Цели:
- Обучающие: систематизировать знания о классах неорганических веществ ,о типах химических реакций, выявить скрытые проблемы и затруднения, определить степень усвоения материала.
- Развивающие: развивать умение составлять формулы и названия сложных веществ, записывать уравнения химических реакций, познавательную активность учащихся.
- Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, отстаивать свое мнение, оценивать свои знания.
Оборудование и реактивы: карточки с заданиями для каждого этапа урока, карточки с формулами оксидов, оснований, кислот, солей, фишки – «еврики», растворы: хлорида железа(III), роданида калия, хлорида меди (II), гидроксида натрия, сульфата калия, нитрата бария, хлорида натрия, нитрата серебра.
Подготовка учащихся к уроку: разделить ребят на группы числом не более 5 человек, так как большая группа плохо поддается управлению и в процессе работы распадается на подгруппы. Для создания комфортной психологической обстановки в группе, это можно сделать так: учитель выделяет 4-5 хорошо успевающих по предмету учеников, и они по очереди называют имена членов своей группы, постепенно формируя её состав.
ХОД УРОКА
В начале урока ставлю перед учащимися задачу продемонстрировать знание формул и названий соединений основных классов веществ, умение составлять уравнения химических реакций и применять их в практической работе. Объясняю, что за каждое выполненное задание они будут получать «еврики» в копилку группы, а иногда и в лично.
Задание 1. Разминка. «Кто успел, тот и заработал». Отвечает тот, кто первым поднял руку и «еврики» идут в личную копилку ученика.
– Какие классы сложных веществ вы знаете?
– Продолжите: оксиды – это сложные вещества….
– Какие вещества называют основаниями?
Кислотами? Солями?
– Какие типы химических реакций вы знаете?
– Продолжите: реакции соединения – это реакции
при которых….
– Какие реакции называют реакциями разложения?
Замещения? Обмена?
Задание 2. «Встреть родственников». «Еврики» – в зачет группы.
К вам приехали родственники, которых вы не
видели и узнать их сможете по бейджику.
Узнав родственника нужно назвать его имя и тогда
он подойдет к вам. Родственники одной группы –
оксиды, другой – основания, третьей – кислоты,
четвертой – соли. Если есть пятая группа, то они
– сотрудники гостиницы и называют всех гостей,
если успевают сделать это быстрее встречающих.
Показываю карточки с формулами (бейджики) и если
группа поднимает руки и называет своего
родственника, отдаю карточку им. Если же название
вещества дано неверно, то его дают члены пятой
группы и гость отправляется в гостиницу. Затем
карточки обмениваюся на «еврики»
Задание 3. «Счастье по билетику»
«Еврики» в зачет группы.
На столе выложены билеты,в которых тестовые
задания. По одному человеку от группы тянут билет
и записывают ответ на первый вопрос на доске.
Затем передают билет следующему члену команды и
тот, выйдя к доске записывает ответ на второй
вопрос и так далее.
Билет 1.
1) Реакции горения – это реакции, протекающие:
а) с выделением теплоты,
б) с выделением теплоты и света,
в) с поглощением теплоты,
г) с образованием осадка.
2) Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции SO2 + O2 ––> SO3 равна:
а) 2,
б) 4,
в) 5,
г) 6.
3) Химическая реакция, уравнение которой CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu относится к реакциям:
а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.
4). Сколько формул оксида в следующем ряду: SO2 Na2SO3 Na2O Ca(OH)2 HCl FeCl2
а) 2,
б) 3,
в) 4,
г) 5.
Билет 2.
1) Закон сохранения массы веществ при химических реакциях установил:
а) М.В. Ломоносов,
б) Д.И. Менделеев,
в) Д.Дальтон,
г) А.Беккерель.
2) Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции Ca + O2 ––> CaO равна:
а) 2,
б) 4,
в) 5,
г) 6.
3) Химическая реакция, уравнение которой 2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2 относится к реакциям:
а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.
4). Сколько формул оснований в следующем ряду: SO2 Na2SO3 NaOH Ca(OH)2 NaCl HNO3
а) 2,
б) 3,
в) 4,
г) 5.
Билет 3.
1) Необходимым условием для протекания химической реакции является:
а) нагревание смесей,
б) измельчение твердых веществ,
в) соприкосновение веществ,
г) растворение (для растворимых веществ).
2) Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции NaOH + CuSO4 ––> Cu(OH)2 + Na2SO4
а) 2,
б) 4,
в) 3,
г) 5.
3) Химическая реакция, уравнение которой FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl относится к реакциям:
а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.
