Создание системы практико-ориентированного обучения

Разделы: Информатика


Мы живем в переходное время от индустриального общества к информационному. Чтобы быть успешным в таком обществе, человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решать те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Данный социальный заказ определяет необходимость изменений существующей системы образования, которая уже не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему. У учащихся отмечается низкий уровень:

    • сформированности умений работать с различными источниками информации;
    • сформированности коммуникативных и общеучебных умений;
    • умений эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы;
    • умений “увязывать” с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников;
    • умений работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме;
    • проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Поэтому задача, которая стоит перед современной школой, близка и понятна мне: школе необходимо подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Я как учитель информатики считаю, что систематическое использование информационных технологий в процессе обучения приобщает учащихся к современным методам изучения основ наук и готовит их к интеллектуальной деятельности в информационном обществе.

Главное в моей работе - формирование и развитие информационной компетентности учащихся.

Развитие у ученика информационной компетентности – одно из основных приоритетов в современном общем образовании. Это понятие включает в себя:

  • целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе;
  • преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий;
  • этические и правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Наиболее приемлем для меня путь формирования и развития информационной компетентности у учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий и творческих методов обучения: исследовательским, проблемным, частично-поисковым, т.к. при их использовании учащимся представляется возможность находиться в ситуации самостоятельного добывания знаний. Для этого использую различные возможности новых информационных технологий: графику, текст, видео, анимацию, высококачественное звуковое сопровождение; электронные учебные пособия; дистанционное обучение, предусматривающее не только применение телекоммуникаций, но и автономное использование курсов, лекций, записанных на компакт-диски, дискеты и т.д.. При этом на уроке организуются дискуссия, эксперимент, обсуждение выдвинутых гипотез, проблем. Например, после изучения темы “Интернет” провожу дискуссию “Полезен или вреден Интернет?”, во время которой учащиеся приводят соответствующие факты, доказывают свою точку зрения, приходят к определенным выводам. Такая деятельность дает возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения, что позволяет содействовать формированию у учащихся умений работать с информацией, потребности в познании связей между явлениями, овладении способами применения знаний в измененных условиях, самостоятельной работе по разрешению учебной проблемы.

Считаю, что для формирования информационной компетентности учащихся наиболее эффективно использование интеграции информатики с другими предметами. Она позволяет объединить работу с различными видами информации, выявить их взаимосвязь. Для лучшего усвоения предлагаемого материала всегда раскрываю перед учащимися дальнейшие перспективы использования изученного или его нестандартное применение в различных областях. Так, изучая Excel, решаем задачи по математике исследовательского характера (суммируем ряды, изучаем последовательности, строим графики функций и т.д.), по экономике (дети рассчитывают бюджет семьи или бюджет воображаемого предприятия). Изучая редактор Word, учащиеся получают творческое задание – создать поздравительную открытку, написать сочинение, привлекательно оформить его, проиллюстрировать фотографиями. Интересны задания, связанные с физикой (осуществление логических операций в электронных схемах), лингвистикой (кодирование и декодирование информации).

Благодаря такому подходу к обучению, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя информационная картина мира, знания легче обнаруживают свой прикладной характер, а мне легче показать детям взаимосвязь информатики с другими науками.

На мой взгляд, одна из ценностей предмета “информатика” именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу используемой мною системы практико-ориентированного обучения, которая может быть представлена совокупностью определенных компонентов:

1. Решение различного рода учебных задач практического характера:

решение занимательных, логических задач, решение олимпиадных задач, решение поисковых задач, самостоятельное составление и решение задач учащимися.

2. Организация профориентации учащихся: знакомство с биографиями ученых, встречи со специалистами, экскурсии, знакомство с профессиями, связанными с ИТ, деловые игры, факультативные курсы.

3. Организация и отработка умений и навыков групповой деятельности в интерактивном режиме: игры, конференции (телеконференции), семинары.

4. Организация проектной деятельности в урочное время и в системе дополнительного образования.

