Дорожные знаки

Разделы: Начальная школа


Введение

Всем, кому даны колёса,
Передайте наш совет:
Пусть у них сначала спросят-
Можно ехать или нет?
Самый малый знак дорожный,
Он стоит не просто так.
Будьте дети осторожны,
Уважайте каждый знак.

На улицах городов и на дорогах давно стал хозяином автомобиль. С каждым днём машин на дорогах становится всё больше и больше.

Часто они едут сплошным потоком так, что между ними оказывается лишь небольшой просвет. Но и в таком количестве машинам, а точнее их водителям удаётся соблюдать строгий порядок. Почему же тогда машины всё чаще называют объектом повышенной опасности? Автомобили опасны для тех людей, которые не знают или не хотят соблюдать правила дорожного движения. Дорожные знаки мы видим так часто, что не задумываемся о том, на сколько важную роль они играют в жизни человека. Кто придумал дорожные знаки? Зачем они появились? Как давно они существуют? Что они обозначают? Ответ на эти вопросы и являлся целью моей работы.

Для достижения этой цели поставил перед собой ряд задач:

  1. Изучить историю дорожных знаков.
  2. Узнать какие дорожные знаки существуют сейчас.
  3. Изучить какие дорожные знаки есть в моём посёлке.
  4. Выполнить макет части моего посёлка.
  5. Пользуясь полученной информацией, ответить на вопрос: каких знаков в моём посёлке не хватает?

Глава 1. Возникновение первых дорожных указателей

Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.

Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике “Коломенское” (см. Приложение 1.1).

После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи. (http:// lazurit. Myl. Ru /index/ 0-21)

Эта система позднее стала использоваться во многих странах. Не стала исключением и Россия. В XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около

4 м с орлами наверху.

Но широкое распространение их началось позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом “ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с написанием, куда, которая лежит”. (http:// lazurit. Myl. Ru /index/ 0-21) Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.

Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII веке. На столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

Глава 2. История развития дорожной сигнализации

Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.

Лошадь часто реагировала на автомобили, создавая препятствие для его движения (см. Приложение 1.2).

Всё это привело к тому, что люди вынуждены были навести порядок на дороге. В Англии, например, “парламент единогласно принял закон, что впереди каждого экипажа обязательно должен идти человек с красным флагом и предупреждать прохожих, что позади него движется опасная для пешеходов и лошадей машина. Закон этот был отметен лишь в 1896 году”. (А.Дорохов Зеленый,… Красны,…Жёлтый…)

В 1868г. В Англии появился первый светофор. Это было что-то вроде  газового фонаря (см. Приложение 1). День, когда  на улицах   громадного города  появились   разноцветные фонари, считается Днем рождения   светофора. Это был  газовый, двухсекционный  светофор с сигналами красного и зеленого цвета. Такой  же  двухсекционный, но  уже  электрический фонарь вспыхнул   на  улицах  50  лет  спустя. Третью, не существовавшую тогда  желтую  секцию,   заменял регулировщик. В нужную минуту  он   свистел, давая  знать, что  один сигнал сменился другим.

12 лет  свисток  помогал   светофору, пока  не  сменился  на   3-секционный. В нашей  стране   3-секционный  светофор появился в 1929   году  в Москве.

Во второй половине XIX века лошадей на дорогах практически не осталось. Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной вопрос: как улучшить организацию движения и безопасность проезда на дороге.

Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята “Международная конвенция относительно передвижения автомобилей”, которая установила основные правила дорожного движения и требования к автомобилю. Было введено четыре дорожных знака: “Неровная дорога”, “Извилистая дорога, “Перекрёсток” и “Пересечение с железной дорогой” (см. Приложение1.3).

После вступления Конвенции в силу, на улицах российских городов появились первые дорожные знаки.

1926г. в Париже созывается новая Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожных знаков была дополнена ещё двумя знаками: “Неохраняемый железнодорожный переезд” и “Остановка обязательна” (см. Приложение 1.4).

Четыре года спустя в 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая “Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах”. Число дорожных знаков увеличилось до 26, и они были разделены на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне (см. Приложение 1.5).

В 1940 году в Советском Союзе были утверждены первые Правила дорожного движения и перечень знаков. Перечень знаков включал 5 предупреждающих, 8 запрещающих и 4 информационных знака.

После окончания второй мировой войны были предприняты попытки создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949г. В Женеве состоялась очередная конференция по дорожному движению, на которой был принят новый “Протокол о дорожных знаках и сигналах”, основанный на европейской системе дорожных знаков. По этой причине он не был подписан странами американского континента.

С 1 января 1961 в Советском Союзе стали действовать единые Правила дорожного движения. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги с второстепенной (см. Приложение 1.6).

Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде стрел.

Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак “Проезд без остановки запрещён” имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано “Стоп”. Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту.

Знак “Стоянка запрещена” имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р. Чёрного цвета, а привычный нам знак “Стоянка запрещена” использовался для запрещения остановки транспортных средств.

Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки “Движение грузовых автомобилей” и “Мотоциклетное движение”.

Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета.

Глава 3. Современные дорожные знаки

Современные знаки различаются размером, формой, цветом и изображениями (символами) нанесенными на них. Для лучшей видимости знаков, особенно в темное время суток, на них наносят специальные водостойкие краски со светоотражающими элементами. Дорожные знаки разделены на семь групп: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Дорожные знаки устанавливают с правой стороны вне проезжей части и обочины.

Предупреждающие знаки

Знаки этой группы имеют треугольную форму с белым фоном и красным окаймлением, кроме знаков, обозначающих приближение к железнодорожному переезду. Эта группа знаков предупреждает водителя об опасности, которая ждёт его впереди и о характере этой опасности (см. Приложение 1.7)

Знаки приоритета

Единственная группа знаков, имеющих разную форму и окраску. Знаки приоритета устанавливают очередность проезда транспортных средств на перекрестках, пересечениях проезжих частей, узких участков дороги (см. Приложение 1.8).

Запрещающие знаки

Эту группу знаков применяют для введения или отмены определенных ограничений по порядку движения (см. Приложение 1.9).

Предписывающие знаки

Данная группа знаков указывает направления движения транспорта, минимальную скорость движения на отдельных участках, места движения велосипедистов и пешеходов (см.Приложение 1.10).

Информационные знаки.

В знаках этой группы содержится разная информация. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например, оповещают о местах отдыха, расположения населённых пунктов и т. д. Информационно– указательные знаки имеют форму квадрата или прямоугольника. Большинство из них окрашены в голубой цвет(см.Приложение 1.11)

Знаки сервиса.

Знаки сервиса информируют о расположении различных объектов: больница, телефон, милиция и т.д. (см. Приложение 1.12)

Знаки дополнительной информации.

Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены (см. Приложение 1.13).

Приложения

Приложениe