Введение
О древней русской одежде судят по материалам археологии, фрескам, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках – летописях. Наиболее ранние изображения русских женщин в сарафанах, кокошниках известны из книг и картин 18 века. Внешне костюм выступает как пространственная структура, но в силу своей выразительности, сочетания в себе полезного и красивого, русский народный костюм является произведением искусства, наделенным его создателями идейно – эмоциональным, поэтическим смыслом.
Низкий поклон и слава безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколения, из века в века создавали, шлифовали и несли нам в будущее, неповторимую красоту, свое искусство. Ставшее гордостью национальной культуры, название которому - русский национальный костюм.
А.С.Пушкин писал: «Уважение к минувшему – это черта, отличающая образованность от дикости». Идея сохранить уходящее из быта народные костюмы, подлинники традиционного национального искусства, родилось поздно – в 19 веке. Народный костюм сегодня – в основном достояние музейных коллекций. С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается из-за необходимости не нарушать условия хранения.
Чтобы традиционная культура русского народа, отраженная в художественных памятниках, какими является народный костюм, стала доступной современному ученику, в студии «Посиделки» ЦЭВД «ДКГ» города Магнитогорска занимаются изучением народного женского костюма Урала, нашего региона, чтобы красотой, созданной руками наших прапрабабушек, вместе с нами восхищались наши сверстники. Дети студии с удовольствием изготовляют кукол в уральском костюме в традиционной и нетрадиционной технике.
Изготовление куклы из гофрированного картона в Уральском костюме.
Прежде, чем приступить к работе над куклой, подготавливаем картон. Как подготовить картон к работе? Так как гофрировка у картона спрятана под верхним гладким слоем, его нужно освободить. Что бы верхний слой легко отделился от гофра, его нужно хорошо пропитать водой. Смочить верхний слой можно влажной губкой или обильно сбрызнуть из брызгалки с распылителем для воды. После того, как верхний слой картона хорошо пропитается, набухнет клей под бумагой, он легко отделяется от гофра.
У картона с двойной гофрировкой, снять подложку можно как верхнего, так и нижнего слоя или только один. Так как кроя картона при снятии верхнего слоя, сильно размокают, следует с каждого края обрезать по три – четыре сантиметра. Такой картон готов к работе.
При работе над куклой нам потребуется следующий материал. Помимо картона, нам может пригодиться и бумага с верхнего слоя. Клей можно использовать самый различный: традиционный клей для бумаги ПВА, а также строительный клей для потолочной плитки «Мастер» или пистолет с горячим клеем. Картон режем резаком. А также, в процессе работы пригодятся аптечные резинки.
Основой для куклы послужит пластиковая полуторолитровая бутылка от воды. Бросовым материал, который поражает своим разнообразием. Выбираем те экземпляры, с так называемой талией. Работу начинаем с оклейки бутылки бумагой. Бумагу используем ту самую. Что сняли с картона. Бумага толстая и плотная, поэтому, перед оклейкой ее размачиваем, и клеем мокрую. К работе далее приступим после того как болванка просохнет. Работу начинаем с низа куклы, то есть с юбки. Картон нарезаем на полосы и наклеиваем слой за слоем.
После наклейки первого слоя картона, дальнейшая работа зависит от творческого замысла. Юбка может самой разнообразной формы, и добиваемся мы этой формы путем наклеивания картона слой за слоем. Причем клеим полосы так, чтобы места стыка полос были сзади юбки. Для удобства при работе используем аптечную резинку. Наклеили один слой картона, закрепили резинкой, клеим следующий, и также крепим резинкой. Резинки снимаем, после того как клей под картоном просохнет.
После того, как юбку наклеили, нужно оклеить грудь кукле. Грудь оклеить можно одинарным картоном, у которого подложка снята с обеих сторон. Или наклеиваем на грудь тонкие полоски, шириной 1 – 2 сантиметра, поочередно, одна полоска за другой, располагая гофр в шахматном порядке. Места соединений, как и на юбке, делаем на спине.
Когда у нас оформлен низ и грудь будущей куклы, приступаем к рукам. Руками будут проволочка. Проволоку выбираем не сильно толстую, но и не тонкую, достаточно гибкую. Хорошо подходит алюминиевая проволока диаметром 3-4 миллиметра. Вставляем ее таким способом: в груди, на уровне рук, шилом прокалываем отверстия с двух сторон, на одном уровне. В эти отверстия вставляем проволоку. Вставленную проволочку нужно обмотать полоской бумаги по спирали. Это нужно, для того, чтобы дальше можно было приклеивать блоки, для украшения рук.
Рукава делаем из блоков узких полосок картона свернутых и склеенных по спирали. Ширина этих полосок 1,5 – 2,5 сантиметра. Нарезаем достаточное количество полосок и сворачиваем их по спирали. Заготавливаем сразу же нужное количество блоков, так чтобы они были одинаковые по размеру. Блоки надеваем на руки и приклеиваем их горячим клеем из пистолета. На рисунке 9 показана схема расположения этих блоков. Блоки делаем из картона очищенного как с одной стороны, так и двух сторон. Блоки из картона, очищенного с двух сторон, склеиваем, горячим клеем или соединяем степлером.