4) Сколько формул солей в следующем ряду: SO2 Na2SO3 HCl NaOH FeCl2 NaNO3
а) 2,
б) 3,
в) 4,
г) 5.
Билет 4.
1) Реакции, при которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество называются реакциями:
а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.
2) Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции N2 + H2 ––> NH3
а) 3,
б) 4,
в) 5,
г) 6.
3) Химическая реакция, уравнение которой Zn + 2HCl ––> ZnCl2 + H2 относится к реакциям:
а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.
4) Сколько формул солей в следующем ряду: SO2 H2SO3 HNO2 NaOH CuCl2 HCl
а) 2,
б) 3,
в) 4,
г) 5.
Задание 4. «Химические термины». «Еврики», полученные за ответы на вопросы задания, идут в личную копилку.
Цель задания – отработать понимание химической терминологии на слух.
На доске написаны уравнения реакций:
- FeO + H2 = Fe + H2O
- Fe2O3 + 3H2O = 2Fe + 3H2O
- SO2 + H2O = H2SO3
- Cu(OH)2 = CuO + H2O
- Ba(OH)2 + 2HCl = BaCl2 + 2H2O
- Na2O + H2O = 2NaOH
1. Какие реакции относят к реакциям замещения?
(1,2)
2. В каких реакциях продуктом является щелочь? (6)
3. Исходным веществом является основание? (4,5)
кислота? (5)
4. Какие реакции относят к реакциям соединения?
(3,6) обмена? (5)
5. Какое уравнение соответствует схеме: оксид
железа (III) + водород = железо + вода (2)
6. В каких реакциях продуктом является соль? (5)
7. Исходным веществом является щелочь? (5) оксид?
(1,2,3,6)
8. В каком уравнении реакции записаны формулы
всех классов веществ? (5)
Задание 5. «Наши руки не для скуки»
(лабораторная работа). «Еврики» в зачет группы.
Осуществите предлагаемую реакцию, назовите её
признаки. Запишите уравнение химической реакции
и укажите её тип.
- К раствору сульфата калия прилейте раствор нитрата бария.
- К раствору хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра.
- К раствору хлорида меди (II) прилейте раствор гидроксида натрия.
- К раствору карбоната натрия прилейте раствор серной кислоты.
Задание 6. «Химическая шифровка». «Еврики» в зачет группы. Выдаются карточки текст которых нужно зашифровать.
Карточка 1.
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам:
а) сульфат меди(II) + гидроксид натрия = гидроксид меди (II) + сульфат натрия
б) оксид натрия + вода = гидроксид натрия
в) оксид меди (II) + углерод = медь = оксид углерода (IV)
г) серная кислота взаимодействует с гидроксидом калия с образованием сульфата калия и воды.
Карточка 2.
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам:
а) хлорид бария + нитрат серебра = хлорид серебра + нитрат бария
б) оксид кальция + вода = гидроксид кальция
в) оксид железа (II) + водород = железо + вода
г) серная кислота взаимодействует с хлоридом бария с образованием сульфата бария и соляной кислоты
Карточка 3.
Напишите уравнения, соответствующие следующим схемам:
а) сульфат меди(II) + нитрат бария = сульфат бария + нитрат меди(II)
б) оксид бария + вода = гидроксид бария
в) бромид калия + хлор = хлорид калия + бром
г) магний взаимодействует с соляной кислотой с образованием хлорида магния и водорода
Карточка 4.
а) фосфорная кислота + гидроксид натрия = фосфат натрия + вода
б) цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород
в) хлорид натрия + нитрат серебра = хлорид серебра + нитрат натрия
г) натрий взаимодействует с водой, образуя гидроксид натрия и водород
Задание7. Дешифровка. «Еврики» в зачет группы.
К вам попала шифровка, которую нужно
расшифровать.
Группы обмениваются тем, что зашифровали и
расшифровывают уравнения попутно исправляя
ошибки в уравнениях, если такие имелись.
Подведение итогов. Учащиеся
подсчитывают набранные «еврики», распределяют
их между членами группы и сдают список с
количеством набранных баллов учителю.
Отметки, полученные учащимися, объявляются на
следующем уроке, после подсчета набранных
баллов.
Рефлексия. Раздаю карточки с вопросами рефлексивного теста и прошу каждого отметить ответы с которыми они согласны
Тест.
1. Трудными для меня были вопросы задания:
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) 5
е) 6
ж) 7
з) трудных заданий не было
2. На уроке я разобрался (ась) в том, что раньше не очень понимал (а)
3. Весь урок я работал(а) :
а) не очень добросовестно
б) добросовестно
в) очень добросовестно
4. За урок я ставлю себе:
а) 5
б) 4
в) 3
г) 2