Цели:
- учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы;
- способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи, внимания, мышления;
- развивать навыки грамотного письма;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
(Слайд 1) Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
– О чём это стихотворение?
– Ребята, как называется наша страна? (Россия)
(На доске написано: Родина моя – Россия.)
– Прочитайте это предложение с гордостью за свою страну.
– Почему в предложении слово Россия написано с большой буквы?
– Сегодня на уроке мы будем учиться писать не только название нашей Родины, но и названия других стран, городов, деревень, улиц, рек.
Слайд 2 – Итак, тема нашего урока “Заглавная буква в географических названиях”.
III. Изучение нового материала.
– Какие слова пишутся с большой буквы?
– Из отрывков стихотворений выберите названия населенных пунктов, рек, озер. (работа в парах)
1. Где вьюги вихрятся под полозом нарт,
Как малый ребенок, припал Салехард
На Оби – материнской груди…(Л. Лапцуй)
2. “Где ты рожден?” -
Вы спросите меня,
А я открою в дальний год ворота,
Увижу наяву начало дня
И льдистый берег озера Ярото.(Л. Лапцуй)
3. Ой, могучая река Юрибей!
Ты мерцаешь, как свинец, подо мной.
Разлохмаченные космы твои
Ветер рвет своей расческой стальной.(Л. Лапцуй)
4. Речка Шум такая же, как прежде,
Кедры, строясь в бесконечный ряд,
Бросив небо на плечи небрежно,
Вдоль нее как будто бы скользят…(Р. Ругин)
5.В этот ясный день осенний
Мне тепло, как щедрый дар,
Шлёт мой друг, моё спасенье –
Речка тихая Питляр.(Р. Ругин)
6. На Оби опять путина,
Эй, рыбак, быстрей за дело!
Мчатся лодки на быстрины,
Как нацеленные стрелы.(Р. Ругин)
7. И прочь улетают печальные думы,
И множество светлых рождается дум
От песен любви, от весеннего шума
Над маленькой речкой по имени Шум!(Р. Ругин)
8. Еле-еле на карте достанешь рукой:
Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шантайкой – рекой
Разделенный на две стороны.(Р. Ругин)
9. Тише ты, Пур – река,
Скрученная, как трос!
Белые, как снега,
Пряди твоих волос.(Л. Ланцуй)
10. У самой Оби притупился поселок Се-Яха.
Его материнской грудью вскормила река.
Метели его осыпают игольчатым прахом,
Сияньем полярным прошиты над ним облака.(Л. Лапцуй)
11. И воцарялась над Уренгоем
Вновь тишина… и стояло время,
Как часовой над земным богатством.(Л. Лапцуй)
Проверка фронтальная (дети называют выбранные существительные, в конце этой работы учитель открывает слайд 3 со всеми словами: Салехард, Обь, Ярото, Юрибей, Шум, Питляр, Шайтанка, Ангальский мыс, Пур, Се-Яха, Уренгой)
– Проверьте, все ли вы назвали?
– Что называют эти имена собственные? (реки, озера, города)
– Сделайте вывод, как пишутся названия городов, сел, рек?
– Давайте сравним наш вывод с правилом.
(На слайде 4 – правило)
1. Выборочное списывание. (слайд 5)
– Ребята, как вы думаете, в какой столбик нужно записать словосочетание Ангальский мыс? (ответы детей)
– Слово “мыс” в словаре означает часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро. А слово “Ангальский” произошло от хантыйского слова “анкаль”, что в переводе означает идол, священное место, где проводились различные обряды.
– Где вы встречались с этим названием? Что в нашем городе так называют?
– Итак, в какой же столбик мы определим данное название?
1 вариант – выписывает названия городов, сел, деревень, улиц.
2 вариант – выписывает названия рек и озер.
Салехард | Обь |
Се-Яха | Ярото |
Ангальский мыс | Юрибей |
Уренгой | Шум |
Питляр | |
Шайтанка |
Сильным учащимся выполнить карточки.
В каждой строке найди лишнее слово и зачеркни его.
Волга, Обь, Енисей, Лабытнанги.
Харп, Ярото, Аксарка, Мужи.
Шайтанка, Салехард, Лабытнанги, Уренгой.
2. Составьте предложения из слов. (На слайде (6, 7, 8)картинка)
Мы живем в городе Салехарде.
Наша школа расположена на улице Титова.
Она большая и светлая.
3. Работа с учебником. Упражнение 36 стр. 22.
Выборочное письмо. Выписать предложения с именами собственными. Самостоятельное выполнение в рабочих тетрадях.
Взаимопроверка.
– Обменяйтесь тетрадями и отметьте ошибки, если они есть.
– Ребята, поднимите руки, у кого нет ошибок. МОЛОДЦЫ!
– А кто допустил ошибку при списывании. В чем ошиблись? Будьте внимательнее!
IV. Закрепление изученного.
Задание. Слова прикреплены к зрительным меткам. Соотнесите пары (столица – Москва, страна – Россия, город – Салехард, река – Обь, улица – Чубынина, поселок – Харп.)
– К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
– Какие слова пишутся с заглавной буквы?
V. Д.з.
упр. 38, стр. 24.VI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
– Что было уже знакомым?
– Какие задания были интересными?
– Вызвали ли какие-либо задания затруднения? В чём?
Самооценка.
Зелёный – высокий уровень (очень хорошо)
Синий – средний уровень (допускали иногда ошибки)
Красный – низкий уровень (я мало работал на уроке, мне еще нужно подучиться).