Цель: закрепить понятие процента, актуализировать знания о некоторых витаминах и овощах. (Слайд 2)
Задачи:
- Образовательные: учить находить % от числа совершенствовать навыки устных вычислений, закреплять знания учащихся о десятичных дробях; рассказать о витаминах и пользе овощей о необходимости их использования в жизни человека.
- Развивающие: развивать у учащихся способность анализировать информацию, применять полученные знания для решения практических задач.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся любознательность через познавательную информацию, содействовать воспитанию интереса к математике, воспитывать у учащихся культуру труда, формировать осознанное бережное отношение к здоровью при соблюдении правильного питания.
Оборудование: компьютер и проектор.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: интегрированный
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя и учащихся. Учитель математики отмечает отсутствующих.
Цель и задачи урока
2. Актуализация опорных знаний.
Вопросы по математике:
- Дайте определение процента и запишите его обозначение. (Слайд 3-4)
- Как представить проценты в виде десятичной дроби? (Слайд 5)
- Запишите проценты в виде десятичной дроби. (Слайд 6-7)
- Как обозначается целое? (Слайд 8)
- Как записать десятичную дробь с помощью процентов? (Слайд 9)
- Запишите десятичные дроби с помощью процентов. (Слайд 10-11)
(учитель технологии) Здравствуйте! Сегодня у нас с вами интересный урок.
1. Скажите, для чего мы едим? (для того, чтобы жить) (Слайд 12)
“Мы живём не для того, чтобы есть. А едим для того, чтобы жить”.
2. Как вы понимаете эту поговорку? (Без пищи
человек не может жить, расти, двигаться,
поддерживать тепло организма и бороться с
болезнями.)
3. Что же есть такого в еде, что без нее невозможно
жить? С пищей организм получает необходимые для
жизнедеятельности белки, жиры, углеводы,
витамины и минеральные соли.
4. Из каких химических элементов состоит пища? (белки, жиры, углеводы Слайд 13) (минеральные вещества, витамины Слайд 14)
3. Сообщение новой темы.
Витамины – жизненно необходимые вещества. Они нормализуют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ. Недостаток витаминов вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза – и различные заболевания.
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. Большинство витаминов поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребёнка регулярно.
Какие витамины знаете?
Витамин А- учитель (Слайд 15)
Участвует в механизме светового зрения, процессе регенерации кожи, слизистых оболочек, формировании иммунитета.
Недостаток вызывает поражение глаз, светобоязнь, ночную слепоту, сухость и пигментацию кожи, тусклость волос, повышенную восприимчивость к простудным заболеваниям. Посмотрите, в каких продуктах содержится витамин А.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
Доклад о моркови (Слайд 16)
Решив задачу, вы узнаете, сколько моркови необходимо съедать в день.
В 100 г моркови содержится 20% витамина А. В день нужно съедать 6% витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день?
(100/20*6=30 г) (Слайд 17)
Учитель витамин С. (Слайд 18)
Витамин С аскорбиновая кислота. Играет роль в окислительно- восстановительных реакциях, в обмене веществ, в образовании соединительных тканей. Способствует усвоению белков, железа, укрепляет защитные реакции организма, поддерживает прочность стенок кровеносных сосудов. Недостаток вызывает синюшность губ, носа, кровоточение дёсен, расшатывание зубов, бледность и сухость кожи. Это продукты с высоким содержанием витамина С.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)
Доклад о капусте(Слайд 19)
В квашеной капусте витамина С больше, чем в свежей. Квасить капусту первыми научились римляне. Они же научили этому других европейцев. В квашеную капусту можно просто покрошить немного репчатого лука, добавить немного растительного масла – и получается замечательный вкусный и сытный салат. Из квашеной капусты можно готовить “зимние” первые блюда, тушить и пить сок.
Задача:
Капуста при засолке теряет 20% своего веса. Достаточно ли купить 12 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 10 кг?
(12/100*80=9,6 кг) (Слайд 20)
“Капустное семейство” весьма многочисленно. Давайте с вами проведём небольшой тест. И узнаем, знаете ли вы капусту? Кто же это… (Слайд 21)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка (белокочанная капуста).
Следующая капуста от белокочанной отличается только пигментацией листьев. Её чаще используют в салатах сырую, квасят и маринуют (краснокочанная).
Другая популярная разновидность кочанной капусты. Листья у неё как бы гофрированные, зелёного цвета, иногда с голубым оттенком. Кочан у неё более рыхлый. Поэтому часто используют, чтобы вертеть голубцы. Ещё её тушат, варят (савойская).
Это такая интересная мутация кочанной капусты, у которой на боковых побегах стебля развивается много-много маленьких кочанчиков диаметром, примерно, от полутора до пяти сантиметров каждый.
В этой капусте листья не едят совсем. Тут в пищу идёт толстый округлый реповидный стебель, являющий большой мясистой кочерыжкой (капуста – кольраби).
