Забота об огромной прекрасной нашей стране в 21 веке ляжет на плечи молодого поколения. Так велика ответственность всех тех, кто отдает свой труд, талант и силы детям, подросткам, молодежи.
Каким взрослым станет сегодняшний юный человек - важнейшая нравственная задача нашего общества. Роль литературы в этом процессе невозможно переоценить.
Никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа всех, кто призван заниматься общим делом: сообща растить человека, воспитывать гражданина.
Научить ребенка любить книгу, видеть в ней не только источник знаний, огромного духовного удовлетворения, радости, но и верного друга, советчика во всех делах – задача работающих с детьми.
Именно книга помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способности и стремление к дружбе, верности, честности. Очень важно кто нравится растущему человеку в читаемой им книге, на кого из героев он хотел походить и почему. В зависимости от того, что читает ребенок, каким книгам он отдает предпочтение, что выделяет как главное в характере любимых героев, и складываются кирпичики основ нравственности и нравственно осознанного поведения, ведущие к выработке манер и способов отношения к людям, представлений о добре и зле.
Первым пропагандистом книг, руководителем детского чтения является учитель. Кто как не он, научит читать, любовно и бережно введет в необъятный мир знаний, поможет найти “свою” книгу! Под его непосредственным влиянием развиваются вкусы и интересы будущих созидателей и окрыленных мечтателей. Именно учитель знакомит каждого ребенка с тем, что можно выбрать для чтения, показывает ему, отчего книги, газеты, журналы для чтения выбирают, а не читают все подряд, вырабатывает у него навыки ориентировки в мире книг, умение ими пользоваться, извлечь из чтения все, что можно для сердца и ума. Под руководством учителя дети учатся свободному выбору книг, т.е. умению узнавать, в какой книге о чем написано, каков познавательный потенциал книги.
От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателями и таким образом приобретут широту кругозора, разносторонние и глубокие знания, найдут самих себя.
Почти сорок лет составляет мой педагогический стаж работы. Опыт накапливался, как золотые песчинки. С первых дней пребывания ребенка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям любви к книге. Первый большой праздник первоклассников - день первой книги, когда он и прощаются с азбукой, принес огромное эстетическое наслаждение и детям и взрослым.
Чтобы поддержать у учащихся интерес к чтению, нужно постоянно вносить что-то новое и самой знать детскую литературу. Таким новым моментом может считаться коллективная запись учащихся в библиотеку. Первое посещение носит праздничный характер. Родители учеников - постоянные помощники. На родительских собраниях важное место отводится проблеме детского чтения, где взрослые получают рекомендации учителя и обмениваются опытом.
Одним из интересных видов работы по приобщению ребенка к книге является проектная деятельность. Первым был проект “Мы поставим сказку сами”. Дети написали сказку и поставили ее на сцене. С большим удовольствием готовили декорации и костюмы. Всем нашлось дело по душе. Затем по плану проекта издали книгу сказок, которую красочно иллюстрировали. Провели экскурсию на ВВЦ в “Дом Сказок”, участвовали в конкурсе “Самый читающий класс”. Тем самым достигли цели проекта, добились успеха в сплочении детского коллектива, победила дружба, товарищество, взаимопомощь, развивалась речь учащихся, творческие способности.
Этот проект мы представили в районе на одном из конкурсов с приложением нашей “Книги сказок”. Жюри одобрило эту работу. Мы получили награды и стали инициаторами ежегодного районного конкурса “Мы пишем свою первую книгу”. С тех пор под моим руководством изданы несколько книг. Лучшая из них “Школа - мой дом родной”. Дети учатся у меня, а я у них. Мне тоже захотелось попробовать писать. Так родилась и моя сказка-шутка. ( См. в приложении).
Наибольшее внимание в своей работе по речевому развитию школьников я уделяю упражнениям в связной речи и, в частности, работе над сочинениями. Желание систематически работать над развитием письменной речи пришло давно. Еще в первые годы работы в школе я заметила, что дети любят писать сочинения. Любят за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, то есть писать свое. Но письменная форма монологической речи наиболее трудна для овладения. Она самая развернутая и самая нормативная. В ней должны быть выражены и четкая структура высказывания, и обоснованность мысли, и личное отношение к объекту, и точное употребление слов, и умелое использование образно-выразительных средств языка.
