Цели:
- ввести понятие задачи, обратной данной;
- закрепить термины, связанные с понятием «задача», навыки записи задачи, чтения и составления схем, навыки счёта в пределах 9;
- развивать речь, мыслительные способности, память, внимание, аналитические и творческие способности.
Оборудование: набор предметов для оргмомента, набор карточек с цифрами от 1 до 9, почтовый конверт, состав числа 7, иллюстрации к задаче.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Чтобы хорошо учиться,
Вам на парте пригодиться:
Учебник-тетрадь, веера цветов и цифр,
Пенал и цветные карандаши.
Вот мы и готовы к изучению математики (хором).
2. Актуализация опорных знаний
Каждый урок мы тренируем свою память, речь, внимание и наблюдательность. В этом нам в первую очередь помогает ритмический счёт.
а) Счёт через 4.
Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой
ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к
другу ладонями и сказать «четыре» (4), коснуться
рукой правой ноги (5), коснуться левой ноги (6),
хлопнуть в ладоши (7), «восемь» и т.д.
Приятно, что вы не ошиблись. Постарайтесь
сохранить такое же внимание в течение всего
урока.
б) – Какие помощники на уроке математике у нас есть?
Ицфыр
Гляньте на картинку эту:
Всевозможные предметы
Нарисованы для вас.
Быстро вы сообразите
И все цифры отыщите,
А за это вы получите
Гордый титул «Острый глаз».
– Найдите цифры, которые спрятались на рисунках?
(Дети выходят к доске и показывают цифры).
– Молодцы! Чтобы носить титул «Острый глаз» нужно быть очень внимательным.
в) – Откройте учебник на странице, 1 цифра
которой на 1 меньше 5, 2 цифра больше 5 на 4.
Какую же страницу нужно открыть в учебнике? (49).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Найдите №7 на этой странице. Что нужно
сделать? (Подобрать пару к каждой варежке).
– Возьмите простой карандаш и выполните
самостоятельно. Поменяйтесь учебниками и
проверьте друг у друга. Если всё правильно, то
поставьте «+», если нет, то исправьте ошибку.
– Кто не допустил ошибок? Вы были очень
внимательны и с гордостью получаете титул
«Острый глаз». (Раздать картинки).
г) – Посмотрите на первую строчку в
клетках. Что вы видите? (Записаны два числа 3 и 4).
– Так, как вам присвоен титул «Острый глаз»
вспомните, где встречаются такие цифры. (На
электронных часах, калькуляторе, на почтовых
конвертах).
– Вы никогда не задумывались, почему на
конвертах именно такие цифры. (Показ почтового
конверта).
Дети выходят к доске.
Эти цифры предназначены для электронной
машины, сортирующей корреспонденцию. Жирные
чёрточки над индексом на конверте нужны для того,
чтобы машина смогла точно настроиться на
написанный нами индекс.
Пишутся эти цифры с помощью отрезков и занимают
две клетки по вертикали. Цифра 3 пишется с помощью
4 отрезков: 1 и 3 пишутся по линии клеток, а 2 и 4
наискосок с уголка на уголок. (Попробуйте
написать в воздухе). Цифра 4 пишется с помощью 3
отрезков: 1 и 3 пишутся столбиком, а 2 отрезок по
линии клетки.(Попробуйте написать в воздухе).
Сядьте на свои места.
Напишите эти цифры в учебнике, сначала сделайте
обводку, а затем самостоятельно напишите по 5
цифр, старайтесь писать красиво, чтобы компьютер
смог доставить ваше письмо по назначению, если
вам придётся писать индекс.
д) – Найдите сумму чисел записанных друг под
другом. (Сумма чисел 3 и 4 равна 7).
– Покажите в парах с помощью веера цифр состав
числа 7.
(На доске таблица).
– Приятно, что все знают состав числа 7.
е) – Давайте вспомним состав числа 9
выполнив №5 в учебнике. Прокомментируйте первый
рисунок. (9 – это 5 красных кружков и ещё 4
жёлтых. Дорисую 4 кружка).
– Значит, 9 – это 5 и 4. Прокомментируйте второй
рисунок. (9 – это 8 жёлтых квадратов и ещё 1
квадрат). Значит, 9 – это 8 и 1. Прокомментируйте
третий рисунок. (9 – это 2 зелёных треугольника
и ещё 7 треугольников). Значит, 9 – это 2 и 7.
Прокомментируйте четвёртый рисунок. (9 – это 6
снежинок и ещё 3 снежинки). Значит, 9 – это 6 и 3.
– Посмотрите, №5 мы выполнили, а на доске состав
числа 9 не весь открыт. Почему?
– Какое математическое свойство вы знаете? (От
перемены мест слагаемых сумма не меняется).
