ЦЕЛИ УРОКИ:
Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы – плодородие.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность.
Оборудование: иллюстрации “ Облик Земли в разные периоды ее жизни”, репродукции: “Голые скалы”, “Горы, заросшие растениями”, “Поле засеянной пшеницей”; компьютер, экран; на каждой парте образцы почв, стаканы водой, бумажные салфетки, стебельки растений, тест, учебник.
Ход урока
“Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя нос
У щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие
У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие
Я друг, ты друг
Если тебе будет трудно, я тебе помогу” (учащиеся поворачиваются друг другу проговаривая слова друг другу, дотрагиваются до носа, до щек ,губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине и говорят: Я тебе помогу!) (Такой аутотренинг дает положительный настрой на весь урок)
– Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать
1. Постановка цели урока.
Мы сегодня на уроке откроем большую тайну.
– Нам сегодня принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней?
Что это?
Уч-ся. Земля.
– А почему ее положили в разные мешочки?
Уч-ся. Она отличается светом.
Учитель. Земля кормилица, земля поилица, родная мать земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу землю. Кто из вас не видел ее, не трогал, не переворачивал ее пласты при посадке деревьев, кустарников и других растений.
Посмотрите на портрет. Этот человек впервые дал определение почвы, как плодородного слоя Земли, созданного под воздействием всех компонентов природы. Это В. В. Докучаев. Он много путешествовал по России и собрал тысячи проб почвы (у нас вы видите только 2вида почв)
Прежде повести рассказ о почве, давайте вспомним историю.
– Как вы думаете когда человек начал обрабатывать землю и выращивать растения? (ответы уч-ся)
– Очень давно, около 8 тысяч лет тому назад. Это подтверждают археологи, которые находят в раскопках зерна пшеницы, льна, ржи.
2. Новая тема.
Как вы думаете, всегда ли была почва? (ответы уч-ся)
Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
– Земля безжизненная, каменистая.
А на этой иллюстрации Земля современного природного облика.
– Почему изменился облик Земли? (ответы уч-ся)
– Она создалась под воздействием всех компонентов природы.
– А какие компоненты природы вы знаете?
– Вот под воздействием воды, ветра, жары, холода горные породы разрушались, в них поселились микробы и растения. Вот так и началась история почвы.
– Так из чего же состоит почва?
– Чтобы ответить на этот вопрос нам надо проделать ряд опытов.
3. Лабораторно-практическая работа.
1. Инструктаж по технике безопасности при работе.
2. Проведение опытов (по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.
Состав |
Свойства |
Опыт № 1.
Цель: определение состава почвы.
- Положи мерную ложку почвы на предметное стекло.
- Разровняй слой почвы на стекле лабораторной палочкой.
- Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).
- Рассмотри под микроскопом её состав.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 2.
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
- Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы.
- Брось её в стакан с водой.
- Размешай палочкой.
- Дай отстояться.
- Наблюдай за осадком.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 3.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
- Зачерпни мерную ложку почвы.
- Брось её в стакан с водой.
- Наблюдай, что происходит.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 4*.
Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.
- Внимательно проследи за действиями учителя. Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 5*
Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.
- Внимательно проследи за действиями учителя. Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах). Взять сухой лист березы, хвоинки сосны и остатки насекомых, положить в железную баночку и поставить на огонь. (Такой же неприятный запах).
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
- Прочитай в учебнике, что такое перегной.
Опыт № 6*.
Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.
- Прочитай, что такое минеральные соли.
- Внимательно проследи за действиями учителя. (Выпаривание) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнем.
- делай вывод. Запиши его в таблицу.
Состав |
Свойства |
Песок Глина Воздух Вода Остатки растений, мелких животных Перегной (главная часть почвы) Минеральные соли |
– Вот мы с вами определили: из чего состоит почва.
– А сейчас узнаем еще одно свойство почвы.
– Вы знаете, что после дождя почва быстро просыхает. Влага, выпавшая на землю, впитывается почвой и уходит вниз. Вода хорошо усваивается корнями растений, и они нормально развиваются. Но бывает, что в течение несколько недель нет дождей, а растения по-прежнему растут и не увядают. Оказывается, вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх.
– Посмотрите опыт.
– возьмем сито, и насыплем в нее сухую почву, поместим в тарелку с водой. Через некоторое время мы увидим, что почва стала влажной до самого верха. Это вода из посуды поднялась вверх и смочила весь слой почвы.
– А сейчас наполним сито камешками и также поставим на тарелку с водой. Сколько бы мы с вами не ждали, камешки, находящиеся сверху, так и останутся сухими. Намокнут лишь те, которые находятся на дне емкости.
– Оказывается у почвы есть капилляры по которым может подняться вода на вверх и это у почвы называется – влагопроницаемостью.
– Как вы думаете это хорошее свойство почвы? (ответы уч-ся)
– Да, но не всегда, поднявшись на поверхность вода может и испариться и почва высохнет.
– Что для этого надо сделать, чтобы этого не произошло?(рыхлить почву)
Рыхление почвы называют сухим поливым.
– Сколько нового узнали мы на уроке.
– Что еще мы не узнали?
– Почему у нас почва имеет разную окраску?
– Первом мешочке она темная, а во втором мешочке серая.
– А про это вам расскажут ваши товарищи, которые подготовились заранее.
– Сообщение учащихся.
– Когда говорят о плодородии почвы, то прежде всего имеют в виду ее верхний слой, который бывает более темного цвета. В нем располагается большая часть корней растений. На его поверхность также опадают отмершие листья и стебли. Все это истлевает, образуется перегной, который перемешается с глиной, песком и окрашивает почву в темный цвет. Это почва взята с поля, где растет пшеница.(иллюстрация поля пшеницы)
– Ученик. А это почва взята с хвойного леса. В густых хвойных лесах грунт слабо прогревается солнцем, медленно разлагается опавшая хвоя, талые воды промывают почвы, вынося перегной, окраска их становится пепельно-серой, как у золы. Перегноя в этих почвах очень мало.
– Сейчас поняли, почему почва имеет разную окраску? (ответы уч-ся)
5.Работа с учебником.
а) Как человек борется с разрушением почвы?
б) Какой вред приносят пыльные бури?
– Итог урока.
Выполните тест
Верхний плодородный слой земли – это …
а) глина
б) почва
в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегноя
б) удобрений
в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и
животные
б) растения и животные
в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак
б) водопроницаемость
в) плодородие
5. Чернозем – это …
а) наиболее плодородная почва
б) почва, содержащая песок
в) неплодородная почва
6. Белые пятна на поверхности почвы – это …
а) соль
б) солончак
в) чернозем
7. Человеку в борьбе с разрушением почвы помогает …
а) удобрение
б) животные
в) растительность
8. Какой вред приносят пыльные бури?
а) уносят плодородный слой земли
б) уничтожают растительность
в) уменьшают численность животных
9. Для чего нужны зимой в поле трактора с плугами?
а) защищают почву от размывания
б) сеют озимые
в) препятствуют выдуванию снега с полей
10. Для чего удобряют землю?
а) для получения стабильных урожаев
б) для сохранения почвы от выдувания
в) для увеличения влажности
Домашнее задание: Написать сочинение: “ Какую опасность представляет загрязненная почва для растений, животных и человека”
Нарисовать места, где происходит загрязнение почвы.(Свалка, заброшенный карьер, добыча полезных ископаемых, овраг и тд).
– А сейчас посмотрим фильм о почве.
– Что нового узнали?
– Спасибо за урок.