Поэтому при подготовке к работе над сочинениями приходилось задумываться над вопросами: “Как должно строиться высказывание?”, Как научить детей связывать в сочинении части друг с другом по своему содержанию и форме?”
Тщательный анализ работы позволил постепенно накапливать положительный опыт. Когда завершали раздел “…И кот ученый свои мне сказки говорил” писали сочинение на свободную тему – сочинение сказки. Подобного рода занятия обычно с интересом бывают встречены детьми. Им кажется, что сказку написать легко. Но практика показывает, что если не уделить подготовительной работе серьезного внимания, сочинения детей могут оказаться бедными и неинтересными, лишь по форме претендующими называться сказкой. Как правило, у детей получается либо подражания русским или иностранным сказкам, либо прямое заимствование сюжета, либо просто история, в которой участвуют традиционные сказочные герои.
Подготовительную работу строю так, чтобы она помогла детям помочь жанровые особенности сказки, законы ее построения, уяснить традиционные мотивы и сказочные сюжеты и ни в коем случае не ориентировать учеников на шаблонную работу.
Так, в беседе с элементами лекции, которой начинаю урок подготовки к сочинению, нужно подытожить полученные на уроках знания о видах сказки, ее истории происхождения. Замечу, что сказочный жанр постоянно развивается. Организую книжную выставку, на которой представляю сборники русских народных сказок, авторские сказки, сказки современных писателей.
Дети принимают активное участие в подборе книг для этой выставки. Предостерегаю учеников от увлечения комиксами и диснеевскими сериалами.
В самом начале практической подготовки предлагаю эпиграф к сочинению сказке – строки из прочитанного стихотворения В.Берестова “Сказка”.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Эпиграф акцентирует внимание детей на законах сказочного жанра: тема - добра и зла, счастливый конец, выражение мечты о счастье, волшебство.
Самое трудное - определить, сказку какого типа будет писать каждый ученик. Будет ли она традиционной? А может быть, это будет современная сказка?
Сложнее детям работать с традиционными сказками – анималистической, волшебной и бытовой. Гораздо проще написать “современную сказку. Подсказываю мотивы – сказка о цветах на клумбе, об оживших машинах в гараже, об игрушках детской комнаты, а может быть, о домашних животных, например, о котенке, щенке, хомячке.
В сказке должны быть вступление (зачин) и концовка. Привожу примеры традиционных зачинов – “В одном царстве, в одном государствею”, “Жили-были”, “Много лет назад”, “В те далекие времена, когда звери говорили”, прочитаю концовки из русских сказок. Дети определят, к какому типу сказок подходит каждое вступление, каждая концовка.
Далее дети должны понять, что для многих сказок свойственна поляризация героев - деление их на положительных и отрицательных, между которыми происходит конфликт, определяющий развитие сюжета, а также наличие волшебных элементов – героев – носителей волшебства, волшебных предметов.
Дети вспоминают и перечисляют волшебных героев, волшебные предметы, отмечают, что иногда волшебство служит силам добра, а иногда - силам зла.
Обращаю внимание учеников на “магические числа” в сказке-3 царства, 3 задания для героя, 3 желания.
Обращаю внимание учеников и на пути проникновения в мир сказки из реального мира – волшебные превращения, сказочный лес, колодец, остров, сон.
В определенной мере помогут ученикам и образцы – сказки,написанные старшими учениками, учителем.
На написание сказки необходимо отвести достаточное время. Сочинение, конечно, должно быть домашним, ибо для подобной работы необходима особая атмосфера покоя и отсутствия посторонних раздражителей.
Из лучших сочинений, которые были прочитаны в классе и была составлена книга сказок. Тексты дети дополнили собственными иллюстрациями. Так наша книга впоследствии попала на конкурс, и мы стали инициаторами окружного конкурса “Мы пишем свою первую книгу”.
