Интегрированный урок технологии и музыки на тему «Кружевная сказка»

Разделы: Технология, Музыка


Соавтор статьи: Пухова Л.А. (учитель музыки)

Цель: создание условий для формирования мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей вязания крючком и его разнообразием.

Методы: литературно-музыкальная композиция, рассказ, просмотр фильмов, практическая деятельность, игра.

Средства: интерактивное оборудование, материалы и инструменты для вязания, работы учащихся, фортепиано, народные костюмы, музейная комната в народном оформлении.

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Ребята, сегодня мы собрались на не совсем обычный урок цель его познакомить вас с обычаями и обрядами в нашей русской культуре, а также изучить историю возникновения кружев и вязания крючком. В процессе урока вам нужно быть внимательными и постараться ответь на предложенные вам вопросы (раздаточный материал). Вы можете просто запоминать или записывать ответы, которые прозвучат в процессе действия, которое будет развиваться перед вами. Прочитайте внимательно вопросы, и мы начинаем:

Вопросы на карточках:

Когда появилось вязание крючком?

Кто первым овладел этим рукоделием?

Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?

Каким образом крючки отличаются друг от друга?

Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?

Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?

Какими инструментами можно создать кружево?

В каком веке кружевные изделия завоевали Европу? Когда их стали изготавливать крючком?

Где и когда в России стали использовать кружева? Когда их стали использовать повсеместно?

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКИ

(Действие происходит в музейной комнате с интерьером в народном стиле. Участники представления сидят на лавках в народных костюмах и обвязывают платочки кружевом с использованием крючков)

Хозяин: Добрый день гости званые!

Хозяйка: Гости званые и желанные!

Вместе: Милости просим!

Хозяин: Приглашаем мы всех Вас сегодня в "русскую избу"

Хозяйка: Вы узнаете, чем занимались долгими зимними вечерами ваши сверстники лет 100 назад.

Хозяин: В ту пору и стар и млад, умели хорошо трудиться и хорошо отдыхать.

Хозяйка: Давайте вместе вспомним пословицу: "Сделал дело - :гуляй смело!"

Хозяин: Вечерами женщины, девушки и девочки, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, друг друга обучали и при этом пели русские народные песни. С песней работа спорится.

Хозяйка: Давайте заглянем в одну такую избу:

(вокруг стола с инструментами садятся дети для обвязки края салфеток)

Хозяин: Здесь и красные девицы

Хозяйка: Добры молодцы кругом

Вместе: Все уселись за столом.

Хозяин: Занимаются вязаньем очень древним мастерством.

Хозяйка: Но какая, же работа без песни?

Дев1: Что-то грустно

Дев2: Пора песню спивать, себя да других порадовать.

(поют песню " Дуня - тонкопряха")

1.

Пряла наша Дуня
Ни тонко, ни толсто

ПР:

Ай, Дуня, Дуня, Дуня,
Дуня - тонкопряха

2.

Потоньше полена,
потоньше оглобли

ПР

3.

Стала наша Дуня
На городе ткати

Пр

4.

На городе ткала,
Колом прибивала

ПР

5.

Стала наша Дуня
Холстик свой белити

Пр

6.

В речку опускала,
Речку осушала

Пр

7.

Из речки тащила,
Берег своротила

Пр

Хозяин: Хорошо поёте, а мы вам сейчас сказку сказывать будем.

Хозяйка: А вы нам помогать будете эту сказку рассказывать.

Хозяин: Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется - крючок и клубка ниток.

Дев 3: Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает)

Дев 4: Затем люди придумали его изготавливать из кости животного с маленькой зазубриной.

Дев 5: Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми.

Дев 6: На конце крючка, находится головка с бродкой, по её размеру определяют номер крючка

Дев 7: Если вязать толстым крючком тонкие нити, то вязание получиться ажурное, настоящее кружевное.

(демонстрация разнообразных крючков)

image007.jpg (55484 bytes)

Хозяйка: Сказка эта могла родиться только зимой, ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице.

Хозяин: Ну, что ж, начнем, пожалуй.

(показ фильма "Европейское вязание")

Дев 1: Да, от этих вот узоров отвести не сможешь взоры

Дев 2: Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная, а ноги сами в пляс просятся.

