Актуальность обучения детей школьного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений, особенно проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я считаю важным, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть программа МОУ «СОШ №75» «Азбука пешехода».
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- Совершенствовать работу по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
- Активизировать деятельность ОУ по агитации и пропаганде знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах среди учащихся 1- 11 классов.
- Воспитывать дорожную и правовую культуру поведения детей и подростков, вовлекать их в мероприятия по пропаганде Правил дорожного движения.
Немаловажную роль в воспитании безопасности играет учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ, где имеет место раздел по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Я считаю, что из учащегося можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Моя задача дать ученику необходимые для этого знания по ПДД.
Свою работу я строю на основе программы МОУ
«СОШ №75» «Азбука пешехода» и программ
«Поурочные разработки по основам безопасности
жизнедеятельности» 1 класс Поторочиной Е.А.,
«Основы безопасности жизнедеятельности для
2-4классов» Полякова В.В., «Основы безопасности
жизнедеятельности для 5-9 классов » Топорова И.К.,
«Основы безопасности жизнедеятельности для 10
класса» Смирнова А.Г., «Основы безопасности
жизнедеятельности для 11 класса» Смирнова А.Г.
Моя работа адаптирована к уровню развития
учащихся, используется дополнительный материал,
ведется отбор содержания, средств ИКТ.
Формы работы применяются разнообразные:
урок-практикум, урок-праздник, урок-конкурс,
интегрированный урок и др. Использую в основном
игровой метод.
При разработке занятий применяю следующие
технологии:
- здоровьесберегающие технологии,
- технологию сказкотератии,
- межпредметные связи.
Форма занятий – урок, факультативы.
Урок в 7-м классе «Дорожные знаки и их группы»
Цель: знакомство с дорожными знаками и их группами.
Задачи:
- Познакомить с историей дорожных знаков.
- Познакомить с дорожными знаками и их группами.
- Совершенствовать навыков ориентировки на дороге.
- Формировать мотивационно-поведенческую культуру учащегося в условиях общения с дорогой.
- Повышать ответственность детей за свое поведение на дорогах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Сегодня мы поговорим о Правилах дорожного движения. А о чём конкретно, определите сами, отгадав загадку:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути... (дорожный знак)
Приложение 1, слайд 2 (читаем тему)
2. Вступительная беседа учителя
Из истории дорожных знаков…
Приложение 1, слайд 3
Первые дорожные знаки на Руси возникли
давным-давно, при царе Алексее Михайловиче (1629 –
1676). Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в
селе Коломенском, куда часто приезжал на отдых и
охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел
поставить через каждую версту (1, 07 км) высокие
нарядные столбы. Любому прохожему и проезжему
они видны были издалека. Сколько проехали верст
от столицы до дворца? Сколько осталось? Ответить
на вопрос труда не составляло: достаточно было
подсчитать количество верстовых столбов. А потом
такие столбы поставили и на других дорогах.
Добрую службу они служили путникам: в ночное
время, в метель помогали находить дорогу. И по сей
день на дорогах стоят их потомки, только их
теперь зовут километровыми указателями.
В древности таких крестов и часовенок по всей
России было очень много. Обычно их ставили на
перекрестках дорог, либо в особо опасных местах.
Приложение 1, слайд 4
Память о тех первых столбах сохранилась в поговорке «вымахал с коломенскую версту» – о людях высокого роста и в песнях о тройке, которая мчится «по дороге столбовой».
Приложение 1, слайд 5
ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
XVIII век, что же произошло в те далекие годы?
Именно тогда и именно в России было доведено до
сведения широкой публики несколько очень
строгих требований:
– В городе и в предместьях кучерам ездить только
на лошадях малой рысью, а скоро вообще не ездить.
– Когда случится подъехать к перекрестку, тогда
ехать еще тише и осматриваться во все стороны,
дабы кому повреждения не причинить или с кем не
съехаться, не столкнуться, на мостах через реки
карет не обгонять, а ехать напротив порядочно и
не скоро.
– Для хождения пеших подле домов положены
большие плашки каменные, конным на камнях отнюдь
не становиться, и подле самих стен, где пеший люд
ходит, дабы тем не мешать ходить пешком.
– На улицах ямщикам предписывается не в коем
разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть и
не бренчать.
