Особенности урока в системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Начальная школа – чудесная кладовая знаний, фундамент воспитания будущего человека. Чудес в педагогике не бывает, есть большая, трудная и бесконечно радостная работа – совершать вместе с учениками каждый день открытия, быть в поиске новых идей.

В условиях модернизации системы российского образования большая роль уделяется здоровью подрастающего человека, воспитанию нравственных, эстетических и других качеств личности, разностороннему развитию. Человек может быть успешным только

тогда, если умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко мыслить, добывать знания, уважает окружающих людей.

Осуществить эти задачи помогает обучение по системе Л.В.Занкова. Программа обучения построена как расчленение целого на многообразные формы и ступени.

Центральное место занимает работа по чёткому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности. Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения, устанавливают в чем вещи и явления схожи или различны, дифференцируют их свойства. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности и выделению разных сторон, свойств явлений, их чёткому речевому выражению. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональные и эмоциональные факты общения, личностно-ориентированные, информационно- коммуникативные технологии, проблемные, объяснительные и поисковые методы. Методика предполагает вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение мышления, воображения, памяти, речи.

Основным элементом учебного процесса остаётся урок. Моделируя его учитель ставит перед собой определённые задачи, которые будут решаться в процессе обучения. Приоритет в образовании отдаётся воспитанию, поэтому учитель на первое место ставит воспитательную цель, на второе - развивающую и на третье – обучающую. Продумывается оборудование урока, форма его организации (совместно-коллективная деятельность), выбираются методы и приёмы.

Структура учебной деятельности включает в себя три этапа:

1. Информационно-ориентировочный этап. (Введение ученика в конкретную учебную ситуацию, вызов интереса к знаниям, создание положительной мотивации, составление плана решения учебной задачи, выбор средств).

2. Операционно-исполнительский. Идёт работа по закреплению, полученных знаний.

3. Контрольно-коррекционный. Проверка полученных знаний, исправление ошибок, постановка задач на следующий урок.

На уроке должны формироваться три блока умений:

1. Наблюдение, сушание, чтение – информационно-ориентировочные умения.

2. Классификация, обобщение – операционно-исполнительские умения.

3. Самоконтроль и самооценка – контрольно-информационные умения.

Роль учителя на уроке – направлять деятельность детей.

Основные информационные качества урока:

- цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;

- полилог в классе основан на самостоятельной мыследеятельности детей;

- сотрудничество учителя и ученика.

Цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Она достигается следующими путями: создание проблемных ситуаций.

Например, урок русского языка, 3 класс.

Тема: Слова с непроизносимыми согласными.

Ученики читают слова: лиса, пчела, солнце.

- По какому признаку можно объединить слова в одну группу?

- Вы можете распределить слова в две группы? Учащиеся называют варианты. (В словах лиса и пчела, орфограмма “безударный гласный в корне”)

- Как доказать правильно и мы написали слова? Докажите.

- В двух словах есть орфограммы, а слове “ солнце” есть орфограмма?

- Произнесите про себя.

- Что можете сказать? (Приходят к выводу, что не произносится звук “Л”)

- Это орфограмма. Придумаем ей название.

- Какие ещё согласные играют с нами в прятки?

- А можно ли проверить непроизносимый согласный в корне?

- А как? (Учащиеся сами формулируют правило).

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности групповая и в парах.

Урок, окружающий мир, 3 класс.

Тема: Почва.

Организую 5 исследовательских групп. Учащиеся исследуют состав почвы:

1 группа – содержание воздуха.

2 группа - содержание воды.

3 группа – содержание перегноя.

4 группа – содержание песка, гравия, соли. (На экране появляется информация о составе почвы. Учащиеся сравнивают со своими результатами и делают вывод).

5 группа – творческая,обнаруживает в энциклопедии интересные факты и ставит

Проблемный вопрос “Как спасти почву?”.

Урок окружающий мир, 4 класс.

Тема: Свойство гранита и известняка.

