Подготовка к ГИА и ЕГЭ по теме "Текст. Признаки текста". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели.

Образовательные:

  • формировать умение работать с текстом;
  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
  • сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обобщить сведения о тексте;
  • дать определение текста;
  • выявить основные признаки текста;
  • вспомнить типы, стили речи.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.

- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли)

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.и прийти к концу урока от анализа чужого текста к созданию собственного.

3. Терминологический диктант

Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.

Перед вами кусочек  ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Почему?

-  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

 Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.  Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.

2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе.слайд.

У вас на столах распечатки.Вам следует ответиь на вопросы. (Слайд)

Это текст?

Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.

Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).

(Работа в группах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст.

Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста.

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

По какому принципу вы разделили на абзацы?

Что такое абзац? Слайд

Абзац:

1) красная строка, отступ в начале строки;

2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.

Обратимся к словарю.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.

Что такое микротема?

Запись в таблице признаки текста: абзац, микротема.

О чем этот текст? Какова его тема?

Вот тезисный конспект работы:

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные,  смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

- Осень, сентябрь, денечек (время года).

- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).

- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).

- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).

 

цветовая гамма

3. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.

4. Какие вы знаете стили речи? Слайд.Ответы учеников. Художественный стиль текста: доказательства.

- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть).

Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.

- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.

5. Тип речи – описание: доказательства:

- описан 1 факт (осень в тайге);

- этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).

Языковые приметы:

  • слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. “бордоветь”), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным,   была чистой, прошлась метлой),
  • синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением “одновременности”, бессоюзные сложные предложения со значением “перечисление одновременного”, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Посмотрим на свою таблицу “Признаки текста”. Перечислите их. Слайд появляются по очереди слова.

Насколько вы поняли новый материал, нам поможет.

Этап усвоения и закрепления нового материала

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика).

Учитель Ученик
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
+
-
+
-
+
+
+
+

Проверим себя.

Сегодня мы обращались к тексту об осени, но окном зима, снег и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста. Приложение

Задание. Создать текст в указанном стиле и типе

Группа 1

Стиль – художественный.

Тип речи – повествование.

Текст, созданный учащимися

Стоял солнечный денёк. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. Потом налетел ветер, закачал деревья. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу.

Группа 2

Стиль – художественный.

Тип речи – описание.

Текст, созданный учащимися

Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. Лес, одетый в кружевной наряд, кажется не мрачным, а торжественным.

Группа 3

Стиль – научный.

Тип речи – рассуждение (объяснение).

Текст, созданный учащимися

Вьюга – это сильный зимний ветер, который поднимает снег и кружит его в воздухе

Группа 4

Стиль – деловой.

Тип речи – рассуждение (воздействие).

Текст, созданный учащимися

Уважаемые жители таёжного посёлка! К нам приближается атмосферный фронт, который принесёт с собой сильный ветер и снегопад. Не совершайте дальние прогулки! Не подвергайте себя опасности.

Зачитаем получившиеся тексты.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Презентация