Изменения в развитии общего образования в РФ потребовали изменений в содержании и организации методической работы в ОУ. В связи с этим повышаются требования к профессиональной компетенции воспитателей. Главным ресурсом повышения качества дошкольного образования обозначен профессионально-личностный рост воспитателей, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
На формирование современного педагогического мышления, новой профессиональной позиции направляется вся организационная и научно-методическая работа с кадрами в ДОУ.
Целью методической работы в современных условиях является создание такой системы деятельности, которая обеспечила бы доступ педагога к различным каналам методического и научного обеспечения, создание благоприятных условий для совместного творчества, компетентность и ответственность педагогов, подготовку кадров к достижению требуемого качества образования.
Исходя из этого, система методической работы мною была ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для педагогического творчества, самостоятельного поиска, исследования, эксперимента, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.
Поэтому целью моей профессиональной деятельности является содействие повышению качества образования через создание условий для непрерывного совершенствования профессионализма педагогов ДОУ.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- создать методическую службу на основании потребностей педагогов;
- внедрить новые образовательные и инновационные технологии в практику работы педагогов через повышение профессионального мастерства, раскрытие творческого потенциала;
- организовать деятельность по обучению и методическому сопровождению педагогических кадров через создание педагогических сообществ (творческих групп, проблемных групп, мастер-класса, городского методического объединения, школы передового педагогического опыта);
- обобщить, внедрить и распространить передовой педагогический опыт работы.
Определение задач методической работы помогло
мне выбрать наиболее эффективные формы работы с
педагогическим коллективом, отдельными
педагогами: индивидуальные (консультации,
самообразование педагогов, наставничество);
групповые (творческие группы, проблемные группы,
методические объединения, школа педагогического
опыта, мастер-классы); коллективные
(постоянно-действующие семинары, нетрадиционные,
проблемные педагогические советы,
семинары-практикумы, дни регулирования и
коррекции).
Мною разработан и внедрен долгосрочный проект на
2005-2010 годы с целью создания условий для
непрерывного совершенствования
профессионализма педагогов ДОУ.
Структура проекта включает в себя следующие направления:
- организационно-педагогическую деятельность (работа с
- педагогическим коллективом и с каждым педагогом в отдельности);
- собственно методическую деятельность (повышение квалификации по всем видам педагогической деятельности);
- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (углубление знаний, изучение и использование педагогических технологий, повышение уровня педагогического мастерства);
- диагностико-аналитическую деятельность.
Перестройка педагогического сознания под новые идеи способствовала началу углубленной работы педагогов над самообразованием через создание индивидуальных программ по самообразованию.
В результате педагоги обучены самоанализу
собственной профессиональной деятельности.
С целью повышения эффективности методической
работы я стала шире практиковать вовлечение
педагогов в процесс управления-организация
творческих объединений педагогов, исходя из
возникающих проблем в ДОУ, с учетом уровня
образования, квалификации, педагогического
стажа.
Объединяя педагогов в группы, я создала условия, которые предполагают взаимодействие специалистов, увлеченных одной проблемой, самореализацию педагога, самовыражение, самооценку, участие в выработке решений. Руководителями групп избирались педагоги высшей и первой квалификационной категории.
Так, постепенно создавалась методическая служба:
Исходя из социального заказа на творческую личность педагога, из инновационной деятельности в образовании, учитывая, что профессиональное мастерство педагогов во многом зависит от конкретных условий, мною была разработана внутренняя и внешняя система повышения профессионального мастерства, которая включает следующие формы: внутреннюю (педсоветы, методические объединения, мастер-классы, наставничество самоанализ, проектная деятельность, творческие группы, самообразование, аттестация и внешнюю (курсы повышения квалификации участие в мероприятиях различного уровня, участие в грантовых программах, получение высшего образования).
Важной составляющей управления методической работой является оценка образования воспитанников и анализ педагогической деятельности. Так, на основе создания методической службы сформировалась система контроля педагогического процесса, где задействованы его участники. Используя известные формы контроля, можно проследить профессиональный уровень педагога. Эффективной формой оперативного контроля является проведение дней диагностики, регулирования и коррекции в нашем учреждении, где я стараюсь задействовать большинство воспитателей, которых объединяю в группы для проведения микроисследования. Сопутствующие виды контроля (интервьюирование, диагностика, самоанализ, анкетирование) дополняют, расширяют, объективируют формы контроля. Проявляется целостная картина деятельности учреждения.
Через систему прослеживается профессиональный рост педагога. Весь полученный в ходе сбора информации, анализа материал стекается в методический кабинет, обрабатывается мною и уже итоговая оценка педагогического мониторинга отражается в его профессиональной папке.
Системный подход в организации методической работы позволяющий создать более приемлемые, благоприятные условия для профессионального роста педагогов ДОУ дает положительные результаты:
- Являясь руководителем мастер-класса, городского методического объединения педагогов ДОУ, предоставляю возможность педагогам ДОУ участвовать в педагогических сообществах:
Годы | Количество педагогов (%), участвовавших в педагогических сообществах на различных уровнях: | ||
ДОУ | город | регион | |
2007-08 | 87 | 16 | |
2008-09 | 96 | 24 | 12 |
2009-10 | 68 | 24 | 14 |
- Транслируют свой педагогический опыт на конференциях, совещаниях:
Годы | Количество педагогов (%) /уровни | |
районный | региональный | |
2007-08 | 3 | 0 |
2008-09 | 12 | 3 |
2009-10 | 15 | 15 |
- Педагоги участвуют и побеждают в конкурсах:
– Участие и победа в региональных, краевых, федеральных конкурсах (Краевая целевая программа «Дети», «Урок года», «Педагогическая лига», «Зимняя планета детства», Лучший сотрудник ДОУ», «Мир игры»)
2006-07 год – 1 победитель;
2007-08 год – 2 победителя, 2 участника;
2008-09 год – 12 участников;
2009-2010 год – 17 участников
- Работают в инновационном режиме и внедряют инновационные технологии в практику:
Технологии |
Количество педагогов (%) |
ЛОО | 45% |
Социо-игровая | 45% |
Здоровьесберегающие | 100% |
Арттерапия (С.К.Кожохина) | 3% |
Технология интегрированного занятия | 93% |
Технология проектирования | 70% |
Результаты тестирования воспитателей по выявлению уровня самооценки показали:
- Самый высокий уровень как воспитателя у 20%,
- Очень высокий уровень у 32%,
- Высокий уровень у 44%,
- Средний уровень у 4% педагогов.