Урок "Обратные задачи" по учебнику Л.Г. Петерсон

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести понятие задачи, обратной данной;
  • закрепить термины, связанные с понятием «задача», навыки записи задачи, чтения и составления схем, навыки счёта в пределах 9;
  • развивать речь, мыслительные способности, память, внимание, аналитические и творческие способности.

Оборудование: набор предметов для оргмомента, набор карточек с цифрами от 1 до 9, почтовый конверт, состав числа 7, иллюстрации к задаче.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Чтобы хорошо учиться,
Вам на парте пригодиться:
Учебник-тетрадь, веера цветов и цифр,
Пенал и цветные карандаши.
Вот мы и готовы к изучению математики (хором).

2. Актуализация опорных знаний

Каждый урок мы тренируем свою память, речь, внимание и наблюдательность. В этом нам в первую очередь помогает ритмический счёт.

а) Счёт через 4.

Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре» (4), коснуться рукой правой ноги (5), коснуться левой ноги (6), хлопнуть в ладоши (7), «восемь» и т.д.
Приятно, что вы не ошиблись. Постарайтесь сохранить такое же внимание в течение всего урока.

б) – Какие помощники на уроке математике у нас есть?

Ицфыр

Гляньте на картинку эту:
Всевозможные предметы
Нарисованы для вас.
Быстро вы сообразите
И все цифры отыщите,
А за это вы  получите
Гордый титул «Острый глаз».

– Найдите цифры, которые спрятались на рисунках?

(Дети выходят к доске и показывают цифры).

– Молодцы! Чтобы носить титул «Острый глаз» нужно быть очень внимательным.

в) – Откройте учебник на странице, 1 цифра которой на 1 меньше 5, 2 цифра больше 5 на 4.
Какую же страницу нужно открыть в учебнике? (49).

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Найдите №7 на этой странице. Что нужно сделать? (Подобрать пару к каждой варежке).
– Возьмите простой карандаш и выполните самостоятельно. Поменяйтесь учебниками и проверьте друг у друга. Если всё правильно, то поставьте «+», если нет, то исправьте ошибку.
– Кто не допустил ошибок? Вы были очень внимательны и с гордостью получаете титул «Острый глаз». (Раздать картинки).

г) – Посмотрите на первую строчку в клетках. Что вы видите? (Записаны два числа 3 и 4).
– Так, как вам присвоен титул «Острый глаз» вспомните, где встречаются такие цифры. (На электронных часах, калькуляторе, на почтовых конвертах).
– Вы никогда не задумывались, почему на конвертах именно такие цифры. (Показ почтового конверта).

Дети выходят к доске.

Эти цифры предназначены для электронной машины, сортирующей корреспонденцию. Жирные чёрточки над индексом на конверте нужны для того, чтобы машина смогла точно настроиться на написанный нами индекс.
Пишутся эти цифры с помощью отрезков и занимают две клетки по вертикали. Цифра 3 пишется с помощью 4 отрезков: 1 и 3 пишутся по линии клеток, а 2 и 4 наискосок с уголка на уголок. (Попробуйте написать в воздухе). Цифра 4 пишется с помощью 3 отрезков: 1 и 3 пишутся столбиком, а 2 отрезок по линии клетки.(Попробуйте написать в воздухе).
Сядьте на свои места.
Напишите эти цифры в учебнике, сначала сделайте обводку, а затем самостоятельно напишите по 5 цифр, старайтесь писать красиво, чтобы компьютер смог доставить ваше письмо по назначению, если вам придётся писать индекс.

д) – Найдите сумму чисел записанных друг под другом. (Сумма чисел 3 и 4 равна 7).
– Покажите в парах с помощью веера цифр состав числа 7.
(На доске таблица).
– Приятно, что все знают состав числа 7.

е) – Давайте вспомним состав числа 9 выполнив №5 в учебнике. Прокомментируйте первый рисунок. (9 – это 5 красных кружков и ещё 4 жёлтых. Дорисую 4 кружка).
– Значит, 9 – это 5 и 4. Прокомментируйте второй рисунок. (9 – это 8 жёлтых квадратов и ещё 1 квадрат). Значит, 9 – это 8 и 1. Прокомментируйте третий рисунок. (9 – это 2 зелёных треугольника и ещё 7 треугольников). Значит, 9 – это 2 и 7. Прокомментируйте четвёртый рисунок. (9 – это 6 снежинок и ещё 3 снежинки). Значит, 9 – это 6 и 3.

