не замечают, как наступает рассвет. Скачет быстро Всадник утра на белом коне, сам в белом. Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что он погибнет, если пройдет через золотые ворота; закрывает их и убегает. Но Царевич так полюбил Ненаглядную Красу, что ничего не боится и решает следовать за ней. Как только он разрубает ворота своей саблей, все царство просыпается. Раздаются волшебные перезвоны. Из замка, по горе. Катятся всякие страшилища – слуги Кащея. Хватают Царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов. Но несметная сила поганого царства одолевает его. Появляется Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана на допрос. Смиряется Царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица. Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают. Иван-царевич разыскивает Ненаглядную Красу, берет ее спящую на руки и хочет унести, но Жар-птица останавливает его. Она подводит Царевича к дуплу. В дупле – ларец, в ларце – яйцо, в яйце – смерть Кащея. Достает Царевич яйцо, жмет его – Кащея корежит; с руки в руку перебрасывает – Кащей со стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю – Кащей рассыпается. Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютое заклятие принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой – царицей освобожденного царства.

– В какой момент балета может звучать музыка, которую мы слышали в начале урока?

И.Стравинский. «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» – повторное слушание

– Как удалось композитору создать образ Кащеева царства? (Обсуждение средств выразительности).
Вступление вводит в волшебный звуковой мир. Музыка балета начинается с необычайно тихого звучания. Неведомо откуда доносится затаенный гул, слышатся пугающие зовы. Они приближаются, наплывая, и неожиданно сменяются переливчато-завораживающими звучаниями. Волшебность сказки предстает во вступлении разными своими сторонами – и устрашающей, и пленительной. Стравинский не скрывает, а подчеркивает откровенную театрально-музыкальную волшебность, фантастичность и даже вымышленность колорита. Все во вступлении приковывает внимание своей необычностью.

На экране: А.Головин. Кащеево царство.

Сравнение музыки и декораций А.Головина

 Французский критик Анри Леон писал, что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра».

– Обратимся вновь к сюжетной линии спектакля. Определите круг основных образов балета-сказки. Сколько их? Какие?

  • Кащей и его царство
  • Жар-птица
  • Иван-царевич и царевны

Работа в творческих группах. Группы из трех человек (в зависимости от количества учащихся в классе количество творческих групп может быть различное). Каждая группа будет заниматься одним образом. Распределение по группам, возможно следующим образом: название группы напечатано на листе бумаги определенного цвета (например, Кащей и его царство – синяя бумага, Жар-птица – красная, Иван-царевич и царевны – желтая). После распределения на группы непосредственно внутри группы распределяются роли

  • композитор
  • хореограф
  • художник

Задание: Найти способы выражения и воплощения своего образа на сцене с точки зрения композитора, хореографа, художника. На работу отводится 3-5 минут. Далее применяется метод зигзаг. Учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме (например, все композиторы). В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая схема ответа. На работу отводится 3-5 минут. Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит членов группы со своей темой, пользуясь общей схемой ответа. Происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. На работу отводится 2-3 минуты. От каждой группы выбирается репортер, который представляет созданное воображением учащихся.

Просмотр видеофрагмента: Поганый пляс, Колыбельная, Гибель Кащея (DVD фильм-балет «Возвращение Жар-птицы», 2003 г.)

Учащиеся сравнивают свои представления с тем, что увидели и услышали, обсуждают сходства и различия. В ходе обсуждения заполняется таблица.

  Кащей и его царство Жар-птица Иван-царевич и царевны
Музыка Фантастический звуковой мир.
Острая, колючая гармония
Фантастический звуковой мир.
Изысканная, утонченная мелодика
Русский звуковой мир.
Мелодика народно-песенная, ясная, простая
Хореография Ползают, скачут, извиваются.
Мимика, жесты
Классический виртуозный танец на пуантах Мягкая пластика народных игр и танцев, близкая народной пляске
Костюмы Причудливые.
Темная цветовая гамма
Яркие, блестящие, сверкающие, экзотичные В русском стиле (сарафаны, кафтаны, кокошники).
Светлая цветовая гамма

– Сколько различных звуковых пластов, образов вы можете выделить?