Дев 3: Ходи, ходи хоровод, весели честной народ.

(Хоровод с вязаными шалями с исполнением песни "Как по травкам")

1. Как по травкам, по муравкам

Пр:

Ладу/ 4 раза
Ой, да по муравкам

2. Там девчонки танцевали

ПР:

Ладу/ 4 раза
Ой, да танцевали

3. Танцевали, приустали

ПР:

Ладу/ 4раза
Ой, да приустали

4. Молодец - гусляр играет

ПР:

Ладу/ 4 раза
Молодец играет

6. Да девчонок потешает

ПР:

Ладу/ 4 раза
Ой, да потешает

7. Как по травкам по муравкам

ПР:

Ладу /4 раза
Ой, да по муравкам

Хозяйка: Теперь-то вы поняли, что сказка наша называется кружевной.

Хозяин: А донесли её до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц

Дев 1: А когда люди научились творить эту сказку?

Дев 2: Самое древнее изделие нашли при раскопках пирамид, значит, много лет до нашей эры оно уже существовало.

Дев 3: В 15 веке кружевные изделия завоевали Европу. Самыми первыми кружевницами были женщины, а вязальщиками были мужчины, женщины не знали секретов вязания крючком.

Дев 4: Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев и шляп.

Дев 5: А в деревнях рукодельницы сами придумывали узор, похожий на вышивку или изделия природы, такие как снежинки.

Дев 6: Чтобы вязаное изделие держало форму, по контуру вплетали конский волос или сильно крахмалили его. Для этого использовали крахмал или сахар. Позволить себе такое могли только богатые люди.

Дев 8: По кружевам буквально сходили с ума! На них разорялись!

Дев 9: За них садились в долговую тюрьму и даже отрубали головы!

Дев 10: Испанский король в 17 веке запретил своим подданным носить кружева

Дев 11: А в Англии издали специальный декрет: кому, какие кружева можно носить.

Дев12: А самые тонкие, легкие, изящные кружева производила страна Фландрия.

А как вы думаете, почему кружева были такие дорогие? Потому, что их изготавливали вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук.

Дев1: До тех пор пока кружева изготавливали иглой или на коклюшках, процесс изготовления был очень долгим, а когда их стали вязать крючком, то скорость изготовления увеличилась в 10 раз. Этот способ был разработан в Ирландии в 19 веке.

(показ фильма разнообразных изделий с кружевом под музыку в сопровождении стихотворения)

Дев 2:

Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках

Дев 3:

В паутине воздушной лесной,
И в небесной тени вырезной

Дев 4:

Кружит лист кружевной надо мной
Заплелась кружевами трава

Все: Кружева, кружева, кружева

Хозяйка: Вечер наш в самом разгаре, наверное, мастера устали. Давайте-ка песню споём.

Хозяин: Ведь хороша сказка складом, а песня - ладом!

Дев 13: Да, там где песня льётся, там легче живётся

Дев 14: Запевай-ка песню звонкую.

Дев 15: Песню шуточную прибауточную

(Поют песню "Тётушка - деленка")

1.

Тётушка - деленка
Вот какая рукодельница: топором сено кашивала.
В рукавицах воду нашивала
Собирала в речке ягоды-грибы
На корыте выезжала из избы

2.

Тётушка - деленка
Вот какая рукоделенка:
Во лужку рыбку лавливала,
Во речке картошку саживала,
Шила платье из травы-лебеды
Вы пожалуйте на игрища сюды.
Вот сюды, сюды, сюды!

Хозяйка: Ах, и славно вы поете

Дев 16: А мы любим не только песни петь, но и в игры играть

Хозяин: Так давайте поиграем

Дев 1: Приходили молодцы, отрубили все концы

Дев 2: Нужно к предложению сделать продолжение.

Хозяйка: Хорошенько подумай и конец скорей придумай

Дев 3: Один за всех:(все за одного)

Дев 4: Один в поле:(не воин)

Дев 5: Одной рукой узла:(не завяжешь)

Дев 6: Не храбрись словом:(покажи делом)

Хозяин: Ну что ж гости дорогие, сказка наша продолжается, с Русью-матушкой соединяется. Говорили о заморских странах, пора и о своих корнях вспомнить. Перенесёмся мы в мир русской старины.