– Посмотрите, №5 мы выполнили, а на доске состав числа 9 не весь открыт. Почему?
– Какое математическое свойство вы знаете? (От перемены мест слагаемых сумма не меняется).
– Назовите недостающие выражения.
– Зная хорошо состав чисел мы сможем быстро вычислять примеры.

3. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо- влево.
(Вращение головой).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим.
(Повороты туловища вправо – влево).
Потянули плечи, спинку.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся).

4. Формулирование темы и цели урока

– А теперь перед нами

Дачаза

– Какие части задачи вы знаете? (Условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ).
– Найдите №1 на странице 48. Прочитайте условие задачи.
– Какой вопрос нужно поставить? (Сколько кружек стало на столе?)
– Заполните схему к задаче и решите её.
– Кто хочет попробовать у доски?

Проверка по образцу на доске.

– Что искали в задаче? (Целое).
– Сравните две схемы. Что изменилось? (Поменялись местами известное с неизвестным).
– Как теперь будет звучать текст задачи? (На столе было несколько кружек. После того, как туда поставили ещё 3 кружки, их стало 5. Сколько кружек было на столе сначала?)
– Запишите выражение к этой задаче. (5 – 3).
– Можно ли ещё изменить условие?
– Что теперь можно сделать неизвестным? (Можно узнать сколько поставили кружек на стол).
– Подходит ли схема к задаче? (Схема к задаче).
– Как теперь будет звучать текст к задаче? (На столе было 2 кружки. После того, как туда поставили ещё несколько кружек, их стало 5. Сколько кружек поставили на стол?)
– Запишите выражение к этой задаче? (5 – 2).
– Сравните эти три схемы. Что заметили? (Речь идёт об одном и том же, о кружках. Меняются местами известное и неизвестное).
– Такие задачи называются взаимно обратными или просто обратными.
– Наша задача запомнить и понять такие задачи, научиться их решать.

5. Первичное закрепление

– Потренируемся в решении таких задач. Найдите №2. Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? (6 девочек и 2 мальчика. Они в карнавальных костюмах, наверное, это праздник Новый год).
– Что нужно найти в первой схеме? (Целое).
– Опираясь на схему и иллюстрацию составьте задачу. (На Новогоднем празднике было 6 девочек и 2 мальчика. Сколько всего детей было на празднике?)
– Какое действие использовано для нахождения целого? (Сложения).
– Попробуйте составить задачу обратную данной. Что для этого нужно? (Известное сделать неизвестным).
– На празднике было 8 детей. Из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько было девочек? Заполните вторую схему.

1 ученик у доски, остальные в учебнике работают.

– Что будем искать? (Часть).
– Каким действием? (Вычитанием).
– Посмотрите на третью схему. Составьте обратную задачу.

На празднике было 8 детей. Из них 6 девочек, а остальные мальчики. Сколько было мальчиков?

– Оформите схему и запишите выражение.
– Сложны ли обратные задачи? Какое правило нам будет помогать? (Неизвестное становится известным).
– Давайте отдохнём, а потом попробуем решить следующую задачу.

6. Физкультминутка

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз. (5).

Сколько палочек да точек,
Столько встанем на носочки. (7).

Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (3 раза)

7. Закрепление изученного

– Решим ещё одну задачу под буквой б. Посмотрите на схему к задаче и иллюстрацию. Чем она будет отличаться от предыдущей? (Задача на нахождение части).
– По схеме и иллюстрации составьте задачу.

У гнома было 4 шарика. 1 шарик лопнул. Сколько шариков осталось?

– Каким действием находим часть? (Вычитанием).
– Какое правило нам помогает при составлении обратных задач? (Неизвестное становится известным).
– Составьте задачу к следующей схеме и запишите выражение.

У гнома было 4 шарика. Несколько шариков лопнуло и у него осталось 3 шара. Сколько шариков лопнуло?

– Самостоятельно запишите выражение к третьей задаче.
– Проверим с помощью веера цветов.

4 – 1
1 + 3
4 – 3

– Какое же правило нам помогает в решении обратных задач? (Неизвестное становится известным).

8. Самостоятельная работа

– В самом начале урока мы рассматривали конверт, вот и подошло время заглянуть в него. В конверте для каждого приготовлено задание. Подойдите и возьмите. Ваша задача – решить задачу и составить к ней обратные задачи.
– Кто затрудняется подойдите ко мне, сделаем вместе.
– Кто всё сделает, листочек положит обратно в конверт.

9. Итог урока

– Подведём итог.
– Расставьте части задачи по порядку.
– Какие задачи мы научились решать? (Обратные, возвратные, неизвестные, сложные).
– Что для них характерно?