Цель: Закреплять навыки лепки. Развивать у детей внимание, память, творческое мышление и инициативу самостоятельно определять материал, из которого изготовлен предмет, характеризовать свойства и качества предметов. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать органы восприятия: зрения, слуха; закрепить знания об основных формах предмета и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
Предварительная работа:
- Драматизация русской народной сказки « Гуси-лебеди».
- Обучение навыкам развития чувства формы, цвета, пропорций, художественного вкуса.
- Изготовление масок и костюмов, атрибутов к драматизации.
Демонстрационный материал: пластилин, дощечка для лепки, коробочка, материал, кукла-малыш, 8-10 полешек, 5-6 яблок, миска, кувшин с «молоком», платок голубого цвета, метла, корзина, кроватка, маски кота, ежа, гусей-лебедей, печка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня нам занятие поможет провести такой предмет, который мы должны угадать.
Итак, внимание, сейчас я занесу волшебный ящик, а вы попробуйте угадать, кто будет нашим помощником. Что лежит в этом ящике?
Поиграем в такую игру: вы спрашиваете, какой это предмет, а я буду говорить вам ответ-подсказку.
Дети: Это предмет живой?
Воспитатель: Нет.
Дети: Он мягкий?
Воспитатель: Он может быть и мягким и твёрдым. Мы его используем во время занятии по лепке.
Чтобы вам легче было угадать, я задам вам загадку.
Я весь мир слепить готов,
Дом, машину, двух котов,
Я сегодня властелин,
У меня есть……….
(пластилин)
Дети: пластилин.
Воспитатель: давайте проверим. Да пластилин.
Ребята, а когда он бывает мягким?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда он бывает твёрдым?
У каждого ребёнка на столе пластилин и дощечка для лепки.
Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадку вы должны сделать из пластилина.
Жаркий шар на небе светит,
Этот шар любой заметит
Утром смотрит к нам в оконце
Радостно сияя……….
(солнце)
Круглое, румяное я расту на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(яблоко)
В воде купался, а сух остался.
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(гусь)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(речка)
А сейчас перечислите, что получилось у вас.
Дети: солнце, яблоко, гусь, речка.
Воспитатель: Ребята из каких сказок эти персонажи?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: Русская народная сказка
Воспитатель: Давайте вместе вспомним сказку « Гуси –лебеди».
Жили –были муж и жена у них была дочка Машенька да сыночек Ванечка. Вот мать говорит: « Мы пойдём на работу, а ты береги братца не куда не ходи со двора. Отец с матерью ушли, а дочь позабыла, что ей приказывали: посадила братца побежала на улицу заигралась с подружками. А тут налетели Гуси – лебеди подхватили Ванюшу и унесли в дом Бабы – яги.
Воспитатель: Пришла Машенька домой.
Машенька: Ой, а где же братец мой?
Где же Ванечку найду?
Ой, попали мы в беду!
Воспитатель: Побежала девочка догонять Гусей-лебедей. Встретилась ей на дороге печка.
Печка: Я пеку, пеку, пеку,
Каждый миг по пирожку!
Пирожок мой очень вкусный:
Вот грибной, а вот капустный.
Машенька: Печка ты, печка, укажи мне путь.
Ты скажи мне печка,
Братца как вернуть?
Печка: Если дров в меня подбросишь,
Я исполню всё, что просишь!
Ты беги по той тропинки,
Там увидишь две осинки,
Перепрыгни ручеёк,
Поднимись на бугорок.
Воспитатель: Побежала Машенька дальше, видит- стоит яблоня.
Яблоня: Золотые яблочки, яблочки лесные,
Весело играют, медом налитые.
Машенька: Яблонька ты. Яблонька укажи мне путь. Ты скажи мне яблонька братца как вернуть?
Яблоня: Яблочки мои стряхни, ох тяжелые они.
Вот теперь мне полегчало!
К ручейку беги сначала.