Голову делаем способом папье-маше. Вылепляем из пластилина и оклеиваем способом наружного маширования. Или делаем отливку этой головы из гипса и изготавливаем голову внутренним машированием. Я предлагаю очень простой способ изготовления головы из куриного яйца. Из яйца удаляем белок с желтком и работаем далее со скорлупой. Такое пустое яйцо, как при наружном способе маширования, обклеиваем бумагой. Для оклейки лучше использовать вместо клея мучной клейстер. Клейстер придает дополнительную твердость изделию. Оклеиваем яйцо бумагой двух цветов, например белой и газетой, поочередно. Это дает равномерность наклеивания бумаги. После просушки покрываем шпаклевкой. Для шпаклевки лучше использовать строительную водоэмульсионную краску. Токая шпаклевка реже отслаивается. Перед работой в краску добавить клей ПВА. Примерно на две части краски одну часть клея ПВА. После каждого слоя шпаклевки - шлифуем. Покрываем и шлифуем до тех пор, пока яйцо не будет гладким.
Голова готова. Следующий этап это закрепление головы на кукле. Со стороны затылка приклеиваем проволоку, обмотанную бумагой. Это шея и крепление к кукле. Проволоку закрепляем с помощью горячего клея и полоски бумаги.
На туловище, а точнее на крышке бывшей бутылки, шилом проделываем отверстие. В это отверстие вставляем нижний кончик шейки и приклеиваем, горячим клеем. Голова на месте.
Художественное оформление головы зависит от замысла. Это могут быть локоны, сделанные из тонких полосок и скрученных в локоны. Это могут быть тонкие, длинные полоски бумаги, сплетенные в косу. Косу обвиваем вокруг головы. Это могут бить всевозможные головные уборы, шляпки, кокошники.
Когда у куклы основные детали сделаны, приступаем к украшению куклы. Украсить платье кукле можно самыми различными блоками или орнаментами из этих блоков.
Для изготовления блоков нарезаем полоски картона шириной пять миллиметров. Полосы попарно склеиваем друг с другом подложками.
Такие полосы делаем как из одинарного, так и из двойного картона. Заготавливаем достаточное количество полосок. Этими полосками или блоками из этих полос мы и будем украшать платье кукле. Скручивая или соединяя полосы, можно получить самые простые блоки. Эти всевозможные кругляшки, капли и овалы.
Заключение
Примечательно, с каким особым вниманием, в старые времена, относились крестьяне к детским играм. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. Дело в том, что в далеком прошлом с помощью игрушек, в играх - упражнениях, обучали детей труду. Игра и игрушка необходима были, чтобы передать от старшего поколения младшему поколению трудовой опыт. А также в древности игры и игрушки наделялись сверхъестественной магией. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак, или принести несчастье. В народе замечали, что когда много играли в куклы – будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют «детский сон и покой» и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. В книге Г.Л. « Русская народная игрушка» есть такой эпизод. Рассказ 90 летней женщины на Ярославщине: «Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердаке, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел подглядывать за ней – то был строгий наказ свекра…»
В быту русской деревни еще в первые десятилетия XX века, тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье, в иных семьях их было до сотни штук. Да что удивительного – таких кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной нитью – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно привязывали кудельную или волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней будут судить люди о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутики ситца, яркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол этнографически точны. Их также расшивался галуном, украшали шелковыми лентами, блестками, цветным бисером, бусами Но при всем тщательном исполнении костюма, куклы были «безликими». «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным повериям, кукла с «лицом», как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» - считалась предметом неодушевленным, и не могла ему навредить. Так наглядно отражено в типологии образа куклы ее назначение, в данном случае – магическая функция куклы.
Проходило время, изменялся жизненный уклад, менялся и мир игрушки. Многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своей традицией. Постепенно игрушки, как другие предметы, потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но и не утратилось та, что составляет духовную ценность народной игрушки. Сохранившиеся традиционные образы несли в себе драгоценную способность к преемственности, передовая ребенку гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении.
Учащиеся студии «Посиделки», занимаются изучением народной куклы, ее многообразием. Это от простейшей куклы закрутки, до сложных по конструированию образных кукол. Любимой куклой стала кукла «Оберег», это кукла, одетая в национальный костюм, часто выполненный этнографически точно. Я решила попробовать изменить материал для изготовления традиционной тряпичной куклы. Кукла из гофрированного картона получилась в стиле народной куклы – столбушки. Эти куклы мы выставляем на городские и областные выставки. Таким способом я знакомлю ребят с народным творчеством, с национальным уральским костюмом, популяризуя работу над куклой в новой технике.