Хозяйка: О нашем русском кружеве - разговор особый. Ведь наши бабушки и прабабушки умели плести и вязать кружева не хуже иноземных. А занимались они этим в свободное от работы время, чаще всего в зимой, когда урожай собран.

Дев 7: Конечно, ведь в старину все своими руками делали и этим очень гордились. Каждая девушка готовила себе приданое, а обучение её начиналось с 5-ти лет.

Дев 8: Нужно было и одежду сшить и украсить и свой будущий дом: полотенца, подзоры, наволочки, скатерти. В каждом доме все было разным и очень красивым.

Хозяин: Наша кружевная сказка продолжается, но теперь на русский манер.

(показ фильма разнообразных изделий русского кружева под народную музыку в стихотворном сопровождении)

Дев 9: Что за дивные узоры, полотенца и подзоры!

Дев 10: Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз?

Дев 11: Что за скатерть получилась!

Дев 12: Может это все приснилось?

Хозяйка: Все эти чудесные вещи связаны нашими мастерицами: одни совсем недавно, другие - старинные, связанны вашими прабабушками.

Хозяин: Много лет вещи хранились в сундуках как память, передавались из поколения в поколение, а теперь находятся в музее как достояние наших русских мастериц.

Дев 13: В России кружево вначале украшало одежду знати и духовенства. Его выполняли из золотых и серебряных нитей. А заниматься этим рукоделием повсеместно стали в конце 18 века.

Дев 14: Крестьянки быстро освоили вязание кружева при помощи крючка и использовали хлопчатобумажную и льняную нити. Узоры брали из вышивки и ткачества.

Дев 15: Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины

Дев 16: Попоют, попляшут и снова за работу. Давайте и мы споём и немного отдохнем.

(поют песню "Я посеяла ленку")

Я посеяла ленку, при дорожке в уголку.

ПР:

Ах, лен, ты мой лен, лен кудрявый, зеленой
Вырос лен пребольшой, лен кудрявый зеленой

ПР

По дорожке кто ходил? Кто мой лен повалил?

ПР:

По дорожке по той, три да молодца прошли

ПР:

А мне первого спросить - походочку изменить.

ПР:

А второго мне спросить - чисто щегольно ходить

ПР:

А мне третьего спросить - тонкой пряхою быть.

ПР

Дев 1: А сейчас споем частушки, выходите-ка подружки

(исполняют частушки)

1.

Наши девы - молодицы на все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут, и умело дом ведут

ПР:

Ой, лапти мои, лапоточки мои,
Вы скородили, пахали, танцевать сюда попали.

2.

Куплю ситцу штуку целу, ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу, подпоясать в сенокос.

ПР

3.

Ах, моё приданое, крепкое не рваное -
вышивала я узор на свой свадебный убор

ПР

4.

На базаре покупала ниточки, иголочки.
Полотенце обвязала для подружки Олечки.

ПР

Хозяйка: Ну, а какие же посиделки без шуток - прибауток

Хозяин: Сделайте скорей серьёзные лица и послушайте-ка наши небылицы

Хозяйка: Федул, что губы надул?

Хозяин: Кафтан принес чинить.

Хозяйка: Починить можно, да иглы нет

Хозяин: А ты пальцем придержи

Хозяйка: А велика ли дыра?

Хозяин: Остались ворот, да рукава.

Дев 1:

Пошла на лыко гору драть,
Увидала на утках, озеро плавает
Бросила я три палки
Одну - еловую, другую - березовую, третью - рябиновую.
Бросила еловую - недобросила.
Бросила Березовую - перебросила.
Бросила рябиновую - угодила
Озеро вспорхнуло и улетело, а утки остались

Дев 2:

Эх, это что? А вот со мной случай был:
Летит пуля - жужжит,
Я в бок - она за мной.
Я в другой - она за мной.
Я в кусты - она хвать меня в лоб.
Я цап рукой, а то - жук.

Хозяйка:

Ох, и весело у нас.
Да мало загадок слушали, да мало отгадок выслушали.