– Назовите недостающие выражения.
– Зная хорошо состав чисел мы сможем быстро
вычислять примеры.
3. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо- влево.
(Вращение головой).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим.
(Повороты туловища вправо – влево).
Потянули плечи, спинку.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся).
4. Формулирование темы и цели урока
– А теперь перед нами
Дачаза
– Какие части задачи вы знаете? (Условие,
вопрос, схема, выражение, решение, ответ).
– Найдите №1 на странице 48. Прочитайте условие
задачи.
– Какой вопрос нужно поставить? (Сколько
кружек стало на столе?)
– Заполните схему к задаче и решите её.
– Кто хочет попробовать у доски?
Проверка по образцу на доске.
– Что искали в задаче? (Целое).
– Сравните две схемы. Что изменилось? (Поменялись
местами известное с неизвестным).
– Как теперь будет звучать текст задачи? (На
столе было несколько кружек. После того, как туда
поставили ещё 3 кружки, их стало 5. Сколько кружек
было на столе сначала?)
– Запишите выражение к этой задаче. (5 – 3).
– Можно ли ещё изменить условие?
– Что теперь можно сделать неизвестным? (Можно
узнать сколько поставили кружек на стол).
– Подходит ли схема к задаче? (Схема к задаче).
– Как теперь будет звучать текст к задаче? (На
столе было 2 кружки. После того, как туда
поставили ещё несколько кружек, их стало 5.
Сколько кружек поставили на стол?)
– Запишите выражение к этой задаче? (5 – 2).
– Сравните эти три схемы. Что заметили? (Речь
идёт об одном и том же, о кружках. Меняются
местами известное и неизвестное).
– Такие задачи называются взаимно обратными или
просто обратными.
– Наша задача запомнить и понять такие задачи,
научиться их решать.
5. Первичное закрепление
– Потренируемся в решении таких задач. Найдите
№2. Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? (6
девочек и 2 мальчика. Они в карнавальных костюмах,
наверное, это праздник Новый год).
– Что нужно найти в первой схеме? (Целое).
– Опираясь на схему и иллюстрацию составьте
задачу. (На Новогоднем празднике было 6 девочек
и 2 мальчика. Сколько всего детей было на
празднике?)
– Какое действие использовано для нахождения
целого? (Сложения).
– Попробуйте составить задачу обратную данной.
Что для этого нужно? (Известное сделать
неизвестным).
– На празднике было 8 детей. Из них 2 мальчика, а
остальные девочки. Сколько было девочек?
Заполните вторую схему.
1 ученик у доски, остальные в учебнике работают.
– Что будем искать? (Часть).
– Каким действием? (Вычитанием).
– Посмотрите на третью схему. Составьте обратную
задачу.
На празднике было 8 детей. Из них 6 девочек, а остальные мальчики. Сколько было мальчиков?
– Оформите схему и запишите выражение.
– Сложны ли обратные задачи? Какое правило нам
будет помогать? (Неизвестное становится
известным).
– Давайте отдохнём, а потом попробуем решить
следующую задачу.
6. Физкультминутка
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз. (5).Сколько палочек да точек,
Столько встанем на носочки. (7).Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (3 раза)
7. Закрепление изученного
– Решим ещё одну задачу под буквой б.
Посмотрите на схему к задаче и иллюстрацию. Чем
она будет отличаться от предыдущей? (Задача на
нахождение части).
– По схеме и иллюстрации составьте задачу.
У гнома было 4 шарика. 1 шарик лопнул. Сколько шариков осталось?
– Каким действием находим часть? (Вычитанием).
– Какое правило нам помогает при составлении
обратных задач? (Неизвестное становится
известным).
– Составьте задачу к следующей схеме и запишите
выражение.
У гнома было 4 шарика. Несколько шариков лопнуло и у него осталось 3 шара. Сколько шариков лопнуло?
– Самостоятельно запишите выражение к третьей
задаче.
– Проверим с помощью веера цветов.
4 – 1
1 + 3
4 – 3
– Какое же правило нам помогает в решении обратных задач? (Неизвестное становится известным).
8. Самостоятельная работа
– В самом начале урока мы рассматривали
конверт, вот и подошло время заглянуть в него. В
конверте для каждого приготовлено задание.
Подойдите и возьмите. Ваша задача – решить
задачу и составить к ней обратные задачи.
– Кто затрудняется подойдите ко мне, сделаем
вместе.
– Кто всё сделает, листочек положит обратно в
конверт.
9. Итог урока
– Подведём итог.
– Расставьте части задачи по порядку.
– Какие задачи мы научились решать? (Обратные,
возвратные, неизвестные, сложные).
– Что для них характерно?