Учитель:
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала -
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
А я приглашаю вас совершить кругосветное путешествие по нашей первой книге и вспомнить всё, с чем мы в ней встречались.
Отгадайте, на чём мы будем путешествовать:
Плывёт белый гусь-брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)
Соберите слово из букв и вы узнаете название вашей яхты.
(Дружба, победа, ветерок, буковка, сказка.)
Приклейте название яхты.
Выберите капитана. Наденьте форму: пилотки и гюйсы.
Звучит морская музыка, закрываем глазки, представляем шум прибоя.
Внимание, мы отправляемся в путь на остров Загадок.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
Д. Книга.
У.
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Д. Буквы.
У.
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Д. Тетрадь.
У. Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?
Д. Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.
Отправляемся дальше на остров Звуков.
Допишите недостающие буквы согласных звуков:
-Подберите нужное слово к схеме
На карточках слова: матрос, боцман, моряк, капитан, радист, штурман.
- Подберите слова, в которых все согласные твёрдые (матрос, боцман, штурман) или на какие две группы можно разделить эти слова (слова, в которых есть мягкие согласные и в которых их нет).
А кто это хочет помешать нашему отправлению? Иллюстрация пирата.
Давайте ему расскажем, что мы знаем об Азбуке.
Прапрадедовской порой
Буквы вышли в чёткий строй.
Строй как строй, да непростой –
Он зовётся АЗБУКОЙ.
В этом году Азбуке исполнится 1146 лет. Нашу первую Азбуку создали братья Кирилл и Мефодий. Её назвали КИРИЛЛИЦЕЙ. Потом она изменялась и появилась Азбука, которой мы пользуемся сейчас. Название книга получила от двух первых букв алфавита А и Б (в старину они назывались АЗ и БУКИ). Отсюда и пословица: «АЗ ДА БУКИ, А ТАМ И НАУКИ».
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Отправляемся на остров Сказок вместе с пиратом.
Сказочные герои.
Это злобные пираты
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.
Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.
Золушка – жена Кощея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.
Учитель читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
- Снежная принцесса. (Снежная королева.)
- Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
- Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
- Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
- Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
- Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
- Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
- Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
- Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
- Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
- Луковый мальчик. (Чипполино.)
- Свеколка. (Репка.)
Сказочные герои.
Вот спасибо вам, ребята,
Навели у нас порядок.
И за это ключ – подсказку
Вам дают герои сказок.
Учитель вручает палочку из свернутой в рулон бумаги. Дети разворачивают и читают.
Дети.
"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь.
Учитель
Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.
Следующий остров Буквенный.
В каких словах букв меньше, чем звуков?
Маяк, кок, якорь, парус, яхта, волна.
Поставьте чудный знак в слова и вы найдёте чудеса.
угол – уголь
пыл – пыль
мол – моль
кон – конь
был – быль
полка – полька
Появляются Слоги иг и ра.
Ра-ра-ра.
Начинается игра!
Мы – слоги и тоже будем жить на этом острове. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали! Прочитайте их.
Слоги на листе у каждой команды.
пры |
|
|
|
Слоги. Что получилось?
Дети. Получились слова прыгать, бегать, скакать, громко, песню, распевать.
- А теперь все вместе прочитаем эти слова без остановок.
Дети (хором).
Прыгать, бегать и скакать!
Громко песню распевать!
- Что у вас получилось?
Дети. Стихотворение.
Пора нам отправляться в обратный путь.
Чтобы нам не было скучно, послушаем частушки:
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Сколько вас ждет впереди чудесных открытий!
Мальчик. Спасибо тебе, дорогая Азбука!
Девочка.
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.
Мальчик.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: "Спасибо!" –
Расставаться нам пора!
Девочка.
Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы – лучшие друзья!
Мальчик.
Мы хотим сказать тебе "спасибо!"
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: "До свиданья!"
"Здравствуй", – новой книге говорим!
Закрываем глазки (звучит музыка). Мы причаливаем в порт. Вручение грамот и памятных подарков.