Проектирование в процессе изучения английского языка

Разделы: Иностранные языки


Важной проблемой, которая волнует всех учителей средних общеобразовательных школ, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Метод учебного проектирования успешно решает эту задачу. Он все увереннее входит в жизнь современной школы, потому что позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации обучающихся, дает возможность учителю сотрудничать с учащимися на принципиально ином уровне, чем при применении традиционных методов.

Метод учебного проектирования в обучении учащихся английскому языку я применяю в течение нескольких лет.

Проектную деятельность я предусматриваю в учебном плане, поэтому она не идет вразрез с программным материалом, а используется для закрепления, обобщения и углубления знаний, полученных по предмету.

Все учащиеся очень увлечены работой по методу учебных проектов, так как они приобретают возможность проявить больше самостоятельности, более полно раскрыть свои знания, продемонстрировав достигнутый результат. Проектная деятельность настолько захватывает учащихся, что все они, как правило, становятся активными участниками подготовки проекта. Им нравится творческий характер работы. Очень важным для них является осознание своей роли и значимости в этом творческом процессе.

На мой вопрос, почему им нравится проектная деятельность, учащиеся дают самые разнообразные ответы, которые аргументируют бесспорные преимущества этого метода:

  • Я во много раз лучше запоминаю лексику;
  • Чувствую себя более уверенно, так как ощущаю поддержку;
  • Уроки становятся интересными и увлекательными;
  • Мы применяем наши знания на практике самостоятельно;
  • Я справляюсь с преодолением языкового барьера;
  • Мне очень нравится общение посредством диалога;
  • Я радуюсь собственным успехам;
  • Получаю заряд творческой энергии.

Таким образом, обязательная повинность превращается в творческий увлекательный процесс.

Как учитель я также ощущаю себя в несколько иной роли. Я выступаю инициатором, режиссером, партнером, помощником. Поэтому свою первостепенную роль вижу в том, чтобы заинтересовать учащихся и создать условия для организационной работы в учебной группе.

Работу над проектом мы начинаем с этапа целеполагания и планирования. Обсуждаем вопрос о реальном интересе и практическом смысле проекта, определяем объект исследования, формулируем главную проблему проекта, определяем цели и задачи, начинаем основные направления своей деятельности, составляем план действий.

Параллельно я разрабатываю свой учительский проект по данной теме, в котором я ставлю свои педагогические задачи, а также определяю методы и способы своей руководящей деятельности для их достижения. Бесспорно то, что грамотное руководство – это залог успеха.

В процессе работы мы выработали некоторые правила, которые учащиеся стараются соблюдать в проектной деятельности:

  • Обеспечьте ясность. Четко представьте свою личную роль и значимость в работе группы.
  • Общайтесь. Выясняйте проблемы, не стесняйтесь спрашивать. Делитесь тем, что вы узнали.
  • Доверяйте, но проверяйте. Верьте тому, что говорят вам ваши партнеры, но всегда проверяйте эту информацию с помощью других источников.
  • Будьте всегда рациональны. Это поможет вам избежать пустой траты времени.
  • Работайте как одна команда. Взаимопонимание и взаимовыручка укрепляют чувство ответственности за успех общего дела.
  • Будьте готовы к компромиссам. Конфликты могут возникнуть, но их нужно правильно урегулировать.

В качестве примера я привожу вариант подготовки исследовательского проекта в одном из 6-ых классов.

Наша проектная работа начиналась с так называемого этапа погружения в проект. Мною было предложено несколько тем для исследовательской работы. Обсудив их, учащиеся изъявили желание работать над проектами о загадочной стране Шотландии, объяснив это тем, что данная тема входит в учебную программу, а также тем, что Шотландия является англоязычной страной и вызывает у них особый интерес. Было решено, что над проектом будут работать три творческие группы класса, и с защитой своего проекта они выступят на конкурсе. Группам было предложено определить направление своей исследовательской работы и, соответственно, название своего мини-проекта. В итоге остановились на следующих: “Natural Wonders of Scotland”, “Scottish Castles”, “Festivals and Traditions of Scotland”. Предварительно очертили проблемное поле и поставили цели (Приложение 1). Я разъяснила учащимся требования к качеству работы над проектом и оформлению ее результатов. Проектная работа должна быть исследовательской, поисковой, практически значимой. В проектной работе должны быть определены цели и задачи, обозначены пути их решения, должен быть указан список использованной литературы.

Далее мы сформулировали задачи для достижения целей, выбрали методы для их достижения, наметили план действий.

Учащиеся стали работать в группах, распределив между собой роли и обязанности, а также определив последовательность своих действий.

Когда учащиеся приступили к реализации плана, все хорошо понимали, чем им нужно заниматься. Одни работали в библиотеке с литературой, другие осуществляли поиск необходимой информации в Интернете, третьи готовили свои альбомы с рисунками о Шотландии, учили стихи Р. Бернса. Учащиеся, которые посещают Дом детского творчества, разучивали национальные шотландские танцы.

Состояние дел по подготовке проекта у нас было на повестке дня постоянно. Учащиеся обменивались мнениями, консультировались у учителя. Действительно, была собрана богатая информация, причем во многих вопросах заключалась проблема, которую необходимо было раскрыть, исследовать и обосновать свою точку зрения.

Большое внимание я уделила вопросу подготовки проектов к презентации. Из опыта работы я знала, какие затруднения и недостатки мешают детям успешно защищать свой проект перед аудиторией. Поэтому я работала не только с группой, а с каждым учащимся индивидуально. Мы учились с ребятами логично рассуждать, компетентно отвечать на вопросы, высказывать свое собственное мнение по поводу проблемы. Ребята получили ответы учителя на вопросы о том, как не потерять чувство самообладания, каким образом привлечь внимание аудитории, а также ряд других рекомендаций.

Мы провели большую работу по обработке информации, отобрали самый интересный и важный материал, помня о том, что на презентацию проекта, как максимум, дается два академических часа. Затем приступили к составлению рабочего варианта и дизайна проекта. Помощь учителя в корректировке и оформлении проекта также была нужна.

Презентация проекта проходила в актовом зале при участии учащихся параллельных классов, учителей-предметников и классных руководителей. Кропотливый труд детей увенчался успехом, что доставило им большую радость.

После презентации мы провели заключительный этап нашей проектной деятельности, который мы называем “Follow-up”. Анализировались полученные результаты и успехи, как групповые, так и личные. Выяснялось, чем они были обусловлены. Как обычно, мы говорили и о том, что и каким образом можно сделать еще лучше.

Что дала учащимся эта работа? Дети отмечали, что они стали лучше владеть устной речью, расширили свой кругозор, научились работать с библиографией, повысили свою эрудицию, почувствовали увлеченность, желание работать самим и помогать своим одноклассникам, а также почувствовали себя полноценными членами школьного коллектива. Мнение было единогласным: мы выполнили задачи, поставленные перед началом работы над проектом.

Проделанная работа позволила нам еще раз убедиться в правильности и перспективности метода учебного проектирования, а также наметить планы на будущее.