Программа "Здоровье с детства"

Разделы: Администрирование школы


К выводу, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, проходили многие ученые и педагоги-практики. В 50-60х г.г. XIX в. в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом, сколиоза), невростении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.

Поэтому приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны является сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.

Отечественной школой накоплен достаточно разнообразный и плодотворный опыт в деле организации валеологического и коррекционного просвещения и лечебно профилактической помощи детям.

Характерной особенностью учащихся коррекционной школы VIII и II видов является наличие у них разнообразных дефектов психического, слухового, речевого и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.

Программа имеет коррекционную направленность, адаптирована к учащимся с ограниченными возможностями здоровья .

II. Паспорт программы.

Наименование: Комплексно-целевая программа “Здоровье с детства”
Сроки действия: 2007-2012 г.г.
Основание для разработки:
  • Закон Российской Федерации “Об образовании” (10.07.1992г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями – № 12-ФЗ от 13.01.1996г., № 144-ФЗ от 16.10.1997г.; № 102-ФЗ от 07.08.2000г.; № 71-ФЗ от 18.07.2002г.);
  • Закон Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации”, № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
  • “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” № 5487-1 от 22.06.1993г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998г.; № 30-ФЗ от 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000г. № 139-ФЗ);
  • ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (№ 120-ФЗ от 24 июня 1999г.);
  • Концепции модернизации российского образования до 2010 года;
  • Комплексная программа реализации национальных проектов в области образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы;
  • Комплексная программа реализации национальных проектов в области образования и развития системы образования муниципального образования город Ноябрьск на 2006-2010 годы;
Основные разработчики:

директор МС(К)ОУ С(К)ОШ Жовнер Е.С.

Исполнители программы:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II и VIII видов

Цели программы:
  1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
  2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей и работников образовательных учреждений, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.
  3. Обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья детей.
  4. Обеспечение лечебно профилактической помощи учащимся с особыми нуждами.
  5. Обеспечение системными образовательно-валеологическими и здоровьесберегающими мероприятиями, позволяющими подготовить ребенка с проблемами в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере к самостоятельной жизни.
Задачи программы
  • Укрепление материально-технической базы С(К)ОШ через обеспечение новыми комплектами ростовой мебели, технологическим оборудованием столовых, специальным оборудованием медицинских кабинетов, кабинета ЛФК, игровой комнаты;
  • Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в школе;
  • Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей их здоровья;
  • Совершенствование системы специального (коррекционного) образования в учреждении;
  • Создание условий для интеграции детей-инвалидов в общество сверстников;
  • Развитие психолого-педагогической и медико-социальной службы С(К)ОШ для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояния детей и педагогов;
  • Разработка и внедрение программ по физической культуре с оздоровительной направленностью;
  • Внесение изменений в содержание педагогического образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения полноценного развития ребенка в образовательном процессе;
  • Развитие системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни воспитанников и учащихся;
  • Совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
  • Создание условий для лечебно-профилактической индивидуальной помощи учащимся с особыми нуждами;
  • Создание условий для получения учащимися знаний по валеологии, личной гигиене на занятиях с медперсоналом (врачами ЦГБ и ДГП)
Объемы и источник финансирования:

 

бюджет С(К)ОШ

Разделы программы:
  1. Пояснительная записка
  2. Паспорт программы
  3. Концептуальное обоснование программы, основные направления программы.
  4. Программные мероприятия на 2007-2012 г.г.
  5. Структурно-функциональная модель программы.
  6. Базовые компоненты.
  7. Прогнозируемая модель.
  8. Прогнозируемые результаты личности.
Ожидаемые результаты реализации программы

Основные показатели результативности реализации программы:

  • Стабилизация показателей

1) функционального состояния здоровья:
– осанки;
– зрения;

2) заболеваемости органов пищеварения;

3) заболеваемости органов дыхания;

4) уровня заболеваемости детей:

  • Охват горячим питанием до 100% школьников;
  • Максимальная коррекция нарушений развития;
  • Успешная социализация детей с особыми нуждами;
  • Повышение качества образовательных услуг;
  • Увеличение количества детей-инвалидов, охваченных обучением в условиях образовательного учреждения, дополнительным образованием;
  • Стабилизация показателей уровня психоэмоциональных расстройств детей и педагогов;
  • Овладение детьми методами контроля за уровнем своей физической подготовленности и здоровья;
  • Охват 60% детей в С(К)ОШ программой “Основы здорового образа жизни”;
  • Увеличеник доли детей и подростков, вовлеченных в профилактические мероприятия, от общей численности (в процентах);
  • Применение здоровьесберегающих технологий всеми педагогами С()К)ОШ.
  • Охват 100 % детей С(К)ОШ программой “Азбука здоровья”;
  • Охват 100 % подростков школы СПМПС службой “Рука в руке”
Организация контроля за выполнением программы

Администрация С(К)ОШ

Ежегодные отчеты о ходе реализации программы на производственных совещаниях:

  1. Учителя физвоспитания.
  2. Медперсонал.
  3. Ответственные за программу “Азбука здоровья”
  4. Ответственные за программу “Рука в руке”
  5. Педагога-психолога.
  6. Социального педагога.
  7. Педагога-организатора.

Продолжение статьи

Приложение