Цели и задачи:
- Обобщить знания детей по сказкам А.С. Пушкина.
- Учить и понимать прочитанный текст, развивать речь и кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к сказкам, доброту , отзывчивость.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина.
- Картина “У лукоморья.”
- Детские рисунки к сказкам.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Грамзапись.
- Зеркало.
- Предметная картинка “Золотая рыбка”.
- Свечи.
- Выставка книг
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них”. - Выставка детских поделок.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения. (Тихая музыка.)
Ваш милый образ снится мне,
С пером, с бумагой при луне.
Все ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт,
Он гений, в этом спору нет.
– Как вы, думаете, ребята, кому посвящены эти строки? (Учитель зажигает
свечи, подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве А.С.Пушкина.)
– Ребята, мы сегодня с вами совершим волшебное путешествие по Пушкинскому
Лукоморью.
Я предлагаю заглянуть в чудесный, необыкновенный мир сказочных образов А.С.
Пушкина.
На дверях висит замок, для того, чтобы его открыть, необходимо вспомнить и
назвать сказки, которые написал А.С.Пушкин. (Дети называют сказки.)
На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб золочёный,
На столе – бык печёный
Садись – кушай,
Мою сказочку слушай
Сказка начинается,
Двери открываются.
– Двери открываются, и встречает нас Лукоморье, сказочная страна, созданная Пушкиным. Если заглянуть в “ Словарь русского языка” Сергея Ивановича Ожегова, то прочитаем, что лукоморье – это морской залив.
Главный хозяин этой страны – кот ученый, он приготовил вам первое задание.
Составить как можно больше слов, используя буквы красивого слова ЛУКОМОРЬЕ.
(Лук, море, ком, кол, око, укол, рок, лом.)
(Ученик читает стихотворение.)
Любимому поэту.
Листая томик Пушкина,
Ищу его портрет
Вот здесь совсем он маленький,
Одних со мною лет.
С волнением и грустью
Смотрю я на портрет,
Понять мне очень хочется:
Какой же в нем секрет?
Секрет простой у Пушкина:
С рождения он – поэт!
– А теперь вспомните “ Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”.
Работа по содержанию сказки.
– Только ли за красоту уважали и любили молодую царевну? (За доброту,
кроткий нрав.)
– А какой была царица? (Злой, завистливой.)
– А какое ее основное занятие? (Глядеться в зеркало.)
– Свет, мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее.
– Знаете ли вы, что возраст самых древних зеркал – около пяти тысяч лет? Это были, как правило золотые и бронзовые диски, тщательно отполированные с одной и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к диску приделывалась ручка.
Задание:
Обыгрывание ситуации: вам нужно с зеркальцем исполнить роль царицы.
– Сегодня у нас необычный урок, сказочный и к нам на урок приплыла золотая рыбка.
Вспомните из каких сказок эти слова.
А) “Дурачина ты, простофиля!
Не сумел ты взять выкупа с рыбки!
Взял бы с неё корыто,
Наше – то совсем прохудилось”Б) “… Жизнь, моя!
В чём скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Сказка… Какое красивое слово. Кажется, слово само светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как волшебство тройки, уносящей нас в удивительный мир приключений и чудес.
Пушкин сам очень любил сказки, просил нянюшку рассказывать их ещё и ещё. Сюжеты народных сказок послужили ему для написания своих сказок.
Задание:
Прочитать наизусть любой отрывок из сказки А.С.Пушкина.
Физкультминутка.
Кот учёный, кот мурлыка
Учит деток танцевать (наклоны)
Левой ножкой,
Правой ножкой,
Раз, два, три, четыре. Пять.
(Звучит запись) отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”.
– Каких героев собрал у Лукоморья поэт?
Чтение по “ цепочке”
– Кого из героев запомнили?
– Ребята, а сейчас проведем викторину по сказкам нашего любимого поэта А.С.
Пушкина. Начнем с разминки.
– Где родился А.С Пушкин? (в Москве.)
– Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
– От кого маленький Саша узнавал русские народные сказки? (От няни Арины
Родионовны.)
– Сколько всего сказок написал великий поэт? (5)
– Назовите эти сказки. (“ Сказка о царе Салтане”, “ Сказка о рыбаке и рыбке”,
“ Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “ Сказка о золотом петушке”, “
Сказка о попе и работнике его Балде”.)
Узнай сказку по словам.
- Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер. свадьба. (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.)
- Откуп, дурачина, изба, терем, царица. Корыто. (“Сказка о рыбаке и рыбке”.)
- Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата. (“Сказка о попе и работнике его балде”.)
- Рать, воевода, мудрец, шахтер, звездочет, петушок. (“Сказка о золотом петушке”.)
- Окошко, царь. Сёстры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. (“Сказка о царе Салтане”.)
Узнай эти строки.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке ровно…Свет мой, зеркальце! Скажи..
Да всю правду доложи:…
Что лежит в бочке?
- Выгнут рыжий хвост дугой…
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, остроглазый,
По деревьям любит лазать.
(Белка.) - Горшок маленький,
Кашка сладенькая.
Горшочек не разбить –
И кашки не добыть.
(Орех.) - На голове сверкает,
Царствовать заставляет.
(Корона.) - Сидит богатырь на коне.
Колпак чугунный на голове,
Конь под богатырем,
Голова под колпаком.
Что это за колпак?
(Шлем.)
3. Итог урока.