подобный принцип музыкальной драматургии
является исконным для русской культуры,
характерен для эпических и сказочных музыкальных повествований.

– Какова, по вашему мнению, идея Поганого пляса? (Обсуждение)

Танец Жар-птицы – танец-заклятие, который подчиняет себе все вокруг и безостановочно кружит, обращая силы ярости и разрушения против самих себя (можно провести аналогию с плясками в «Руслане и Людмиле», «Князе Игоре», «Садко», «Младе»).
«Поганый пляс» – это не просто пляс расходившихся злых сил. Губительный для одних, он другим несет избавление; это танец непримиримого столкновения стихий, в котором Жар-птица, приведя в неистовое движение бесовский хоровод царства Кащея, направляет всю его злую силу на саморазрушение. Смыслом «Пляса» становится борение жизни и смерти, завершающееся крушением зла, торжества сил, олицетворяющих красоту, вечное обновление. Радость свободного бытия.
Драматургическое напряжение повествования, достигшее высшей кульминации в «Поганом плясе», не ослабевает в «Колыбельной», а переходит в фазу по-своему не менее напряженной «тихой кульминации».
Восторжествовал мир света, добра, любви, мир всепоглощающего человеческого начала. Он и славится в финале балета, его апофеозе.

Просмотр видеофрагмента: Апофеоз (DVD фильм-балет «Возвращение Жар-птицы», 2003 г.)

– Какова, по вашему мнению, роль балета «Жар-птица» в творчестве И.Ф.Стравинского? В истории русского балетного театра?

 «Жар-птица» занимает в истории русского балетного театра почетное место первого выдающегося балета русского композитора на русский национальный сюжет. Однако успех «Жар-птицы» не помешал композитору взглянуть на нее критически: ему были очевидны некоторые ее тембровые излишества. Он снял их, готовя к изданию сюиту из балета (1919). И как балет, и в виде сюиты «Жар-птица» получила всемирную известность. В постановке М.Фокина она шла в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и т.д. Лучшие оркестры мира включали сюиту из балета в свой репертуар. Приехав в Россию в 1962 году, Стравинский поставил на афишу своих выступлений среди других сочинений «Жар-птицу», дорогую ему по многим причинам.

На экране: сцены из балета в различных постановках, костюмы и декорации, выполненные разными авторами (С.Судейкин, М.Шагал, И.Билибин, А.Головин, Л.Бакст, В.Доррер, Н.Гончарова и др.).

В 1993 году состоялось возвращение балетов М.Фокина в Россию. Труппа «Дягилев-центра» на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга и Большого театра в Москве порадовала зрителей восстановленными балетами, в том числе и балетом «Жар-птица».
С тщательность и любовью этот балет восстановлен Изабель Фокиной и Андрисом Лиепой. Детально воссозданы костюмы и декорации на основе оригинальных эскизов А.Головина, Л.Бакста и М.Фокина. Фрагменты этой постановки мы видели сегодня на уроке в виде фильма-балета.

Рефлексия. Синквейн. Происходит от французского слова «cing» – пять. Стихотворение, состоящее из пяти строк. Дает возможность лаконично выразить свои чувства, мысли, представления по теме. Можно работать одному или в паре.
Для записи синквейна каждый ученик получает лист бумаги, на котором дается объяснение его написания (или выводится на экран).

  1. Одно существительное. Тема стихотворения_____________________________
  2. Два прилагательных. Описание темы____________________________________
  3. Три глагола. Характеристика темы через действие_________________________
  4. Фраза из четырех слов. Личное отношение к теме ___________________________
  5. Одно слово-синоним к первому. Обобщение или расширение смысла темы ________________________________

Литература:

  1. Майкапар А. Игорь Стравинский // «Искусство». – 2008. – №8.
  2. Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. – М., 1994.
  3. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М., 2003.
  4. Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель). – Л. – М., 1973.
  5. Сергеев С. Русский балет С.Дягилева // «Искусство в школе». – 2000. – №5.
  6. Электронная энциклопедия «Театр». – ООО «Кордис & Медиа», 2003-2006.