Цели урока: помочь ребятам вывести алгоритм определения типа склонения у имен существительных в косвенных падежах; совершенствовать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); развивать интеллектуальные возможности учащихся; совершенствовать речевую деятельность.
Тип урока – урок формирования новых знаний и умений.
Ход урока
I. Постановка целей и задач урока
– Какую тему начали изучать на прошлых уроках?
– Над чем будем работать сегодня?
– Чему еще учимся на уроках русского языка?
– Итак, сегодня на уроке: Будем учиться определять склонение у существительных. Но, у каких существительных, я думаю, вы это сможете назвать сами в течение урока.
– Я прошу вас: не ленитесь думать, рассуждать, отвечать. Помните, любознательных, активных и внимательных на уроке ждет УСПЕХ (слово на карточке)
II. Интеллектуальная разминка
1 этап. Теоретический
“Это верно или нет”.
– Склонение это изменение существительных по родам. (Нет.)
– При изменении имен существительных по падежам получаются однокоренные слова. (Нет.)
– Подлежащее в предложении всегда стоит в начальной форме. (Да)
– Винительный падеж является начальной формой имен существительных. (Нет)
– Склонение имен существительных определяется по роду и окончанию в дательном падеже. (Нет.)
– Существительные одного и того же рода не могут относиться к разным склонениям. (Могут.)
2этап. Каллиграфический.
– Слушаем шифр нашей минутки чистописания: первая буква в слове успех. Она имеет согласный, глухой, парный, мягкий звук (успех). Вторая буква это окончание существительного успех во множественном числе (успехи). Третья буква является суффиксом в прилагательном мужского рода, образованном от слова успех (успешный).
– Итак, запишем сочетания букв: ипн, инп, нип, пин.
3 этап. Словарно-орфографический
– Попробуйте назвать новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Для этого спишите слова, вставляя и объясняя пропущенные орфограммы:
Шу.ка, сн.жок, про.ьба, см.шил, праз.ник, з.бежали.
– Какое слово зашифровано? (БЕСЕДА).
– Как вы понимаете значение этого слова? Беседа – разговор, обмен информацией. Запишите это слово, определите склонение. Как определить склонение?
– Прочитайте пословицы.
В умной беседе быть – ума прикупить.
Жить в соседях – быть в беседах.
Без соли, без хлеба худая беседа.
III. Изучение нового материала
– Найдите пословицу, в которой нет глаголов. Запишем её, определим склонение существительных.
? ? 1 скл.
Без соли, без хлеба худая беседа. (На доске с комментированием)
– Вспомните правило. Какие существительные относятся к 1скл, 2скл, 3скл?
– В каком падеже определяем склонение существительных? А эти существительные в каком падеже стоят?
– Итак, кто уже понял, у каких существительных будем учиться определять склонение?
Тема урока: Определение склонения у существительных в косвенных падежах.
– Как же определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже? Попробуем составить алгоритм.
– Определите склонение:
заяц, у лисы, к медведю, с козой, на лошади, на лошадке, без змеи.
IV. Первичное закрепление
Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки.
– Найдите основу предложения, укажите связь слов в предложении. О чём текст в упражнении? Скоро мы будем писать сочинение “Волшебница–зима”.
V. Самостоятельная работа
– Поработаем со словариком “снежных слов”.
– Какое задание можно выполнить с данными словами?
– Найдите и выпишите существительные в косвенной форме, определите у них склонение.
После вьюги, метель, от мороза, буран, пороша, на снегу, позёмка, стужа, к снеговику, с лыжником, на холоде (взаимопроверка в парах).
– Кто справился без ошибок? Какие слова, вы можете сами назвать по данной теме? (Снегопад.) Разберем эти слова по составу.
VI. Творческое задание.
– Составить текст – описание “Зима в лесу”. Можете использовать слова для справок.
Составление мини-текста.
Проверка.