Дев 3:

Вот стройные девицы в руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки.
И шарф готов для Петеньки (спицы)

Дев 4:

Ныряла в холст - тащила хвост.
А из холста вышла без хвоста (игла с ниткой)

Дев 5:

Маленький кругленький,
А за хвост не поднимешь (клубок)

Дев 6:

Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь (веретено)

(фильм с работами учениц и кружковцев)

Хозяйка: Посмотрите-ка гости дорогие, что создали руки наших умельцев: здесь и салфетки и платки, а по краям у них кружева. В старину девушки дарили такие платки женихам в знак любви.

Хозяин: А мы с вами дорогие гости используем платок для игры

(игра с платочком под музыку по кругу)

Хозяйка:

Хорошо мы играли, ну, а что же мы узнали?
Посидим и отдохнём, дальше сказку поведем.

Хозяин:

Кто ответит на вопрос:
Когда появилось вязание крючком?
Кто первым овладел этим рукоделием?
Какими инструментами можно создать кружево?

Хозяйка:

Если внимательны будете вы,
то сразу поймете вы нашу подсказку

Хозяин:

Первое слово - повар во флоте.
Знает он толк и в борщах и в компоте.

Хозяйка:

Слово второе найдешь ты в хоккее,
шайбу забить без него не сумеешь.

Хозяин:

Эти два слова составь воедино,
буковку выбрось из середины:

Хозяйка: Всем теперь ясно, что это :

Все вместе: коклюшки

Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?

Каким образом крючки отличаются друг от друга?

Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?

Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?

Хозяин: А каким образом любой из нас может выполнить кружевное изделие, используя только бумагу и ножницы.

(выдается бумага и ножницы, ребята вырезают снежинки, а в это время девочки поют "Песню кружевниц")

1.

Сижу я песенку тихо пою
И кружево тонко с любовью плету,
И думаю думу о счастье своем,
О счастье великом моем и твоем.

2.

Плету покрывала, подзоры вяжу.
Народу свой труд от души отдаю
Народу отдам я искусство своё,
Чтоб всюду украсить людское жильё.

Хозяин: Ну, как гости дорогие, понравилась вам сказка о кружеве и вязании крючком?

Покажите, какие кружевные изделия получились у вас. Давайте, аплодисментами определим самую красивую кружевную работу из бумаги.

Хозяйка: А знаете, есть у этой сказки удивительная особенность - она не имеет конца, потому, что кружевницы не перевелись в России и не переведутся никогда.

В каком веке кружевные изделия завоевали Европу? Когда их стали изготавливать крючком?

Где и когда в России стали использовать кружева? Когда их стали использовать повсеместно?

Хозяин: Уже в школе можно познакомиться с этим видом рукоделия на уроках технологии или в кружке. Научиться приемам вязания и чтению схем, а некоторые из вас смогут сами составлять схемы и узоры и творить свою неповторимую кружевную сказку.

Дев 6: Отдохнули мы по праву!

Дев 7: Мастерам воздали славу!

Дев 8: Что узнали, не забудем!

Вместе: ДОЛГО-ДОЛГО ПОМНИТЬ БУДЕМ!

До свидания! Спасибо за внимание!

Домашнее задание: подготовить крючки и нити, принести цветные карандаши и альбом.

Фильмы для урока размещены на http://irnik-7.rutube.ru/movies?oby=upload "европейское кружево" (теги: урок, кружево, фотоотчет)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЯ.

  1. Кружево.Ru - История и направления
  2. www.kruzhevo.ru/history/
  3. История вязания :: Это интересно
  4. www.knitsi.ru/interest/inter_10.php
  5. Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком. История...
  6. www.club-rukodelie.com/hook.html
  7. Вязание крючком: кружева. Burda special.
  8. www.mirknig.com
  9. Какие бывают приемы вязания крючком?
  10. www.letswoman.ru
  11. Из истории вязания крючком. Подбор материала и...
  12. fio.ifmo.ru
  13. История вязания - вязание история крючок нитки
  14. www.myjane.ru>Статьи для женщин>text/?id:
  15. Народные песни и частушки из сборников