Цели.
Образовательные:
- формировать умение работать с текстом;
- совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
- сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
- умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
- обобщить сведения о тексте;
- дать определение текста;
- выявить основные признаки текста;
- вспомнить типы, стили речи.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли)
Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.и прийти к концу урока от анализа чужого текста к созданию собственного.
3. Терминологический диктант
Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
- Почему?
- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе.слайд.
У вас на столах распечатки.Вам следует ответиь на вопросы. (Слайд)
Это текст?
Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.
Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
(Работа в группах)
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)
Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст.
Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста.
На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями т.е. цельность, связность текста. (Композиция)
По какому принципу вы разделили на абзацы?
Что такое абзац? Слайд
Абзац:
1) красная строка, отступ в начале строки;
2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.
Обратимся к словарю.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.
Что такое микротема?
Запись в таблице признаки текста: абзац, микротема.
О чем этот текст? Какова его тема?
Вот тезисный конспект работы:
1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):
- Осень, сентябрь, денечек (время года).
- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).
- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).
- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
цветовая гамма
3. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.
4. Какие вы знаете стили речи? Слайд.Ответы учеников. Художественный стиль текста: доказательства.
- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть).
Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.
- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.
Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.
5. Тип речи – описание: доказательства:
- описан 1 факт (осень в тайге);
- этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).
Языковые приметы:
- слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. “бордоветь”), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой),
- синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением “одновременности”, бессоюзные сложные предложения со значением “перечисление одновременного”, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).
Посмотрим на свою таблицу “Признаки текста”. Перечислите их. Слайд появляются по очереди слова.
Насколько вы поняли новый материал, нам поможет.
Этап усвоения и закрепления нового материала
Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика).
Учитель | Ученик |
Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки |
+ - + - + + + + |
Проверим себя.
Сегодня мы обращались к тексту об осени, но окном зима, снег и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста. Приложение
Задание. Создать текст в указанном стиле и типе
Группа 1
Стиль – художественный. Тип речи – повествование. |
Текст, созданный учащимися Стоял солнечный денёк. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. Потом налетел ветер, закачал деревья. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу. |
Группа 2
Стиль – художественный. Тип речи – описание. |
Текст, созданный учащимися Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. Лес, одетый в кружевной наряд, кажется не мрачным, а торжественным. |
Группа 3
Стиль – научный. Тип речи – рассуждение (объяснение). |
Текст, созданный учащимися Вьюга – это сильный зимний ветер, который поднимает снег и кружит его в воздухе |
Группа 4
Стиль – деловой. Тип речи – рассуждение (воздействие). |
Текст, созданный учащимися Уважаемые жители таёжного посёлка! К нам приближается атмосферный фронт, который принесёт с собой сильный ветер и снегопад. Не совершайте дальние прогулки! Не подвергайте себя опасности. |
Зачитаем получившиеся тексты.
Выставление оценок.
Домашнее задание.