Цель и задачи разработки: познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления.
Предназначена для 7-х классов по разделу “Технология обработки древесины”.
Номинация: образовательная область “Технология”.
Краткая характеристика содержания (обобщенная)
Основные виды столярных произведений. Шиповые столярные соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. Сборка шипового соединения. Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.
Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной учебно-методической разработки
Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Перспективы использования учебно-методической разработки
Разработка оснащена графическими материалами и презентацией, которые могут использоваться как средства наглядности при объяснении учащимся.
Использованная литература
- Бобров В.А. Справочник по деревообработке /Серия “Справочники”. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.
- Самородский А.Т., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: учеб. Для учащихся 7 кл. ( вариант для мальчиков) общеобразоват.шк. / под ред. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 192 с.
Методическая записка
Современная наука не стоит на месте. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в школьном образовании могут стать мультимедийные презентации. Эта форма подачи материала уже давно стала обычной практикой на научных конференциях, в последнее время она все более широко используется в высших учебных заведениях. Однако мультимедийные презентации практически не применяются в современном школьном образовании. С одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой — предубеждением против использования мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.
Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Современные технологии мультимедиа сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.
Действительно, использование мультимедиа позволяет насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Его применение:
- делает уроки интересными;
- увлекательными;
- яркими;
- эмоционально насыщенными;
- позволяют уйти от рутинной работы;
- дают возможность индивидуализации образования;
- повышают мотивацию обучения;
- позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
- вступить в диалог с компьютерной программой;
- легко пользоваться справочным материалом;
- выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
- он повышает качество знаний;
- продвигает ребенка в общем развитии;
- помогает преодолевать трудности;
- вносит радость в жизнь ребёнка;
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Занятие №1
Тема: “Шиповые столярные соединения”
Цели: познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация слайд – презентации, практическая работа.
Ход занятия
I. Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть.
План занятия:
- Основные виды столярных соединений.
- Разметка и запиливание шипов и проушин.
- Долбление проушин и гнезд.
- Сборка шипового соединения.
1. Основные виды столярных соединений.
Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым – на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.
В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др. (Демонстрация слайда)
Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки (Демонстрация слайда). Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа, проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.
Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные (Демонстрация слайда). Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей (Демонстрация слайда). Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40 – 80 мм – двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм – тройными многократными.
2. Разметка и запиливание шипов и проушин.
Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На линию той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер (Демонстрация слайда). С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам (Демонстрация слайда). Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.
После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями (Демонстрация слайда), заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 – 60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.
Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки (Приложение) не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины (Демонстрация слайда). “щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой.
3. Сборка шипового соединения.
Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником (Демонстрация слайда). Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой.
Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.
Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами (Демонстрация слайда). Шиповые соединения после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках.
III. Практическая часть
Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка, клей, кисти, струбцины или тиски, шлифовальная шкурка.
Вводный инструктаж.
Задание .
Изготовить подрамник для картины с помощью вязки прямым сквозным шипом.
Правила техники безопасности.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывающих.
IV. Итоговая часть.
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал.
Уборка рабочих мест.