Цель: систематизировать знания по одной из страниц проекта «Учебный календарь 3 «Б» класса»
Ход урока
Ребята, в начале учебного года мы начали с вами работу над проектом «Учебный календарь 3 «Б» класса. Предлагаю вспомнить некоторые этапы работы.
Первое. Вы отвечали на вопросы анкеты. На вопрос «Устраивает вас календарь, по которому мы живем в настоящее время?» 22 ученика ответили, что им нравится современный календарь. На вопрос «Хотели бы вы внести изменения в календарь?» мнения разделились пополам. 18 человек предложили добавить в календарь выходные и праздничные дни. Шесть человек – ввести универсальный календарь один на все годы. Три человека – сделать одинаковое количество дней во всех месяцах. 15 опрошенных согласились с тем, что мы можем составить свой собственный учебный календарь. Было высказано много интересных предложений о том, каким вы видите учебный календарь. Вот некоторые из них. Добавить побольше каникул. Отдыхать столько же, сколько учимся. Один день учимся, один – отдыхаем. Больше выходных, больше праздников, меньше учебных дней. Но были и конструктивные предложения. Было предложено добавить гороскоп. Девочки видят его красивым, модным, с рисунками. Кто-то увидел его интересным и познавательным. А кто-то ярким, с рисунками, фотографиями учеников, со стихотворениями на каждой страничке. Чтобы в календаре были отмечены все праздники и выходные. Работая над проектом, мы старались учитывать интересные предложения.
Второй шаг – каждый из вас готовил информацию о календаре. Набралась целая папка ценного материала. Вы узнали о рождении календаря, его истории. Лунный, солнечный, славянский календарь, календарь религии Бахаи, традиционный календарь кумандинцев, вечный, зодиакальный календари – это неполный перечень календарей, с которыми мы познакомились. Предлагаю совершить маленькое путешествие во времени, вернуться на несколько месяцев назад и вспомнить что такое календарь.
Ученик рассказывает о календаре.
Календарь присутствует в повседневной нашей жизни. Это и способ счисления дней в году, и таблица с перечнем всех дней в году с различными справочными сведениями (отрывной календарь, настольный календарь), и распределение по времени отдельных видов деятельности (календарь прививок, календарь футбольных игр). Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с разделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Само же слово календарь произошло от латинских слов caleo - провозглашать и calendarium – долговая книга. Первое напоминает о том, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца было принято уплачивать проценты по долгам.
Составление календаря связано с многолетними наблюдениями человека за расположением Луны, Солнца и Земли.
Сегодня наш календарь содержит 12 месяцев, которые распределяются по кварталам, в году 365 дней. Мы привыкли жить по календарю, отслеживая заветные даты: дни рождения, праздники, важные события. На стене висит настенный календарь, в офисе, на столе – перекидной календарь, в блокноте – маленькая сетка-календарь. Даже в сотовом телефоне он присутствует.
Третий шаг. Вы разделились на группы и итогом вашей работы стали названия месяцев для нашего учебного календаря. Получилось три варианта названий дней недели. Вспомните, какие названия вы дали. (Дети называют.) Почему вы дали такие названия? (Вывести на экран все предложенные названия.)
- снежень, 2- снегопад, 3- марк, 4 –подснежник, 5 – победа, 6 – дети, 7 – отпуск, 8 – конец, 9 – лист, 10 – скорозимный, 11 – заморозки, 12 – студень.
- Январенок, февралик, мартик, апрелька, победомай, июньчик, июлька, августус, сентябрик, октябренок, ноябряндия, декабришка.
- началомучилка, урокоделка, продолжалка, новогодник, каникульник, мальчуганчик, девчачник, шуточник, окончалка, отдыхалка, развлекалка, подготовка. Последний вариант лег в основу нашего календаря.
