Цель: учиться обсуждать поступки литературных героев, высказывать свою точку зрения, выделять моральный смысл человеческих поступков, оценивать поведение сверстников и сравнивать их с поступками литературных героев, воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека.
Оборудование: плакаты или слайды (тема, эпиграф, слово «милосердие»,ключевые слова, фразы для рефлексии), карты учёта, сертификаты, фишки(сердечки).
Ход урока
1. «Тезис»
- определить цель урока, прочитав эпиграф на доске «Можно призреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».В. Железников
2. «Ключевое слово»
- выделите слово несущее главную мысль темы.
3. «Символ»
- изобразите тему урока в рисунке
4. «Кластырь»
- схематически изобразите какими человеческими качествами обладает милосердный человек
5. «Синквейн»
- с помощью ключевых слов составьте свой эпиграф (на доске ключевые слова: слово, зло, душа, ответить, добро, сострадание, любовь, улыбка, ответственность, сердце, чувство, мщение- прощение, всегда- доброта в пользу другого, насилие- милосердие).
6. «Практика»
- выразительное чтение произведения Б. К. Зайцева «Домашний Лар».
- работа в группах по карточкам:
Как ты думаешь, почему рассказ назвали именно так?
Как на ваш взгляд относится писатель к своему герою?
Опиши характер мальчика.
Люди с какими человеческими качествами окружали мальчика?
7. «Рефлексия»
- Какому высказыванию вы отдадите своё сердечко?
- Милосердие всегда
- Милосердие иногда
- Милосердие никогда
8. «Ты мне я тебе»
- участники одной группы могут задать вопросы участником другой группы по теме нашего урока.
9. «Экспертиза»
-послушаем отчёт контролёров групп
10. «Итог»
- подошёл торжественный момент вручения сертификатов качества знаний.