Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения детей по УДЕ. Одна из основных целей технологии – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Укрупненной дидактической единицей называют систему родственных единиц учебного материала, в которой симметрия, противопоставления, упорядоченные изменения компонентов учебной информации в совокупности благоприятствуют возникновению единой логико-пространственной структуры знания. Это определение в известной мере примыкает к определению понятия функциональной системы, данному известным физиологом академиком П.К.Анохиным: это совокупность не только взаимодействующих, но и взаимосодействующих компонентов, ориентированных на получение фокусированного полезного результата.
Знания, которыми учащиеся овладевают посредством системы укрупнения дидактических единиц, обладают качеством системности. Укрупненная дидактическая единица представляет собой «клеточку» учебного процесса, состоящего из логически различных элементов, обладающих информационной и структурной общностью, благодаря чему знания приобретают свойства устойчивости к сохранению в памяти и действенности (быстрого проявления) в многообразной учебной деятельности.
Обучение посредством УДЕ в психофизиологическом плане означает подключение резервных (подсознательных) механизмов переработки информации (мысленное манипулирование символами, изменение их порядка и т.п.)
Сущность УДЕ сводится, таким образом, к объединению знаний во времени или пространстве. Элементы знания, по традиции разведенные по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют целостный сплав структурно новых знаний.
УДЕ – это специфическое отображение в дидактике объективной тенденции всей современной науки и интеграции знаний, ведущей к углублению обобщения в познавательных процессах и способствующей освоению учащимися возрастающего объема информации за меньшее, чем прежде, время.
Сущность УДЕ сводится к утверждению преимуществ совместного усвоения на одном уроке (на одной лекции) контрастных знаний, то есть парных сочетаний вида: сложение - вычитание, интеграл – дифференциал, подлежащее – сказуемое. В математике это – совокупность взаимообратных задач (теорем, функций и т.п.)
Таким образом, технология УДЕ приводит к сокращению расхода учебного времени учителя в среднем на 20 процентов при одновременном повышении качества знаний учащихся в сравнении с обучением по общепринятым ныне программам и учебникам. В теоретическом плане эта система представляет открытие качественно нового явления в психологии обучающегося, а именно: при последовательном обучении по учебникам УДЕ в мышлении учащихся возникает особый алгоритм самонаращивания знаний.
Укрупненная дидактическая единица представляет «клеточку» учебного процесса, состоящую из логически различных элементов, обладающих информационной и структурной общностью, благодаря чему знания приобретают свойства устойчивости к сохранению в памяти и действенности (быстрого проявления) в многообразной учебной деятельности. Требованиям УДЕ удовлетворяют в математике взаимно – обратные действия (операции), функции, теоремы, задачи и вообще группы родственных понятий и суждений, образующие качественно определенную реальную целостность, единую систему знаний. Обладая информационной общностью, такие знания удобны для совместного и одновременного изучения на одних и тех же уроках (соответственно, изложения в пределах одной страницы учебника).
Обучая математике по технологии УДЕ в начальной школе, учитель создает базу для продолжения этой методической линии в старших классах. Благодаря УДЕ в начальной школе сама по себе решилась проблема преемственности между начальными и средними классами школы. Дело в том, что эффективные приемы обучения, освоенные в начальной школе в действиях над целыми числами, продолжают работать своими подсознательными механизмами и при изучении тех же действий и задач на множестве дробных чисел.
Методическая система УДЕ обладает достоинством преемственности и чем раньше начать применять элементы этой системы в младших классах, тем больше они будут способствовать развитию активного мышления школьников.
Положительные результаты УДЕ проявляются в последующие годы. Этот процесс еще более заметен, если приемы УДЕ будут использованы и учителями старших классов. Если, скажем, умение конструировать взаимно-обратные примеры и задачи ученика научили уже в I классе (2*5 = 10 —>• 10:2 = 5 —> 10 : 5 = 2), то ему гораздо легче постигать логику взаимно-обратных теорем (функций, преобразований) в старших классах. (2, С.32)
Первый способ укрупнения дидактических единиц - совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, сложение изучается вместе с вычитанием, умножение с делением, на одном уроке изучается периметр и площадь и т д.
Академик А. Маркушевич признал обоснованность предложения о необходимости слияния в школьных учебниках, излагаемых по традиции четырех тем (сложение, вычитание, умножение, деление)- в две укрупненные; « Сложение- вычитание», «Умножение- деление».
Чтобы получить наибольший эффект по технологии УДЕ, надо непрерывно и долго работать на ее основе.
