Цели:
- усвоение основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- развитие общей “грамматической логики” и умения видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность;
- воспитание уверенности в возможности безошибочного написания слов.
Многие учащиеся в начальной школе испытывают значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это связано с наличием двуязычия в школьном обучении и, следовательно, заставляет каждого педагога искать пути более доходчивого объяснения грамматических правил. В то же время у нас нет никаких сомнений в том, что характерную для многих детей тяжелейшую безграмотность можно преодолеть.
Для этого предлагаем следующие направления работы:
1. Предварительная систематизация имеющихся у учащихся ошибок с учётом их
причинной обусловленности и дифференцированный подход к их преодолению.
2. Стремление заинтересовать русским языком, выйти за пределы привычного
преподнесения грамматических правил, поскольку дети всегда легче запоминают
что-то необычное, нетрадиционное.
3. Обеспечение полностью понятного ребёнку объяснения каждого
грамматического правила, так как только при этом условии оно может быть в
дальнейшем сознательно применено на практике. Во многих случаях правила
заучиваются чисто формально, что исключает возможность их успешного
практического применения, а значит, приводит к ошибочному написанию слов.
4. Использование достаточного количества письменных упражнений для полной
автоматизации и навыка правильного написания слов на каждое из правил. Для
грамотного письма мало хорошего теоретического знания всех правил, необходим и
определённый автоматизм в их практическом применении.
5. Тренировка в быстром нахождении тех слов, к которым должно применяться
изучаемое правило. Это обеспечивается путём выполнения “конфликтных” заданий,
где одно и то же правило в похожих условиях то применяется, то нет.
Работая с детьми-билингвами можно заметить, что большой процент ошибок в письме учащихся приходится на неправильное употребление мягкого знака, а также на случаи его смешения с твёрдым знаком. Нередко эти трудности “закладываются” на начальном этапе обучения и в дальнейшем более усугубляются, поэтому на каждое правило нужно приводить большое количество конкретных примеров правильного написания слов.
Во-первых, это позволит убедить ребёнка в несомненности существования именно правила написания слов, поскольку он собственными глазами увидит, что очень многие слова пишутся однотипно.
Во-вторых, наличие множества конкретных примеров правильного написания слов будет способствовать развитию у ребёнка общей “грамматической логики” и приучит его видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность. Только таким путём можно овладеть грамматикой русского языка.
В-третьих, большие “столбики” слов, очень наглядно демонстрирующие каждое правило (чёткое выделение орфограмм, рассчитанное на непроизвольное зрительное запоминание) позволят не только лучше понять, но и прочно запечатлеть в памяти каждое из правил. У многих детей эти столбики будут в дальнейшем “стоять перед глазами”, обеспечивая, тем самым, правильность письма.
Обозначение мягкости согласных на письме изучается в первом классе. Чёткая дифференциация парных мягких и твёрдых согласных для овладевающего грамотой ребёнка очень важна, поскольку признак мягкости или твёрдости согласного звука играет в русском языке смыслоразличительную роль.
Основная задача обучения здесь заключается в том, чтобы ребёнок, уловив на слух мягкость звучания того или иного согласного звука, сумел передать эту мягкость на письме. А это не так просто.
Для того, чтобы убедить ребёнка в важности различения мягких и твёрдых согласных звуков и поупражнять его в таком различении, ниже приводится достаточно большое количество специально подобранных слов, где мягкость или твёрдость согласного звука имеет смыслоразличительную роль. При работе с этими словами надо просить ребёнка объяснять значение каждого слова из приведённой пары. Например: МЫЛО – это чем умываются, а МИЛА – это имя девочки.
Слуховая дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков
(Приложение1. Слайды 1–27)
Этап 1.
[Б] – [Б’] приБЫвает – приБИвает | [В] – [В’] ВОл – ВЁл заВОд – зоВЁт |
[Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка
|
[Л] – [Л’] угоЛ – угоЛЬ ЛУк – ЛЮк гаЛка – гаЛЬка |
[М] – [М’] МЫшка – МИшка МЫло – МИла |
[Н] – [Н’] НОс – НЁс баНка – баНЬка |
[П] – [П’] ПАльцы – ПЯльцы |
[Р] – [Р’] кРУг – кРЮк гоРка – гоРЬко |
[С] – [С’] оСЫ – оСИ
|
[Т] – [Т’] ТАпки – ТЯпки шесТ – шесТЬ |
В ходе всех этих упражнений ребёнок невольно будет очень внимательно прислушиваться к звучанию мягких и твёрдых согласных звуков, и стараться их различать. В дальнейшем нужно диктовать ему эти пары слов или составленные предложения с такими словами. Всё это привлечёт внимание ребёнка к необходимости обязательного обозначения мягкости согласных на письме и одновременно даст ему возможность поупражняться в таком обозначении.
Этап 2.
