Цели урока:
- Способствовать формированию знаний учеников о роли животных в природе и в жизни людей, обеспечить понимание взаимосвязи “животное – растение”, “животное – животное”, “животное – человек” и ее роли в сохранении жизни живых организмов.
- Способствовать развитию умения слушать, сравнивать, выделять главное и делать выводы.
- Воспитывать любознательность.
- Содействовать воспитанию навыков активного взаимодействия.
Ход урока
Этап подготовки.
1. Планирование.
– Сегодня мы на уроке обсудим тему: Роль животных в природе и жизни людей.
2. Составление инструкций
– Но сначала определимся, как мы будем работать. Вы разбились на группы.
- 1, 4, 7 группы будут в роли врачей. Ваша задача – попытаться в ходе урока высказывать свое мнение, как бы на обсуждаемые нами вопросы ответили врачи.
- 2, 3, 8 группы будут в роли биологов. Ваша задача – дополнять ответы учащихся новыми сведениями.
- 5, 6 группы в роли социологов. Ваша задача – используя дополнительные источники приводить примеры социометрических данных.
Этап проведения.
1. Работа с источником. Проверка домашнего задания.
– Дома вы работали над рекламными листами. Давайте вспомним, на какие группы делятся животные? Что вы можете сказать о среде обитания? Каждое животное находит благоприятные для своей жизни условия и там обитает. В различных природных условиях они отличаются по внешнему виду, окраске, по особенностям внешнего строения, повадкам и т.д.
– Ребята, кто из вас знает, что такое экология? Наука о взаимосвязях между растениями, животными и окружающей средой.
– Как вы понимаете слово взаимосвязи?
– Какие взаимосвязи в природе вы знаете?
- “животное – растение”
- “животное – животное”
- “животное – человек”
– Сегодня мы с вами поговорим об этих взаимосвязях. Итак, возьмем первую группу. Но вначале вы поработаете самостоятельно: группа врачей, социологов по дополнительным источникам, а биологи по учебнику стр. 101.
– Знаете ли вы, как называется взаимосвязь между животными и растениями? Сообщество. Группа растений и Н животных, живущих вместе в окружающей среде и зависящих друг от друга по пищевой связи.
Вопрос. Пользу или вред приносит это сообщество?
– Обсудите в группе и выскажите свое мнение с точки зрения биологов, врачей, социологов.
Учитель заполняет у доски таблицу в ходе рассуждений.
животные | действия | в чем польза? | вред |
Вывод: ...
Вопрос. Перейдем к обсуждению второй группы сообщества “животное – животное”.
– Как вы думаете, чрезмерное увеличение или уменьшение какого-нибудь вида животных будет влиять на окружающую среду?
– Обсудите в группах. Можно воспользоваться дополнительными источниками.
– А сейчас давайте построим цепочку питания некоторых животных. Пищевая цепочка – это ряд видов, связанных между собой так, что каждый ему является пищей следующего.
- трава – заяц – лиса
- трава – насекомые – ящерица – еж
- трава – насекомые – лягушки – медведь
- трава – тигр – зебра
- трава – антилопа – крокодил – змея анаконда
– Ребята представьте, что какое-нибудь звено выпадет. Что произойдет? Сократится численность какой-нибудь особи или исчезнет совсем.
Вывод.
Вопрос. У нас осталась последняя группа сообщества “животное – человек”. Что вы можете сказать об этом сообществе?
Обсуждение в группах.
– Врачи подумают над тем, какой вред приносят животные здоровью человека? Биологи, также воспользовавшись дополнительной литературой и жизненным опытом решат какую пользу приносят животные человеку. Это одна группа биологов, а вторая группа подумают над тем какой вред наносит человек животным. И наконец, социологи предоставят нам данные по этому вопросу.
– Ребята, какие профессии связанные с животными вы знаете?
– Какие животные у нас в Казахстане занесены в Красную книгу?
Вывод. Что мы должны делать для того, чтобы сохранить жизнь живых организмов?
Этап анализа и обобщения.
- Рефлексия, тест,
- Самооценка работы. Методика пяти пальцев.