Следующая капуста белая и едят у неё соцветия. Она богаче белокочанной капусты по содержанию белков в 1,5-2 раза, а аскорбиновой кислоты в 2-3 раза (цветная).
Это – самая полезная капуста на свете, вариант цветной капусты. Зелёные бутоны собраны в небольшую рыхлую головку, которую срезают, чтобы съесть, не дожидаясь, пока бутоны разовьются в жёлтые цветки.
Разновидность брокколи. Отличается затейливой формой (романеску).
Это продолговатая светлых оттенков капуста. Очень хорошо идёт в салаты и для украшения блюд (пекинская).
4. Физминутка “Кто самый внимательный?”
- Я называю овощ, а вы делаете хлопок, фрукт – приседание. (Репа, капуста, груша, персик, тыква, арбуз и т.д.).
Доклад картофель (Слайд 22)
Решите задачу:
В 100 г картофеля содержится 20 мг витамина С. При варке происходит потеря витамина С. В неочищенном картофеле теряется 25 %, а в очищенном 35%.
- 1 вариант – Сколько теряется витамина С в очищенном картофеле?
- 2 вариант – Сколько теряется витамина С в неочищенном картофеле?
(20/100*25=5мг) (20/100*35=7мг) (Слайд 23)
Выразите проценты в обыкновенной дроби и покажите ответ, разрезав картофель на количество полученных частей (на 3 части, 4 части, 5 частей). (К доске вызываются 3 учащихся для выполнения задания) (Слайд 24)
Задача: (Слайд 25)
Для того чтобы приготовить 1600г винегрета необходимо 25% свеклы, 18,75% моркови, 25% картофеля, 12,5% квашеной капусты, 12, 5 % маринованных огурцов, 6,25% лука. Найдите сколько грамм каждого овоща необходимо для приготовления винегрета.
- 1 вариант – найдите сколько гр свёклы (1600/100*25=400 г)
- 2 вариант – найдите сколько гр квашеной капусты (1600/100* 12,5=200 г)
- 3 вариант – найдите сколько гр картофеля (1600/100*25=400г)
- 4 вариант – найдите сколько гр моркови (1600/100*18,75=300 г)
- 5 вариант – найдите сколько гр маринованных огурцов (1600/100* 12,5=200 г)
- 6 вариант – найдите сколько гр лука (1600/100*6,25=100 г)
Мы с вами вычислили рецепт винегрета. (Слайд 26)
Для него необходимо свёклы-400г, квашеной капусты – 200 г, картофеля – 400 г, моркови – 300г, маринованных огурцов – 200 г, лука – 100 г.
- А какой витамин самый полезный?
- А какой овощ самый полезный?
- Этот спор нам помогут разрешить сами овощи.
Вот у нас заспорили овощи. (сценка раздать роли)
Вед.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьёзный спор.
Овощи
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее и нужней,
Кто при всех болезнях
Будет всем полезен.
Вед.
Выскочил горошек
Ну и хвастунишка!
Горошек.
Я такой хороший
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Вед.
От обиды покраснев,
свёкла проворчала.
Свёкла
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста
Ты уж, свёкла, помолчи
Из капусты варят щи,
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит,
Я могу вас угостить!
Редиска
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь
Про меня рассказ не длинный –
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Вед.
Тут надулся помидор
И промолвил строго.
Помидор
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж конечно сок томатный.
Вед.
Витаминов много в нём…
Мы его охотно пьём!
У окна поставьте ящик-
Поливайте только чаще-
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зелёный…
Лук!
Лук
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали, я ваш друг-
Я простой зелёный лук!
Картошка
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка всем нужна,-
И большим и малым!
Баклажаны
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Вед.
Спор давно пора кончать!
Спорить бесполезно!
Слышится стук в дверь. Все овощи в испуге приседают на пол.
Вед. Кто-то, кажется, стучит..
Входит доктор Айболит. Это доктор Айболит!
Айболит
Ну, конечно, это я!
Что вы спорите, друзья?
Овощи
Кто из нас из овощей
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезен?
Айболит
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее!
Овощи – это ценный продукт питания. Это витамины и лекарства.
Вопросы для закрепления
- А что такое витамины? (Витамины – жизненно необходимые питательные вещества. Они содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita – означает жизнь)
- Какие витамины вы узнали? (А,С)
- Зачем нужно есть фрукты и овощи?” (В них содержатся витамины, минералы, соли и т.д.). Давно известно, что дефицит витаминов – одна из самых главных причин ухудшения здоровья и интеллектуальных способностей детей.
Необходимо правильно и рационально питаться - это залог здоровья человека. Это очень важно, особенно в детском возрасте, когда идет формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и т.д.
Тема “Проценты” имеет непосредственную связь с другими учебными дисциплинами (физика, химия, биология и др.), связывает между собой точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.
Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым.
Где в повседневной жизни вы сможете применить знания “процента”?
Домашнее задание: подготовить сообщение об овоще (история, содержание питательных веществ, блюда, рисунок)