[Б] – [Б’] БЫть – БИть сБЫть – сБИть заБЫть – заБИть отБЫть – отБИть приБЫть – приБИть приБЫвший – приБИвший проБЫть – проБИть |
[В] – [В’] ВАл – ВЯл ВОз – ВЁз ВОл – ВЁл жиВОт – жиВЁт ВЫть-ВИть ВЫсок – ВИсок заВЫвать – заВИвать |
[Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка |
[З] – [З’] воЗЫ – воЗИ |
[Л] – [Л’] даЛ – даЛЬ стаЛ – стаЛЬ еЛ – еЛЬ меЛ – меЛЬ цеЛ – цеЛЬ угоЛ – угоЛЬ пыЛ – пыЛЬ быЛ – быЛЬ намыЛ – намыЛЬ гаЛка – гаЛЬка поЛка – поЛЬка воЛна – воЛЬна фЛАги – фЛЯги наЛОг – наЛЁг угоЛОк – угоЛЁк ЛУк – ЛЮк ЛЫс – ЛИс |
[М] – [М’] МАл – МЯл МАть – МЯть МОл – МЁл наМОк – наМЁк наМОтка – наМЁтка обМОтка – обМЁтка МЫл – МИл МЫло – МИла МЫшка – МИшка
|
[Н] – [Н’] коН – коНЬ троН – троНЬ баНка – баНЬка гНОм – гНЁм НОс – НЁс подНОс – подНЁс заНОс – заНЁс переНОс – переНЁс НЫть – НИть |
[П] – [П’] ПАльцы – ПЯльцы ПЫл – ПИл ПЫлить – ПИлить ПЫтать – ПИтать ПЫтаться – ПИтаться
|
[Р] – [Р’] жаР – жаРЬ хоР – хоРЬ удаР – удаРЬ гоРка – гоРЬко РАд – РЯд РОв – РЁв гРОзы – гРЁзы кРУг – кРЮк |
[С] – [С’] веС – веСЬ СОк – СЁк СУда – СЮда оСЫ – оСИ поСЫльный – поСИльный |
[Т] – [Т’] быТ – быТЬ браТ – браТЬ ТОк – ТЁк поТОк – поТЁк исТОк – исТЁк шесТ – шесТЬ жесТ – жесТЬ пусТ – пусТЬ ТАпки – ТЯпки ТОмный – ТЁмный поТОмки – поТЁмки просТЫть – просТИть |
|
Письменные упражнения лучше всего начать с записи под диктовку отдельных слогов с предварительным их проговариванием самим ребёнком. При этом ему нужно объяснить, что во время произнесения мягкого согласного звука средняя часть спинки языка сразу приподнимается к твёрдому нёбу (например, произнесите Т – ТЬ, Д – ДЬ, Н – НЬ, Л – ЛЬ и понаблюдайте за языком). Эта особенность артикуляции мягких согласных на первых порах может послужить ребёнку дополнительным ориентиром (наряду с различением мягких и твёрдых согласных на слух).
Слоги диктуются в неопределённом порядке, чтобы ученик не пытался их угадывать, ожидая “правильного чередования”. Каждый слог произносится неторопливо и отчётливо, что даёт учащемуся возможность хорошо вслушаться в его звучание (мягкая или твёрдая?) и вспомнить правила обозначения мягких согласных на письме.
Самое основное здесь – уже на самых первых порах не допускать ошибок на письме, а нужный темп постепенно придёт. Соблюдение этого условия обязательно и при работе с теми детьми, которые, обучаясь уже в старших классах, продолжают систематически допускать ошибки на употребление мягкого знака.
Диктуйте ребёнку такие, например, слоги:
АЛ, АЛ, АЛЬ, АЛЬ, АЛ, АЛЬ, АЛ;
УТЬ, УТЬ, УТ, УТЬ, УТ и т.п.
То же самое и со вторым способом обозначения мягкости:
ЛА, ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ, ЛА, ЛА, ЛЯ, ЛА;
СИ, СЫ, СЫ, СЫ, СИ, СИ и т.п.
При отсутствии ошибок в записываемых слогах можно перейти к записи отдельных слов с мягким знаком и без него (типа СОЛЬ, МЕЛ, СТОЛ, МОЛЬ, ЛАРЬ, ДВЕРЬ, ДВОР), а затем и слов с соответствующими гласными, обозначающими мягкость или твёрдость согласных (типа ЛОМ, ЛЁД, ЛЁВА, ЛОБ; ЛЯМКА, ЛАПА, ЛАМПА и т.п.). По-прежнему сохраняется неторопливый темп письма и проводится предварительный анализ каждого слова с точки зрения мягкости или твёрдости содержащихся в нём согласных звуков.
Когда ребёнок сможет без затруднений справляться с этими заданиями, начинайте постепенно переходить к записи целых фраз. Слова, требующие знания каких-либо грамматических правил, диктуются “подсказывающим” образом, чтобы не отвлекать на них внимание ребёнка. Например, в слове МЁД на конце чётко произносите [Д], а не [Т].
Приводим примерные предложения со словами, в которых мягкость или твёрдость согласных играет смыслоразличительную роль. Фразы можно диктовать детям или использовать для самостоятельной работы. Эти упражнения, помимо всего прочего, очень полезны для того, чтобы приучить ребёнка задумываться над словами и быть внимательным по отношению к каждой записываемой букве. Упражнения рассчитаны на усвоение детьми способов обозначения мягкости согласных, как при помощи мягкого знака, так и при помощи соответствующих гласных. (Приложение1. Слайды 28–35)
Все эти упражнения не затрагивают никаких грамматических правил и позволяют решить лишь одну задачу – задачу усвоения учеником основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме. Если ребёнок научится справляться с предлагаемыми здесь заданиями, то это значит, что он будет употреблять мягкий знак на письме уместно, то есть только там, где согласный звук действительно звучит мягко. При этом он будет понимать и саму необходимость различного обозначения на письме мягких и твёрдых согласных, что очень важно.