Цели:
- Развивать память, внимание, речь, мышление, воображение, смекалку.
- Расширять читательский кругозор детей.
- Воспитывать у учащихся интерес и бережное отношение к книгам.
Оборудование:
- карточки с правилами пользования книгами;
- карточки с пословицами;
- листы ватмана с названиями страниц устного журнала;
- магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
Учитель. У человечества есть чудесное творение, но мы редко задумываемся над его ценностью. А оно всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить чему-то, дать добрый совет.
- Ребята, о каком чуде идет речь?
- Правильно! Это книга.
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…
- Говорить мы сегодня с вами будем о книгах, истории их возникновения, значении книг в жизни человека, о бережном отношении к книгам. Занятие мы проведем в виде устного журнала.
III. Устный журнал.
Первая страница «Историческая».
1-й ученик. Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Древние индейцы использовали узелковое письмо. Здесь все играло роль – цвет веревки, величина узелка, его расположение. В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, и нанизывали их на крепкую бечевку.
2-й ученик. Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали, из них составлялись книги и даже целые библиотеки. А во 2 веке до нашей эры мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма – пергамент, но этот материал был очень дорогим. На создание одной книги могло уйти целое стадо животных.
3-й ученик. В средние века римляне писали книги от руки на листах пергамента, сворачивая готовые листы в свитки. Чуть позднее листы пергамента стали соединять в тетради. Чтобы листы не сворачивались, тетради сшивали вместе, и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой вы привыкли.
4-й ученик. А бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семьсот первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.
5-й ученик. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина.
6-й ученик. Но и с изобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.
Учитель. А кто же был первым книгопечатником на Руси?
7-й ученик. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 с лишним лет назад. 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Современные печатные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.
8-й ученик. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев. И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.
Вторая страница «Книга – наш друг».
1 ученик.
Мы без книги, как без рук.
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света.
Как без доброго совета.
2 ученик.
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
3 ученик.
Книга все тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
Учитель. Ребята, вы должны собрать рассыпанные пословицы, а когда соберете их узнаете много интересного о книгах (на доске таблички с частями пословиц).
- Мудрый не тот, кто много знает, а тот, кто знает, что нужно.
- Книга – это дорога от сердца к сердцу.
- Кто учится без книг, тот решетом воду черпает.
- Книга – путь к знанию для человека.
- Знания – лучшие богатства.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Третья страница «Театральная».
Инсценировка басни М.Ильина «Две книжки» Входят две Книжки: одна растрепанная, измазанная чернилами, опирается на палочку; другая- чистая, аккуратная. Музыка (грустная и весёлая).
1-я Книжка. Ну, как твои делишки?
2-я Книжка (тяжело опускается на стул).
Ох, милая, мне стыдно перед классом…
Хозяин мой обложку вырвал «с мясом».
Да что обложка – оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?
1-я Книжка.
Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильных не увидишь точек.
Про кляксы я молчу,
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
2-я Книжка.
Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ох, милая, мне стыдно перед классом!..
(Вторая Книга уходит, опираясь на палочку, первая Книга провожают её.)
Ученик.
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетрадки,
Какой ты ученик!
Четвертая страница «Береги книги!»
Учитель. Чтобы книги было приятно читать и брать в руки, как нужно с ними обращаться?
Дети. Бережно.
Учитель. Давайте послушаем выступление книги об этом.
Девочка в костюме «Книга» читает стихотворение.
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель. Давайте вспомним правила пользования книгой, у каждого из вас на парте лежит памятка, в которой написано, как правильно пользоваться книгой.
- Берите книгу чистыми руками.
- Не перегибайте страницы.
- Не перегибайте книгу.
- Не читайте книгу во время еды.
- Чтобы книга дольше служила, оберните её.
1-й ученик.
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом,
Мы б ни знали ничего!
2-й ученик.
Ты представь себе на миг
Как бы жили мы без книг?!
Что бы делал ученик,
Если б не было бы книг?!
3-й ученик.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет.
4-й ученик.
Нет, нельзя себе представить
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Пятая страница «Занимательная».
Учитель. Следующая страница нашего журнала посвящена нашим любимым книгам и любимым героям из произведений.
Ученик.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Учитель.
Хозяйственный и умный,
Усатый, весь в полоску,
Корову Мурку он завёл,
Зовётся кот ... (Матроскин.)Очень вредная старуха,
Всё ей плохо, всё не так.
Надоедлива как муха…
Кто такая? ... (Шапокляк.)Несёт посылку дядя Феде
В деревню, что у речки,
Усталый, нет велосипеда.
Кто он? Скажите! ... (Печкин.)
- Откуда отрывки?
«Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.»
(«А что у вас?» С. Михалков.)
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
(«Телефон» К.Чуковский.)
- Какая сказка начинается словами:
«Маленькие дети!
Никогда на свете!
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.»
(«Бармалей» К. Чуковский.)
«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.»
(«Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкин.)
- Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости? (Таракан, букашки, блошки, бабушка –пчела, бабочка – красавица.)
- Что сдавала в багаж дама из известного стихотворения? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. «Багаж» С. Маршак.)
Шестая страница «Книжкин дом».
Учитель. А где же можно увидеть много книг, где они живут?
- Правильно, в библиотеке.
Библиотека – это не просто книжкин дом. Это книжкино царство.
1-й ученик. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.
2-й ученик. Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В.И.Ленина. Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.
3-й ученик. Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В.И. Ленина.
4-й ученик. Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.
5-й ученик. Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.
IV. Итог.
Учитель.
Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь лучше и умней
1 ученик.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий,
Жить без книги не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
2 ученик.
Книга расскажет тебе о стране,
О добрых делах людей на земле,
О бескрайних равнинах и о горах,
О быстрых реках и о морях.
3 ученик.
Хорошая книга мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
4 ученик.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Учитель. Наше путешествие по страницам журнала подошло к концу. Читайте, любите и берегите книги!