Мониторинг профессионального мастерства педагогов

Разделы: Администрирование школы


В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы – обеспечения  качества  образования – называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность.

Основная цель определяется как повышение качества образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.

Накопление знаний, переход к новым технологиям приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим наших детей, но и того, как мы это делаем.

Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в образовательных учреждениях разрабатывается и вводится школьная модель мониторинга.

Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Серпухова представляет собой массовую общеобразовательную среднюю школу и имеет основную цель – создание образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного общества.

От того, каким будет качество преподавания и проведения уроков, какими будут взаимодействия учителей и обучающихся, учителей и администрации зависят достижения наших учеников, их личностный рост. Поэтому мы посвятили наши исследования, по всей видимости, наиболее сложному, но ключевому вопросу образования – качеству преподавания. Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Использование шкалированной анкеты позволяет производить статистическую обработку данных, получать принципиально новую обобщенную информацию, пригодную для целей управления. Компактность анкеты и возможность компьютерной обработки позволяет избежать необоснованных трудозатрат при проведении оценок урока как процесса деятельности педагога и обеспечить технологичность процесса измерений.

На основе полученных данных можно оперативно и обоснованно определять, какая помощь требуется каждому учителю в нашей школе, какие вопросы качества образовательного процесса вынести на всеобщее обсуждение, какую индивидуальную и групповую работу запланировать на ближайшее время, какую конкретную информацию представить вышестоящим органам управления. Мы думаем, что главное преимущество данной технологии состоит в возможности получения множества обобщенных оценок педагогической деятельности из одной и той же группы первичных данных.

Ещё одно важное обстоятельство: возможность количественной оценки качества урока позволяет производить оценки качества   преподавания по методическим объединениям и проблемным группам учителей, по ступеням обучения по предметам и предметным циклам, объективно с каждым учителем анализировать урок.

«Диаграмма исследования урока как процесса развития»

На основе полученных данных становятся видны для каждого педагога, отдельного методического объединения, в целом для школы первоочередные проблемы, что помогает составить план работы школы, методических объединений, отдельного педагога более эффективно.

Обобщенные данные мониторинга состояния преподавания в школе позволяют конкретизировать управленческую деятельность школьной администрации. Например, запланировать (как приоритетное) повышение квалификации и профессионального мастерства учителей по тем направлениям, которые позволяют повысить качество уроков и тем самым повысить уровень состояния преподавания в школе.

С помощью полученных данных облегчается обоснование представления учителей на первую и высшую квалификационную категорию. Объективными становятся замечания по поводу недостаточно высокого уровня уроков отдельных учителей в сравнении с остальными.

Все это предполагает формирование профессиональной компетенции педагога по отношению к каждому ученику. Это позволяет сформировать приоритет ценностей, устранить негативное восприятие внешних факторов, совершенствовать самоанализ (цели – содержание – результат).

Обработка информации и оперативное реагирование на всех уровнях (учитель, методическое объединение, руководство) ставят учителя в ситуацию, когда повышение профессиональной компетенции является необходимым. Переход в диагностике от анализа результатов к анализу действий учителя (учитель–ученик, класс–учитель) позволяет предотвратить развитие деструктивного конфликта на этих уровнях, обеспечить креативно-поисковый режим деятельности коллектива школы: вариативность, свободу творчества, рост профессионального мастерства, способность учителя к саморазвитию.

Соблюдение вышеуказанных принципов формируются общешкольные направления работы с диагностической информацией, которые заключаются в следующем:

  1. Информация должна быть достоверной и убедительной как для ученика, так и для учителя, а также представлена в доступном для осмысления виде.
  2. Одна и та же диагностическая информация анализируется по различным параметрам директором, заместителями по учебно-воспитательной работе.
  3. Распоряжаться полученной информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей.
  4. Информация может реализоваться в системе действий.

Вместе с тем возникает ряд проблем: введение общей системы диагностики может обнаружить барьер, который приведет к мотивационно активному сопротивлению со стороны ряда учителей (различный уровень опыта, различный подбор контингента классов, личностные взаимоотношения). Соотношение результатов своего труда с общим по школе может привести к неудовлетворенности своим профессионализмом.

Поэтому предметом совершенствования учителя становится стремление оценивать свою деятельность с профессиональной стороны (умение активизировать учащихся, организовывать их самостоятельную деятельность, использовать инновации, рассчитывать время, определять методы и способы работы на уроке и т.д.).

Оценка с личной стороны (поведение учителя на уроке, отношения с учащимися, манера ведения урока и т.д.) сложна в том, что учителю сложно признать свои ошибки и упущения, что становится источником межличностного конфликта. Часто на замечания руководства или более опытного коллеги, даже методистов муниципального уровня реакция становится неадекватной.

Системный контроль за педагогическими результатами на основе диагностики должен обеспечить решение следующих задач:

– выявление действительных результатов школьного образования и возможности на этой основе корректировать программу развития;
– выявление реального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач;
– выявление возможности перехода от предметной области обучения к возрастанию интегрированных заданий.

Степень успешности выполнения интегрированных заданий позволяет определить содержание коррекционного модуля (интеграция программ различных предметов) и прогнозировать результат обучения. Степень успешности при выполнении итоговых заданий позволяет определить соответствие знаний учащихся тому или иному уровню образовательных стандартов.

Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности учащегося. Такой комплексный подход к изучению личности ученика, учебной ситуации, сложившихся взглядов педколлектива и т.д. направлен на осмысление реальных учебных возможностей (степени обученности, познавательных интересов, мотива учения). И, несомненно, на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера межличностных отношений, педагогической компетентности и культуры.

Таким образом, мы стараемся придерживаться следующего алгоритма работы – учитель – ученик – результат – результаты класса – анализ учителя – результаты по предмету в контексте общей проверки знаний – анализ работы учителя по разным параметрам – оказание методической помощи учителю – коррекция учебного процесса.