Красавица матрешка
Цели:
- Образовательная: углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана как одним из видов народного творчества. Научить выполнять роспись в традициях семеновских мастеров. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.
- Воспитательная: прививать качества аккуратности и внимательности, собранности при выполнении приемов рисования. Воспитание художественного вкуса, привитие любви детей к деревянной игрушке, формирование умения коллективизма, взаимовыручки.
- Развивающая: систематизировать и дополнить знания, полученные в детском саду о деревянной игрушке и народных промыслов. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Развитие эстетических качеств.
Методы проведения занятия: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию деревянной игрушки, показ росписи семеновской матрешки, самостоятельная работа учащихся.
Объект исследования: деревянные матрешки, таблицы, иллюстрации, трафареты.
Межпредметные связи: история, литература, музыка.
Материально-техническое оснащение:
- Оборудование учебной мастерской, инструменты, приспособления.
- Методические таблицы “ Красавицы матрешки”
- Деревянные матрешки, слайды, открытки.
Литература для учащихся:
- Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 классы. Москва “ Просвещение” 1992г.
- Н.М. Сокольникова “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”, Издательский центр “ Академия”, 1999г.
План урока:
- Вводная беседа. Игра “Ярмарка”. 10–15 мин.
- Выполнение элементов росписи. 5–10 мин.
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа 20 мин.
- Выставка работ. Подведение итогов. Закрепление нового материала – игра “Угадайка”. 5 мин.
Ход урока
Организационный момент. (5 мин.)
Сообщение темы и цели урока.
Урок начинается с беседы о русской деревянной игрушке. Можно предложить детям посетить ярмарку (игра). Заранее готовят выступления коробейников, расхваливающих свои товары. Желательно сопровождать беседу веселыми русскими народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек, слайдов и иллюстраций.
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
(Народное творчество)
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивается красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки. Формы были проверены веками. Народная игрушка как сказка– все так, да не так. Для лучших сергиевопоспадских игрушек характерны юмор, умение выделить самое яркое, характерное.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
В.Берестов
Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(Народное творчество)
Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.
Условна форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.
– К нам в гости на ярмарку приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова. Давайте хорошо рассмотрим их.
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
(Народное творчество)
Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится
темно-зеленый, а синий – с желтым. Все объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
А теперь познакомимся с семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается тычком.
Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши. Сегодня мы будем учиться расписывать силуэты матрешек, как мастера из Семенова.
Вопросы для беседы.
В: Какие игрушки продавали на ярмарке? (Резных гусаров, барынь, кормилец, каталки, коней и матрешек.)
Как вы думай те, из какого материала делали эти игрушки? (Дерево.)
В: Как раскрашивались сергиевопосадские игрушки? (Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.)
В: Что означает матрешка? (Образ женщины – матери большого семейства.)
В: Какие украшены полхов-майданские матрешки? (Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все объединяет черный контур.)
В: Где расположен букет у семеновской матрешки? (На фартуке.)
В: Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки? (Красный, черный контур.)
Физкультминутка.
Учитель предлагает потренироваться в выполнении характерных элементов росписи на фартуках на бумаге.
(Учитель показывает на доске – учащиеся повторяют в альбомах.)
Повторить правила работы с красками и кисточкой.
Учитель предлагает детям стать мастерами – расписать трафарет матрешки. В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.
В конце урока устраивается выставка работ учащихся. Вместе с учителем дети выбирают лучшие работы. Он не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Для закрепления полученных знаний о различных видах матрешек можно поиграть в игру “Угадайку ” – разместить игрушки на соответствующих прилавках или лотках коробейников.
И в заключении спросить у детей:
Что нового они узнали? Что научились выполнять самостоятельно? И т.д.
Д\з: научите родителей росписи семеновской матрешки.
Дымковская игрушка
Цели:
- Образовательная: знакомство с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества. Научить выполнять роспись в традициях дымковских игрушек. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.
- Воспитательная: прививать качества аккуратности и внимательности, собранности при выполнении приемов рисования. Воспитание художественного вкуса, привитие любви детей к народной игрушке, формирование умения коллективизма, взаимовыручки.
- Развивающая: систематизировать и дополнить знания, полученные в детском саду о дымковской игрушке и народных промыслов. Развитие эстетических качеств.
Методы проведения занятия: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора, самостоятельная работа учащихся.
Объект исследования: дымковские игрушки, таблицы, иллюстрации, трафареты.
Межпредметные связи: история, литература, музыка.
Материально-техническое оснащение:
- Оборудование учебной мастерской, инструменты, приспособления.
- Методические таблицы “ Дымковская игрушка”, “ Дымковские узоры”.
- Дымковские игрушки, слайды, открытки.
Литература для учащихся:
- Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 классы. Москва “ Просвещение” 1992 г.