Работая над проектом, мы увидели различные календари – отрывные, перекидные, настольные, настенные. Некоторые календари были тематическими – календарь садовода, огородника, православный календарь, производственный календарь, лунный … Этот факт убедил нас, что мы, коллектив 3 «Б» класса, можем создать свой, учебный календарь.
Прозвучали предложения, чтобы в нашем календаре были ваши фотографии, в каждом месяце указаны именинники, чтобы не забыть их поздравить. Ведь всем нравится внимание, и все любят получать поздравления и подарки.
В сентябре месяце мы работали над проектом «Мое имя», фрагменты ваших работ вошли в календарь и вы можете их прочитать напротив своего имени.
Еще одно предложение – отобразить в календаре праздники. Мы с вами познакомились с полным перечнем праздников и памятных дней. Каждый месяц мы знакомились с 1-2 событиями. С праздниками февраля мы познакомимся поближе. Мы заранее поделились на группы, каждая из которых получила задание. Назовите, пожалуйста, свои группы. Каждая группа представляется.
Сейчас группа «Праздник, праздник, праздник» познакомит вас с праздниками февраля.
Ученик. День святого Валентина, или День влюблённых — католический праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
Ученик. 23 февраля отмечается как "День защитника Отечества". В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
Нас защищали прадеды и деды -
В Берлине развевался флаг победы.
Когда нам по ночам сон сладкий снится,
Не спят солдаты наши на границе.
Пусть солнце жжет оттаявшие крыши!
Мы поздравляем нынче тех мальчишек,
Кто невелик, но изо всех силенок
Сам защищает слабых и девчонок!
Ирина Асеева
Ученик. Вот и Масленица пришла, вам блиночков принесла!
Ученик. Масленица, кто не знает этот самый задорный праздник, такой весёлый и радостный. Это древнеязыческий праздник узаконен церковью, как христианский. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями. Главное место в Масленице играли – блины - символ солнца. А солнце - это тепло, свет, радость, добро, урожай. Каждый день Масленицы имеет своё название.
Ученик. Среда — лакомки. В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ и угощали их блинами.
Учитель.
Светлеют с каждым днём и молодеют сосны.
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И пожелтел в лощинах снег наносный.
И.Бунин
- О каком месяце говорит Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении?
- К какому времени года он относится?
- Какие изменения происходят в природе?
Ученик.
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и березы
Под зябкими звездами спят.
Но в воздухе есть перемены
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны.
Уже уловили весну.
- Какие еще изменения происходят?
Ученик.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
- А знаете ли вы, как по-другому называют этот месяц?
Группа «Прогноз погоды» подготовила для вас интересную информацию и познакомит с тем, какая погода предстоит в ближайшее время.
Ученик. Последний месяц зимы - "сечень". Такое название он получил в глубокой древности, так как отсекал год - был последним в семье зимних месяцев. Из-за частых метелей и вьюг, в Древней Руси величали его "ветродуем" и "лютнем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Ещё называли февраль "межень" - межа между зимой и весной.
Ученик. А я хочу познакомить вас с рекордами погоды. Знаете ли вы, что самый теплый февраль в Перми был в 2002 году, среднемесячная температура составила – 4, 6 градусов мороза, самый холодный февраль был в 1954 году. Среднемесячная температура составила – 21, 3 градуса мороза. Самая высокая температура в этот день, 4 марта, была в 1931 году, она составила 6,8 градусов тепла, а самая низкая температура в этот день была в 1963 году. Было очень холодно, 32 градуса мороза.
Думаю, всем будет интересно узнать, какая погода ожидает нас в выходные.
Завтра, 5 марта, ночью 15 градусов мороза, днем ясная солнечная погода, температура 7 градусов ниже нуля.
6 марта, в последний день масленичной недели, ночью без осадков, 16 градусов мороза, днем ясно, солнечно, 8 градусов ниже нуля.
Учитель. Предлагаю сделать маленькую паузу и сделать зарядку для ума. Какие математические тайны скрыты в календаре покажет нам Щербаков Виктор.
