К выводу, что процесс обучения
оказывает неблагоприятное воздействие на
здоровье, проходили многие ученые и
педагоги-практики. В 50-60х г.г. XIX в. в результате
наблюдений врачи установили распространение
среди школьников близорукости, нарушений осанки
(главным образом, сколиоза), невростении и анемии.
Преимущественное их распространение среди
учащихся по сравнению с неучащимися
сверстниками было настолько явным и закономерно
возрастающим от класса к классу, что такие недуги
сочли неизбежным следствием школьного обучения,
в результате чего их стали называть школьными
болезнями.
Один из самых травматичных факторов
для здоровья школьников – общая стрессогенная
система организации образовательного процесса и
проведения уроков многими учителями. До 80%
учащихся постоянно или часто испытывают учебный
стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся
показатели нервно-психического и
психологического здоровья.
Неэффективно построенная система
физического воспитания приводит к снижению
двигательной активности школьников, выраженной
гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена
веществ, обретения избыточной массы тела,
эндокринных заболеваний и многих других недугов.
Поэтому приоритетным направлением
российской школы, в соответствии с происходящей
модернизацией образования страны является
сохранение и укрепление здоровья учащихся и
педагогов.
Отечественной школой накоплен
достаточно разнообразный и плодотворный опыт в
деле организации валеологического и
коррекционного просвещения и лечебно
профилактической помощи детям.
Характерной особенностью учащихся
коррекционной школы VIII и II видов является
наличие у них разнообразных дефектов
психического, слухового, речевого и физического
развития, обусловленных органическим поражением
центральной нервной системы различной
этиологии.
Программа имеет коррекционную
направленность, адаптирована к учащимся с
ограниченными возможностями здоровья .
II. Паспорт программы.
Наименование: |
Комплексно-целевая программа
“Здоровье с детства” |
Сроки действия: |
2007-2012 г.г. |
Основание для разработки: |
- Закон Российской Федерации “Об образовании”
(10.07.1992г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями – №
12-ФЗ от 13.01.1996г., № 144-ФЗ от 16.10.1997г.; № 102-ФЗ от
07.08.2000г.; № 71-ФЗ от 18.07.2002г.);
- Закон Российской Федерации “Об основных
гарантиях прав ребенка Российской Федерации”, №
124-ФЗ от 24.07.1998г.;
- “Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан” № 5487-1 от 22.06.1993г. (в
редакции Указа Президента Российской Федерации
от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998г.; №
30-ФЗ от 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000г. № 139-ФЗ);
- ФЗ “Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” (№ 120-ФЗ от 24 июня 1999г.);
- Концепции модернизации российского
образования до 2010 года;
- Комплексная программа реализации национальных
проектов в области образования Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2006-2010 годы;
- Комплексная программа реализации национальных
проектов в области образования и развития
системы образования муниципального образования
город Ноябрьск на 2006-2010 годы;
|
Основные разработчики: |
директор МС(К)ОУ С(К)ОШ
Жовнер Е.С. |
Исполнители программы: |
Муниципальное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья – специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа II и VIII
видов |
Цели программы: |
- Формирование новой идеологии, утверждающей
приоритетность охраны и укрепления здоровья
всех участников образовательного процесса.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей и
работников образовательных учреждений, гарантий
их законных прав на безопасные условия
образовательно-воспитательного процесса.
- Обеспечение качественного образования без
ущерба для здоровья детей.
- Обеспечение лечебно профилактической помощи
учащимся с особыми нуждами.
- Обеспечение системными
образовательно-валеологическими и
здоровьесберегающими мероприятиями,
позволяющими подготовить ребенка с проблемами в
интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере к
самостоятельной жизни.
|
Задачи программы |
- Укрепление материально-технической базы С(К)ОШ
через обеспечение новыми комплектами ростовой
мебели, технологическим оборудованием столовых,
специальным оборудованием медицинских
кабинетов, кабинета ЛФК, игровой комнаты;
- Обеспечение выполнения законодательства по
охране здоровья детей в школе;
- Создание условий для полноценного
сбалансированного питания детей с учетом
особенностей их здоровья;
- Совершенствование системы специального
(коррекционного) образования в учреждении;
- Создание условий для интеграции
детей-инвалидов в общество сверстников;
- Развитие психолого-педагогической и
медико-социальной службы С(К)ОШ для
своевременной профилактики нарушений
психологического и физиологического состояния
детей и педагогов;
- Разработка и внедрение программ по физической
культуре с оздоровительной направленностью;
- Внесение изменений в содержание
педагогического образования по вопросам охраны
и укрепления здоровья детей, обеспечения
полноценного развития ребенка в образовательном
процессе;
- Развитие системы кружковой, внеклассной и
внешкольной работы по формированию здорового
образа жизни воспитанников и учащихся;
- Совершенствование содержания подготовки и
переподготовки педагогических и
административных кадров по проблеме охраны
здоровья.
- Создание условий для лечебно-профилактической
индивидуальной помощи учащимся с особыми
нуждами;
- Создание условий для получения учащимися
знаний по валеологии, личной гигиене на занятиях
с медперсоналом (врачами ЦГБ и ДГП)
|
Объемы и источник финансирования: |
бюджет С(К)ОШ
|
Разделы программы: |
- Пояснительная записка
- Паспорт программы
- Концептуальное обоснование программы, основные
направления программы.
- Программные мероприятия на 2007-2012 г.г.
- Структурно-функциональная модель программы.
- Базовые компоненты.
- Прогнозируемая модель.
- Прогнозируемые результаты личности.
|
Ожидаемые результаты реализации
программы |
Основные показатели
результативности реализации программы:
1) функционального состояния здоровья:
– осанки;
– зрения;
2) заболеваемости органов пищеварения;
3) заболеваемости органов дыхания;
4) уровня заболеваемости детей:
- Охват горячим питанием до 100% школьников;
- Максимальная коррекция нарушений развития;
- Успешная социализация детей с особыми нуждами;
- Повышение качества образовательных услуг;
- Увеличение количества детей-инвалидов,
охваченных обучением в условиях
образовательного учреждения, дополнительным
образованием;
- Стабилизация показателей уровня
психоэмоциональных расстройств детей и
педагогов;
- Овладение детьми методами контроля за уровнем
своей физической подготовленности и здоровья;
- Охват 60% детей в С(К)ОШ программой “Основы
здорового образа жизни”;
- Увеличеник доли детей и подростков, вовлеченных
в профилактические мероприятия, от общей
численности (в процентах);
- Применение здоровьесберегающих технологий
всеми педагогами С()К)ОШ.
- Охват 100 % детей С(К)ОШ программой “Азбука
здоровья”;
- Охват 100 % подростков школы СПМПС службой “Рука
в руке”
|
Организация контроля за выполнением
программы |
Администрация С(К)ОШ
Ежегодные отчеты о ходе реализации
программы на производственных совещаниях:
- Учителя физвоспитания.
- Медперсонал.
- Ответственные за программу “Азбука здоровья”
- Ответственные за программу “Рука в руке”
- Педагога-психолога.
- Социального педагога.
- Педагога-организатора.
|
Продолжение статьи
Приложение