Использование книжек-игрушек позволяет хорошо строить индивидуальную работу со слабоуспевающими первоклассниками. Примером такой универсальной книжки-игрушки-самоделки может служить книга “Наш компьютер”. Она довольно проста в изготовлении.
Книжка-игрушка, являясь изданием, синтезирующим в конструкции книгу и игровой элемент, и умело включаемая учителем в разнообразную работу по чтению, оказывает разностороннее положительное воздействие, а именно у детей постепенно совершенствуется техника чтения, следовательно, возрастает понимание прочитанного, исчезает боязнь книги, накапливается читательский опыт, развиваются чувства и воображение, формируются творческие способности, и, что особенно важно происходит все это для детей безболезненно, в игровой раскрепощенной обстановке.
Многообразная работа по привитию учащимся навыков чтения не проходит бесследно. Дети начитанностью, воспитанностью, грамотностью превосходят своих сверстников. Это отражается и на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждения, умственном развитии, у них хорошо развита устная и письменная речь.
Раз ребятки шили базаром…
Ногина В.А.
Раз ребятки шили базаром,
Любовалися товаром.
А ребяток было шесть.
Как же их не перечесть.
Петя, Маша, да Андрюша,
Да Сергей с сестренкой Грушей,
А последний был Илья,
Чуть побольше воробья.
Глянь, ребятки, вот так санки,
Что снаружи, что с изнанки,
Разукрашены резьбой,
Ободочек золотой.
А купец им: “Эй, ребятки,
Это санки - самокатки.
Вынимайте пять рублей
И садитесь поскорей”.
Пятачок был у Андрюши,
Да двугривенный у Груши,
Да и тех копейки три.
Только нету у Ильи.
Подсчитал купец монетки:
“Ну, идет, садитесь детки”.
Все кричат: “Я сяду, я ”!
Прицепился и Илья.
Петя кучером садится.
“А куда ж нам прокатиться?”
И решила мелюзга -
В лес, где бабушка Яга.
Тут полозья заскрипели,
Мигом санки полетели.
“Эй, держи”! - народ кричит.
“Что за чудо? Кто там мчит?”
Где ж догнать, несутся санки
Вдоль по речке, по полянке
Дальше, дальше, вот и поле.
Ветер воет здесь на воле.
Вьюга песенки поет,
Санки катятся вперед
Вот и лес, темны дорожки.
Глянь - избушка, курьи ножки.
Серый волк у двери спит,
А Яга в окно глядит.
Вышла баба, да как ахнет:
“Фу, как русским духом пахнет.
Надо всех пересчитать
Раз, два, три, четыре, пять.
Обочлась Яга немного,
Не заметила шестого.
Очень мал шестой то был,
Да снежок его прикрыл.
Вяжет бабка ручки деткам,
Усадила всех по клеткам.
Сел кот Васька их стеречь,
А сама уж топит печь.
Волк сидит, на снег косится.
Кто ж в снегу там шевелится?
А Илья из снега скок,
Да дубинкой волку в бок.
Мальчик досыта смеялся,
Как прыжками волк умчался.
А теперь пойду в избу.
Что там дым валит в трубу?
Васька кот хвостом виляет,
С пола глазок не спускает.
Кто шуршит там, кто ползет?
Видно мышь - и прыгнул кот.
Поднялся Илья на ножки.
Чтобы я боялся кошки?
Что я мышка, что ли? Брысь!
Вот в другой раз попадись!
Убежал кот без оглядки.
А Илюша: “Ну, ребятки,
Я вам клетки отопру,
Выйду сам и дверь запру”.
Отодвинуты задвижки,
Убежали ребятишки.
Сели в саночки, дрожат,
И домой скорей хотят.
А Яга кричит, бранится,
В запертой избе стучится.
Кот мяучит, волк ревет.
Ну-ка саночки вперед!
Тут полозья заскрипели,
Вихрем санки полетели,
Через мостик в то село,
Где сугробы намело.
Светил месяц на полянке.
Видел он пустые санки.
Ветер санки укатил.
И назад не воротил.
А ребята разбрелися по домам,
Разогрелися чайком
И заснули крепким сном.