Такая организация работы способствует формированию информационной компетентности учащихся, применению знаний на практике, социализации в обществе, развитию познавательного интереса учащихся.

Для организации профориентационной работы с учащимися предлагаю материал с ориентацией на развитие интересов и способностей школьников, которые способствуют самоопределению в выборе будущей профессии. Обеспечивая сознательный выбор учащимися профессии, изучаю их склонности, профессиональные интересы, знакомлю с различными профессиями, что способствует формированию у детей общественно значимых мотивов выбора профессии. Профориентационная направленность урока предполагает установление связи изучаемого программного материала со сведениями о различных профессиях, знакомство учащихся с фактами из биографии известных ученых. Во внеурочной деятельности широко использую такие формы профориентационной работы, как организация и проведение вечеров, олимпиад, конкурсов, деловых игр, экскурсий на предприятия поселка, встреч со специалистами.

Формирование внутренней мотивации учащихся и положительного отношения к учебной деятельности осуществляю через использование метода проектов, который способствует овладению учащимися навыками самообразования и самореализации, а также развитию творческих способностей детей, их интеллектуального потенциала, дает возможность обучать групповому взаимодействию, способствует их профессиональному самоопределению.

Прежде чем организовать работу с учащимися по методу проектов, я тщательно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика, что помогает мне полнее учесть его интересы, ближе подойти к волнующим его проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности.

Метод проектов я использую при изучении тем “Компьютерные презентации”. Перед учащимися ставится задача создать презентацию в программе Power Point. Некоторые проекты стали впоследствии основой исследовательских работ учащихся. (“Компьютер и здоровье”, “Золотое сечение вокруг нас”, “Функции в технике и природе”, “Профессии и компьютер”, “Растения нашего района в Красной книге”) В 8 классе при изучении темы “Обработка текстовой информации” учащимся была предоставлена возможность создания проектов “Моя визитная карточка”, “Реклама товара”, “Афиша фильма”, “Грамота победителю” и др.. Широкие возможности для применения метода проектов предоставляют программы электронных таблиц Excel, базы данных Access. Организуя ролевую игру, предлагаю учащимся выполнить проекты “Планирую путешествие”, “Расчет расходов на ремонт квартиры”, “Начисление заработной платы”, “Покупка компьютера”, “Компьютерные игры”, “Моя коллекция”, “Туризм”, “Мои любимые фильмы” и другие.

Такой способ изучения позволяет актуализировать полученные знания в реализации конкретной прикладной задачи (часто личностно-значимой), дает возможность учащимся самим пройти все этапы от проектирования до создания законченного продукта. Все индивидуальные задачи и задания к ним подбираются таким образом, чтобы работа с ними охватывала все новые понятия и позволяла максимально использовать возможности программ, при этом учащимся предоставляется возможность самостоятельного изучения программы.

При такой организации обучения происходит привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной, а затем и в будущей профессиональной деятельности, стимулируется у учащихся интерес к предмету, формируются точные представления о месте информатики в жизни человека, развиваются творческие способности учеников.

Работая с детьми в проекте, я подсказываю им новые источники информации, направляю мысль ученика в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики учатся самостоятельно и совместными усилиями решать проблемы, применять необходимые знания подчас из разных областей, получать реальный и ощутимый результат. Это будет способствовать дальнейшей социализации учащихся.

Одним из показателей эффективности системы работы по профориентационной направленности образовательного процесса является тот факт, что ежегодно 10–12% моих выпускников связывают свою профессиональную деятельность с информационными технологиями: в настоящее время 12 выпускников работают в этой сфере, 2 учатся в ПГУ на механико-математическом факультете, 6 получают профессию учителя математики и информатики в ПГПУ, 6 обучаются в ПГТУ по специальностям “автоматизация систем управления” и “автоматизация горных предприятий”. Кроме того, анализ диагностики мотивационной сферы школьников выявил преобладание таких ее компонентов, как интерес к предмету у 80% опрошенных, понимание его социальной, практической значимости – 65%, ориентация на получение профессии – 20%.