- Н.М.Сокольникова “Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе”, Издательский центр “ Академия”,
1999 г.
План урока:
- Вводная беседа.
- Изучение элементов росписи игрушки.
- Физкультминутка.
- Выполнение элементов дымковского узора.
- Самостоятельная работа.
- Выставка работ. Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент. (5 мин.)
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, у вас дома есть игрушки. Они сделаны из разных видов современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха.…Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут мастера, называют центром народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки, родилась дымковская игрушка.
(Слайд или фото “Деревня Дымково”.) Презентация, Приложение 2
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
(Народное творчество)
Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
(Демонстрация дымковской игрушки.)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
В.Фофанов
В давние времена жители этой слободы от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
(Демонстрация игрушек, иллюстраций “ Олень”, “ Индюк”, “ Барыня” и т.д.)
У этого Оленя – золотые рога.
Через горные отроги
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
(Народное творчество)
Краше всех индюк: хвост, что букет или яркое солнышко.
Вот индюк народный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Расписные бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
(Народное творчество)
Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотрите, как хороша эта
Девица – душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
В: Что же общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)
Как вы думай те, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.)
В: А знаете почему?
Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку зимой, когда вокруг белым – бело. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушку делали к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
В: Нравятся ли вам эти игрушки? Почему? Где расположены узоры на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)
Физкультминутка.
Учитель предлагает потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге. (Учитель показывает на доске – учащиеся повторяют в альбомах.)
Повторить правила работы с красками и кисточкой.
Учитель предлагает детям стать мастерами – расписать трафарет дымковской игрушки.
В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.
В конце урока устраивается выставка работ учащихся. Вместе с учителем дети выбирают лучшие работы. Он не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
И в заключении спросить у детей:
Что нового они узнали? Что научились выполнять самостоятельно? И т.д.
Д\з: научите родителей элементам дымковского узора.
Городецкая роспись
Цели:
- Образовательная: знакомство с Городецкой росписью как одним из видов народного творчества. Научить поэтапному процессу выполнения Городецкой росписи. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.
- Воспитательная: прививать качества аккуратности и внимательности, собранности при выполнении приемов рисования. Воспитание художественного вкуса, привитие любви детей к народному творчеству, формирование умения коллективизма, взаимовыручки.
- Развивающая: систематизировать знания о Городецкой росписи как одному из видов народных промыслов. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Развитие эстетических качеств.
Методы проведения занятия: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по этапному выполнению Городецкой росписи, самостоятельная работа учащихся.
Объект исследования: Городецкая роспись, таблицы, иллюстрации, трафареты.
Межпредметные связи: история, литература, музыка.
Материально-техническое оснащение:
- Оборудование учебной мастерской, инструменты, приспособления.
- Методические таблицы “ Этапы выполнения Городецкой росписи”
- Слайды, открытки.
Литература для учащихся:
- Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 классы. Москва “ Просвещение” 1992 г.
- Н.М. Сокольникова “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”, Издательский центр “ Академия”, 1999 г.
План урока:
- Вводная беседа. 10–15 мин.
- Объяснение последовательности выполнения элементов Городецкой росписи. 5–7 мин.
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа 20 мин.
- Выставка работ. Подведение итогов. Закрепление нового материала.
Ход урока
Организационный момент. (5 мин.)
Сообщение темы и цели урока.
Урок начинается с беседы о Городецкой росписи.
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя Городецкие мастера не знали законы перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях.
Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, но технология росписи осталась такой же, как и много лет тому назад. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – декоративное панно, ларцы, шкатулки, разделочные доски, детскую мебель и т.д. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают ими свой дом.
Желательно сопровождать беседу веселыми русскими народными мелодиями, демонстрацией слайдов и иллюстраций с городецкой росписью.
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А изделья Городца
Вот такие чудеса.
(Народное творчество)
Вопросы для беседы.
В: Какие изделия украшались Городецкой росписью? (Декоративное панно, ларцы, шкатулки, разделочные доски, детская мебель.)
В: Как краски преобладали в Городецкой росписи? (С преобладанием синих, красных, белых и черных цветов.)
В: Какие сюжеты любили изображать мастера городецкой росписи? (Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях.)
Физкультминутка.
Учитель предлагает потренироваться в выполнении характерных элементов Городецкой росписи на бумаге. (Учитель показывает на доске – учащиеся повторяют в альбомах.)
Повторить правила работы с красками и кисточкой.
Учитель предлагает детям стать мастерами – расписать трафарет разделочной доски. В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.
В конце урока устраивается выставка работ учащихся. Вместе с учителем дети выбирают лучшие работы. Он не забывает похвалить каждого ученика, отметить в работе то, что лучше всего удалось.
И в заключении спросить у детей:
Что нового они узнали? Что научились выполнять самостоятельно? И т.д.
Д\з: научите родителей элементам городецкой росписи.