Прощание с Азбукой

Разделы: Начальная школа


Учитель:

Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала -
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

А я приглашаю вас совершить кругосветное путешествие по нашей первой книге и вспомнить всё, с чем мы в ней встречались.

Отгадайте, на чём мы будем путешествовать:

Плывёт белый гусь-брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)

Соберите слово из букв и вы узнаете название вашей яхты.

(Дружба, победа, ветерок, буковка, сказка.)

Приклейте название яхты.

Выберите капитана. Наденьте форму: пилотки и гюйсы.

Звучит морская музыка, закрываем глазки, представляем шум прибоя.

Внимание, мы отправляемся в путь на остров Загадок.

Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.

Д. Книга.

У.

Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.

Д. Буквы.

У.

 То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Д. Тетрадь.

У. Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?

Д. Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.

Отправляемся дальше на остров Звуков.

Допишите недостающие буквы согласных звуков:

-Подберите нужное слово к схеме

На карточках слова: матрос, боцман, моряк, капитан, радист, штурман.

- Подберите слова, в которых все согласные твёрдые (матрос, боцман, штурман) или на какие две группы можно разделить эти слова (слова, в которых есть мягкие согласные и в которых их нет).

А кто это хочет помешать нашему отправлению? Иллюстрация пирата.

Давайте ему расскажем, что мы знаем об Азбуке.

Прапрадедовской порой
Буквы вышли в чёткий строй.
Строй как строй, да непростой –
Он зовётся АЗБУКОЙ.

В этом году Азбуке исполнится 1146 лет. Нашу первую Азбуку создали братья Кирилл и Мефодий. Её назвали КИРИЛЛИЦЕЙ. Потом она изменялась и появилась Азбука, которой мы пользуемся сейчас. Название книга получила от двух первых букв алфавита А и Б (в старину они назывались АЗ и БУКИ). Отсюда и пословица: «АЗ ДА БУКИ, А ТАМ И НАУКИ».

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

Отправляемся на остров Сказок вместе с пиратом.

Сказочные герои.

Это злобные пираты
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.
Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.
Золушка – жена Кощея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.

Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.

Учитель читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.

  1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
  2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
  3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
  4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
  5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
  6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
  7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
  8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
  9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
  10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
  11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
  12. Свеколка. (Репка.) 

Сказочные герои.

Вот спасибо вам, ребята,
Навели у нас порядок.
И за это ключ – подсказку
Вам дают герои сказок.

Учитель вручает палочку из свернутой в рулон бумаги. Дети разворачивают и читают.

Дети.

"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь.

Учитель

Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.

Следующий остров Буквенный.

В каких словах букв меньше, чем звуков?

Маяк, кок, якорь, парус, яхта, волна.

Поставьте чудный знак в слова и вы найдёте чудеса.

угол – уголь
пыл – пыль
мол – моль
кон – конь
был – быль
полка – полька

Появляются Слоги иг и ра.

Ра-ра-ра.

Начинается игра!

Мы – слоги и тоже будем жить на этом острове. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали! Прочитайте их.

Слоги на листе у каждой команды.

пры
бе
ска

кать
гать
рас

гром
пес
пе

ню
ко
вать

Слоги. Что получилось?

Дети. Получились слова прыгать, бегать, скакать, громко, песню, распевать.

- А теперь все вместе прочитаем эти слова без остановок.

Дети (хором).

Прыгать, бегать и скакать!
Громко песню распевать!

- Что у вас получилось?

Дети. Стихотворение.

Пора нам отправляться в обратный путь.

Чтобы нам не было скучно, послушаем частушки:

Ученик 1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Ученик 2.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Ученик 3.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Ученик 4.

Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Ученик 6.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Сколько вас ждет впереди чудесных открытий!

Мальчик. Спасибо тебе, дорогая Азбука!

Девочка.

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.

Мальчик.

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: "Спасибо!" –
Расставаться нам пора!

Девочка.

Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы – лучшие друзья!

Мальчик.

Мы хотим сказать тебе "спасибо!"
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: "До свиданья!"
"Здравствуй", – новой книге говорим!

Закрываем глазки (звучит музыка). Мы причаливаем в порт. Вручение грамот и памятных подарков.