Если на уроке учитель больше говорит сам и мало уделяет внимания рассуждениям школьников, то ослабляется поток информации в цепи учитель - ученик - учитель.
Одна из основных целей технологии - создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
Ребёнок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека свой первый учитель, и, как сказал Я. Коменский, все человечество проходит через первый класс. А перед учителем стоит труднейшая задача - поддержать интерес школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искорку познания.
Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. А желание учиться не пропадает только при одном условии - когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где вдохновение. Начало успеха школьника - уверенность ребёнка в том, что он его достигнет. Успех рождает вдохновение. Вспомним прекрасную строку известного поэта Давида Кугультинова: « Дайте, дайте первую удачу, пусть в себя поверит человек!"
В. Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «исподвольного» овладения знаниями, а учение - самый серьёзный и кропотливый труд ребёнка- должно быть радостным трудом.
Процесс обучения должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации. В тонкой сфере воспитания должна постоянно присутствовать «мыслительная деятельность - без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил» ( В. Сухомлинский).
В чём преимущества УДЕ?
- Сокращение учебного времени.
- Общее количество усваиваемой школьником информации возрастает.
- Усвоение его происходит всегда с опережением во времени при более
высоком качестве усвоения. - УДЕ открывает путь к раскрытию эмоций!
Несомненный плюс этой системы состоит в том, что через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного идёт активное повторение. А это - залог прочности знаний. Это - экономия времени, увеличение объёма подачи.
Технология УДЕ была рекомендована к применению в массовой школе президиумом АПН СССР уже в 1980 году, а затем удостоена премии Президента РФ в 1998 году.
В теории и практике технологии УДЕ существенную роль играют конкретные проявления некоторых биологических закономерностей, например: условного рефлекса, обратной связи, асимметрии мозга, матричности логических операций, аналогии процессов фило- и онтогенеза и т.п. Теория «условного рефлекса», отмеченная Нобелевской премией в 1904 году, является базой технологии УДЕ, классическим орудием, возникшим в недрах физиологии, то есть биологической науки. Эта теория нашла продолжение и развитие в последовавших исследованиях других ученых – физиологов-рефлексологов, добившихся высшего признания научного сообщества, а именно: Ч.Шеррингтона (одновременность изучения контрастных вопросов), П.К.Анохина (обратная связь), К.Лоренца (импринтинг). Учителя называют технологию УДЕ кратко как «метод обратной задачи», ведущий начало от открытия академиком П.К.Анохиным явления обратной афферентации в 1935 году. Эффективную методическую систему укрупнения дидактических единиц создал профессор П.М.Эрдниев. Она была высоко оценена известными педагогами Л.В.Занковым, А.С.Пчелко и др.
Система УДЕ реализована в виде альтернативных учебников математики для 1 – 4 классов и соответствующих методических разработок в помощь учителю.
Поставленная проблема способствовала выбору темы работы: «Эффективность освоения математических знаний в начальных классах посредством УДЕ».
Объект исследования – укрупненные дидактические единицы.
Предмет исследования – применение УДЕ в практике начальной школы на уроках математики.
Актуальность: в технологии УДЕ решается проблема преемственности обучения в начальной школе и в базовой девяти летке.
Гипотеза – применение УДЕ на уроках математики дает:
- взаимосвязанные понятия и операции совместно и одновременно;
- широкое использование метода обратных задач;
- применение деформированных упражнений;
- укрупнение исходных упражнений посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;
- одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах;
- развитие творческого мышления и воспитания любознательности учащихся;
- формирование умения и наблюдать и анализировать явления.
Цель исследования
- достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся;
- создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем математики, обеспечивающее единство и целостность.
Задачи исследования:
- Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Определить специфику работы учителя по методике УДЕ;
- Раскрыть использование технологии УДЕ в практике школы;
- Составить методические разработки по использованию методики УДЕ в учебном процессе начальной школы.
Практическая значимость. Методические рекомендации по использованию методики УДЕ в обучении и воспитании младших школьников могут быть использованы учителями начальных классов.
База исследования: Мастахская средняя школа наслега Мастах Кобяйского улуса. Исследованием охвачены дети в возрасте от 7 – 10 лет.
Структура исследования: доклад состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
В результате работы прослеживаем повышение уровней успеваемости и повышения качества знаний у младших школьников по математике.
Таким образом, работа доказала действенность, целесообразность и эффективность применения технологии УДЕ в начальной школы.