Ученик. Какое сегодня число? Какое число было вчера? Завтра? Через два дня?
Сколько дней в этом месяце? Какой сегодня день недели?
Нарисуйте большой крест на календаре, чтобы соединились дни в двух неделях (понедельник и воскресенье). Сложите числа, соединенные линиями. Что заметили?
А теперь нарисуйте крест, соединяющий вторник и субботу, среду и пятницу, два четверга. Что заметили?
Продолжим исследование календаря. Если вы нарисуете больший крест и будете складывать по три числа в ряд, что произойдет?
Предлагаю дома в календаре поискать модели, придумать и решить подобные задачи.
Свое маленькое исследование представляет нашему вниманию группа «Любители классической музыки».
Ученик. История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).
Это произошло очень давно. В Петербурге, где долгое время жил Петр Ильич Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист» - от слова «новелла» - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых Петром Ильичем Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». Предлагаю перевернуть страничку музыкального календаря природы и внимательно прислушаться к «Февралю».
Ученик. Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.
Ученик. "Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений. Для многих само имя "Вивальди" является синонимом "Времен года". Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
"Зима" (L'Inverno)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
В первой части концерта действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Изображается то, как стучат от холода зубы, завывание лютого ветра и бег людей, чтобы согреться.
Во второй части царят зимние радости. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.
В третьей части изображена жанровая сценка: катание на коньках. А кто в Италии во времена Вивальди умел кататься на коньках? Конечно, никто. Вот композитор и изображает в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед".
Конец зимы у композитора является предвестником новой весны. И музыка и стих утверждают: "дарит нам зима и свои наслажденья".
Вы прослушали редкую запись «Времен года» Антонио Вивальди в органном переложении, сделанном Евгенией Лисицыной в 1978 году. Рижская студия грамзаписи «Мелодия» записала его на пластинку в Домском соборе в 1980 году.
Учитель. Продолжая тему «Времена года», группа «Поэтическое вдохновение» расскажет нам о своих изысканиях.
Ученик. Наша группа подготовила стихотворения о феврале, а некоторые ребята предложат вашему вниманию стихотворения собственного сочинения.
Накрахмалены строгие ели,
Отутюжены складки полей.
День-другой, ну от силы неделя
До разгула кипучих полей.
Где блестит отшлифованной гранью
Озорная блудница-лыжня,
Там проклюнется тонкою ранью
Размороженный шторм февраля.
И размашисто злые метели
Потекут в зимних вьюг закрома.
День-другой, ну от силы неделя
Безнадежно вздыхает зима.
Лана Аширова
Февраль
Хотя февраль свистит отчаянно,
И всюду рыщут ветерки,
Найти пытаясь для хозяина
Недостающие деньки.
И хоть бела опушка спящая,
Но среди снежной кутерьмы
Стоит Снегурочка грустящая
На самом краешке зимы.
В.Орлов
Февраль
Снег и свет.
И сиянье небесных просторов.
Воробьи, как в детсаде,
В их воплях счастливый восторг.
Покатилась зима
Со своих изумительных горок,
И поземка котенком
Пришла и легла на порог.
В.Бахревский
Детские стихотворения
В феврале мороз крепчает.
Он на солнышко серчает,
Строит город ледяной
И сражается с весной.
Поздно он вошел в азарт –
Наступает месяц март.
Семен Чернов
Февраль – последний месяц зимний.
Февраль – преддверие весны.
На темном небе месяц дивный.
И звезды мне показывают сны.
Мне снится лето, солнце и на море я.
И в небе голубом танцуют птицы.
Но знаю точно я, друзья,
Что летом мне февраль приснится…
Александр Галышкин
Учитель. Хочу поблагодарить всех за хорошую работу и подвести маленький итог нашей работы. Что вам больше всего понравилось?
Узнали ли вы что-то новое для себя? Поделитесь впечатлениями.
Следующий месяц в календаре – март. Предлагаю наметить темы, о которых мы будем говорить в следующем месяце.