– Впервые в России водительские права получил
извозчик. На плотной глянцевой бумаге черным по
белому было написано:
“Оный билет выдан извозчику Рождественской
части, дворовому человеку (т.е. крепостному) Ивану
сына Иванова”. И дата – 1784.
Приложение 1, слайд 6
3. Современные дорожные знаки
За прошедшие века дорожные знаки-указатели
сильно изменились и стали очень разнообразными.
Сейчас они окрашены в яркие цвета и видны
издалека. Ночью некоторые из них светятся в лучах
автомобильных фар: на них нанесена специальная
краска. Для удобства во всех странах мира
используют одинаковые знаки, чтобы любой пешеход
или водитель, откуда бы он ни приехал, мог
свободно в них ориентироваться.
Если сравнить правила дорожного движения с
книгой, то дорожные знаки – это буквы, по которым
эту «дорожную книгу» читают в любой стране мира.
Дорожные знаки и разметка помогают
организовывать движение машин и людей, они
облегчают работу водителей и помогают всем
правильно ориентироваться в сложной обстановке
на дорогах. Вот почему надо знать эту азбуку улиц
и дорог как водителям, так и пешеходам.
Приложение 1, слайд 7
4. Все дорожные знаки делятся на 7 групп.
1 группа – предупреждающие знаки
Эти знаки информируют водителей о приближении к
опасному участку дороги, движение по которому
требует принятия мер, соответствующих
обстановке.
Приложение 1, слайд 8
2 группа – знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очерёдность
проезда на перекрёстках, пересечениях проезжих
частей, узких участков дорог.
Приложение 1, слайд 9
3 группа – запрещающие знаки
Запрещающие знаки вводят или отменяют
определённые ограничения движения.
Приложение 1, слайд 10
4 группа – предписывающие знаки
Разрешается движение только в направлениях,
указанных на знаках стрелками или тех объектов,
которые изображены.
Приложение 1, слайд 11
5 группа – знаки особых предписаний
Эти знаки вводят или отменяют определённые
режимы движения.
Приложение 1, слайд 12
6 группа – информационные знаки
Информируют о расположении населённых пунктов и
других объектов, а также об установленных или
рекомендуемых режимах движения.
Приложение 1, слайд 13
7 группа – знаки сервиса
Эти знаки информируют о расположении
соответствующих объектов.
Приложение 1, слайд 14
5. Закрепление пройденного
Вопрос: К какой группе относятся эти дорожные знаки?
Ответ:
- Запрещающие
- Предписывающие
- Предупреждающие
- Знаки сервиса
- Знаки особых предписаний
- Знаки приоритета
Вопрос: Каких знаков нет?
Ответ: информационных.
Приложение 1, слайд 15
Вопрос: что вы сделаете в данной ситуации?
1. Вы уступите дорогу велосипедисту.
2. Вы, имея преимущество, продолжите движение,
приняв меры предосторожности.
Ответ: 2
Приложение 1, слайд 16
Вопрос: съезжая с дороги на прилегающую справа территорию,
Вы:
1. Пользуетесь преимуществом перед другими
участниками движения.
2. Должны уступить дорогу только пешеходам.
3. Должны уступить дорогу только велосипедисту.
4. Должны уступить дорогу пешеходам и
велосипедисту.
Ответ: 4
Приложение 1, слайд 17
6. Заниматеьная страничка
Приложение 1, слайды 18,19
Ответ: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»
Загадки:
Тормози скорей шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл
(Железнодорожный переезд без шлагбаума)
Чудо конь велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!
(Велосипедная дорожка)
Видно строить будут дом –
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
(Въезд запрещён)
Белый круг с каемкой красной –
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете друзья?
(Движение запрещено)
Скоро будет огород –
Знак об этом знать дает.
Если есть с собой лопата,
Вас там ждут всегда, ребята!
(Дорожные работы)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(Движение пешеходов запрещено)
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)
Перемолвились машины:
Остудить пора бы шины,
Остановимся, где сквер!
Но вмешалась буква «Эр»:
Только я могу решить,
Где стоянку разрешить!
(Место стоянки)
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар,
Дело все в дорожном знаке.
(Пешеходная дорожка)
7. Итог урока
Приложение 1, слайд 20
Взрослым и ребятам
Надо точно знать,
Что правила движения
Лучше выполнять!