Воспитатель: Побежала Маша к ручейку, впадавшему в большую реку.
Маша: Речка, речка……
Речка: Отодвинешь камень тяжкий, помогу тебе бедняжке.
(Маша отодвигает камень)
Речка: ну теперь могу вздохнуть!
Ты как надо держишь путь!
Воспитатель: Зашла Маша в тёмный лес и видит ёжика который играет с другими зверятами.
Маша: Ёжик, ёжик……….
Ёжик: В тёмный лес ведёт дорожка,
Там изба на курьих ножках
Твой братишка в той избе…
Ну, счастливый путь тебе!
Воспитатель: Пошла маша по дорожке и видит:
Вон в лесу стоит изба,
На верху торчит труба,
Огонёк горит в окошке
Под избою курьи ножки.
В той избе живёт Яга,
А сова её слуга!
Баба яга: Здравствуй, Маша, как дела?
Ты зачем сюда пришла?
Маша: Где Ванюша, братец мой?
Я возьму его домой.
Баба яга: Ишь, чего ты захотела!
Ванька нужен мне для дела!
Будет песни напевать,
Бабку ёжку развлекать.
Маша: Ой, бабулечка Ягуша,
Пожалейка ты Ванюшу.
Баба яга: Нет, девчонка, не проси!
Ну-ка милые котята,
Загадайте вы загадки.
1 кот: После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки
Только ты его не тронь
Он горячий, как огонь.
2 кот: На верёвках пальцы
Держат одеяльце.
3 кот: Он пыхтит как паровоз
Важно держит к верху нос
Пошумит, остепенится,
Пригласит чайку напиться.
Баба яга: Эти дети так умны, вон как Маше помогли. Сможешь дома так прибрать, чтоб пылинки не видать.
Воспитатель: Дети все взялись для дела и работа закипела.
Баба яга: Да, с работой вы хорошо справились. Но я ведь бабусенька - вреднюсенька.
Не отдам тебе я Ваню и тебя себе оставлю.
Кис-кис-кис, котики, котики, Мягкие животики, Вы сидите сторожите, да во все глаза глядите.
Чтоб девчонка не удрала,
Вместе с братцем не сбежала!
Маша: котики, котики голодные животики.
Молочком вас угощу и сметанки притащу.
Воспитатель: стали коты молочко лакать и не заметили как Маша в избушку проскользнула, Ваню подхватила и побежала.
Баба яга: стой, куда? Ох вы, котики, ленивые животики
Всё проспали, проморгали, Ваню с Машей потеряли.
Гуси мои, гуси, догоняйте, Ваню с Машей возвращайте!
Воспитатель: Добежали дети до речки. На речке молочные волны играют, в кисельные берега ударяют.
1 девочка: Тихо плещется река,
Ровно дышат облака.
Сели в реку облака
Растопыриди бока.
2 девочка: Дорогие облака,
Не валяйте дурака.
Отправляйтесь-ка на небо:
Небо глубже, чем река!
Воспитатель: Побежала Маша к речке и говорит.
Маша: Реченька, речка спрячь нас поживей,
Защити нас, речка, ты от злых гусей.
Речка: Что ж садись скорей дружок, под крутой мой бережок.
Воспитатель: Побежали Маша с Ваней дальше и встретилась им яблонька.
Маша: Яблонька, яблонька…
Яблоня: Становитесь, детки, под густые ветки.
Воспитатель: Маша с Ваней побежали дальше, видят на дороге печку.
Маша: Печка ты, печка…
Печка: Я укрою вас заслонкой, пролетят они сторонкой.
Воспитатель: Только дети успели спрятаться, как налетели гуси- лебеди, стали в заслонку клювами стучаться. Стучали, стучали, все клювы поотбивали, так и ни с чем и вернулись к Бабе яге
Прибежали дети к своему дому,
Машенька: Вот он, вот он, дом родной.
Снова дома мы с тобой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте вспомним чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей).