В начальной школе предмет “Окружающий мир” имеет особое значение в развитии младшего школьника. Он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Адресат. Учебная программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту II-го поколения.
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальной школы.Цели программы.
- Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир).
- Предмет “Окружающий мир” помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. (умение определять свое отношение к миру).
- Рассмотрение взаимоотношения человека и окружающего его мира с разных позиций.
- Систематизировать немалый жизненный опыт ученика первого класса для применения этого опыта при ориентации в мире, его непосредственно окружающем. Это дом (квартира), его жители (родители, бабушка и дедушка, брат и сестра), их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, двор, улица, город, неживые и живые природные богатства.
- Сформировать готовность к дальнейшему обучению и – более широко – вообще к непрерывному образованию.
- Вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
- Предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности.
- Сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.
- Научить на практике здоровьесберегающему образу жизни.
Характерной особенностью этой образовательной программы
является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по
максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта.
Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип
развития, принцип психологической комфортности).
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания
образования, принцип систематичности, принцип ориентированной функции
знаний, принцип овладения культурой).
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности,
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной
учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности
ученика, креативный принцип).
К концу первого года обучения в рамках курса
“Окружающий мир” ученик должен узнавать изученные объекты и явления
живой и неживой природы.
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки.
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков
или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы.
Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении
наблюдений и опытов.
Использовать естественно – научные тексты с целью поиска информации.
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой
информации.
Использовать готовые модели (глобус, карта, план).
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе.
Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека. Вся серия учебников начинается и заканчивается изучением
человека.
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил
безопасного поведения. Использовать знания о строении и функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащиеся познакомятся со способами изучения
природы и общества (с возможностями и использования фото и видеокамеры,
микрофона, цифрового микроскопа). готовить небольшие презентации по
результатам наблюдений и опытов.
Учащиеся научатся ставить опыты, проводить наблюдения (видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи).
Обсуждать в группах составление режима дня школьников.
Сравнить и различать оптимальные формы поведения во
взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями и взрослыми.
Приводить примеры различных ситуаций поведения в школе и других
общественных местах.
Моделировать ситуации поведения в школе, взаимоотношения со
взрослыми, сверстниками и обсуждать их.
Обсуждать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в
школе.
Различать направления движения предметов, используя полученную
информацию. Моделировать ситуацию правильного употребления слов.
Группировать окружающие предметы по их признакам.
Исследовать предметы окружающего мира.
Сравнивать и различать их в процессе группировки.
Описывать государственную символику страны.
Исследовать исторические достопримечательности Москвы.
Различать времена года по признакам.
Объяснять и оценивать связь между особенностями жизнедеятельности
растений и животных и временами года.
Измерять температуру воздуха используя соответствующие приборы.
Исследовать (по заданию учителя) необходимую информацию из
учебника и дополнительных источников знаний.
Рассказывать о семье.
Практическая работа: перечень обязанностей школьника в семье.
Моделировать (инценировать) в учебной игре оптимальные формы
поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ориентироваться в школьных помещениях, находить свой класс,
медицинский кабинет, физкультурный зал и т.п.
Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов
семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников
с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи,
престарелых и больных.
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя
дома.
Моделировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы
поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.
Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий).
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы),
характеризовать их отличительные свойства.
Измерять температуру воздуха используя соответствующие приборы.
Наблюдать во время экскурсии по своему городу (особенности пути
домой, безопасность в дороге домой).
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Оценивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя на
дорогах.
Моделировать путь от дома до школы с помощью условных
обозначений.
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Приводить примеры использования человеком богатств природы.
Приводить примеры веществ.
Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы.
Измерять температуру воздуха используя соответствующие приборы.
Наблюдать объекты и явления природы во время экскурсии “Времена
года в нашем крае”.
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по
признакам.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей
от природы.
Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.
Различать части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Характеризовать роль растений в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения,
характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы
характеризовать их отличительные свойства.
Характеризовать роль живых организмов в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать диких и домашних животных,
характеризовать их роль в жизни человека (на
примере своей местности).
Оценивать влияние современного человека на природу.
Характеризовать работу людей по сохранению природы.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в
ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать работу людей по сохранению природы
Рассказывать об известных природных объектах.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста,
национальности.
Извлекать информацию из конкретных примеров поведения в природе.
Состоит в том, что она, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и
системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с
другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и
воспитании личности.
Основные содержательные линии предмета “Окружающий мир” определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками “Человек и природа”, “Человек и общество”.
Виды, типы уроков и формы их организации.Используется фронтальная работа, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная форма организации урока.
Программа предусматривает проведение следующих видов занятий:
традиционных уроков, экскурсий, лабораторных работ, обобщающих уроков,
уроков-презентаций.
Два раза в год (в полугодие) оценка знаний
и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который
включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в
форме устного опроса, диктанта, проверочной работы на печатной основе.
Два раза в четверти для оценки знаний и умений учащихся проводить
контрольную работу.
Программа курса общим объемом 66 часов в год, (2 часа в неделю), в том числе экскурсии – 4. Изучается в течение всего года.
Библиографический список: для учащихся, для учителя.Для учащихся.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Я и мир вокруг: учебник для 1 класса. 2 ч. М.: Баласс, 2009.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” 1 класс М.: Баласс, 2008.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику “Окружающий мир” (“Я и мир вокруг”) для 1 класса М.: Баласс, 2008.
Для учителя.
- Вахрушев А.А. Методические рекомендации. Окружающий мир, 1-й класс.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 .10.09 г. № 373 “Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”.
- Общеобразовательная система “Школа 2100” htt://www.school 2100.ru