Учащиеся работают в парах. Составляют таблицу свойств гранита и известняка, сравнивают свойства и использование человеком. План исследований даётся на доске.

Такая методика создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Учащиеся стимулируются к высказываниям, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, с помощью вопросов “Кто согласен?” и др. затем учащиеся сами приходят к правильному решению, делают вывод.

  • Оценка ставится не только за конечный результат, но и за процесс деятельности ученика на уроке.
  • Поощряется стремление находить свой способ решения, нахождение рациональных способов.
  • Использование разноуровневого дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее доступные для него вид и форму учебного содержания.
  • Особенностью уроков является: ход познания “от учеников”.

Преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают вывод, выявляют закономерности. Характер заданий побуждает к мыслительным действиям, планированию.

Фрагмент урока окружающий мир и ОБЖ.,2 класс.

Тема: Классы животных.

Цели:

1) Воспитывать бережное отношение к природе, познавательную активность, уважение к чужому мнению.

2) Бережное отношение к природе.

3) Развивать память, внимание, речь, коммуникативные навыки.

4) Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания.

Оборудование: учебник “ Мы и окружающий мир”, автор Н. Я. Дмитриева картинки животных, Красная книга Татарстана, энциклопедия “Что такое, кто такой?”.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок, начинаем мы урок!

2. Актуализация.

- В течение нескольких уроков мы говорили о царстве знаний растений.

- Что вы узнали?

- Проверим свои знания, ответив на вопросы теста.

1) Папоротник это растение у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов.

2) Водоросль это растение у которого нет корней, листьев, стебля.

3) Мох это еда северного оленя.

4) Лиственница - лиственное дерево.

5) Рябина, брусника, шиповник - дикорастущие растения. /Ученики на листочках пишут + или - / Взаимопроверка.

3. Изучение новой темы.

1) Сегодня отправляемся в царство животных.

Как вы думаете, делится ли царство животных на класс?

- Посмотрите на доску, разделите животных на группы.

- Как? Почему? /На доске появляется запись: внешний вид, питание, среда обитания/

2) Исследуем особенности каждого класса.

- Откройте учебник на стр. 151.

3) Работа в парах. / Пары 1 ряда исследуют класс моллюсков, 2 ряда – класс насекомых и паукообразных, 3 - класс рыб. 2 ученика работают с дополнительной литературой/

Отчёт учеников.

- Почему животные исчезают?

4. Итог. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что такое зоология?

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которое сопровождается эффектом неожиданности заданий, ориентированно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью со стороны учителя.

Урок окружающий мир и ОБЖ, 3 класс.

Тема: Животные степи.

На экран поецируется, изображение животных: медведь, лисица, белка, лягушка, суслик, дрофа….

Учащиеся доказывают, какие животные могут жить в степи и почему?

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяет каждому ученику проявить самостоятельность, изобретательность в способах работы.
  • Гибкая структура урока.

Учащиеся не только получают знания, но и учатся их добывать самостоятельно, совместно решая проблемы, используя справочную литературу, словари.

Контроль знаний учащихся организуется как творческая контрольная работа изложения и тестовые задания с применением компьютера.

Задания, даваемые учащимся имеют развивающий, творческий характер, даются на наиболее трудном уровне. Ученик, который не может пока справится с заданием, получает карточку с инструкцией или выбирает задание по своим силам.

Карточка 1

Прочитай слова. Подчеркни одушевлённые имена существительные.

Лес, окно, ребята, волк, рыба, трава.

Карточка 2

Прочитай слова. Подчеркни одушевлённые имена существительные.

Лес, окно, ребята, волк, рыба, трава.

Карточка 3

Придумай и запиши 5 неодушевлённых имён существительных.

В процессе обучения у учащихся формируется критическое мышление. Они умеют доказывать своё мнение, найти несколько путей решения проблемы, активно воспринимают информацию, умеют применять знания на практике, выслушивать мнение собеседника.

При анализе урока, внимание обращается не на деятельность учителя, а на данные характеристики ученика.