Данная презентация используется учащимися при подготовке к уроку, а затем демонстрируется на уроке в конкурсе “Дальше, дальше…”, что позволяет эффективно подготовиться к уроку-зачёту в форме игры.
В презентации даны не только вопросы, но и ответы на них, поэтому учащийся имеет возможность проверить правильность своего решения. В презентации 26 вопросов по теме “Строение атома. Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева” разной степени сложности, что позволяет во время игры заработать баллы для команды и слабым ученикам.
Урок, в котором используется презентация, является обобщающим и итоговым по теме “Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома” (химия 8 класс)
Урок проводится в форме игры, что значительно снимает напряжённую обстановку обобщающего урока, развивает у учащихся ответственность, взаимовыручку и взаимное уважение, коллективизм, коммуникативные навыки, организованность. Позволяет учителю оценить степень подготовленности учащихся и устранить пробелы в их знаниях.
Цель урока:
Проверить знания учащихся по теме “Строении атома. Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева”.
Задачи:
- Закрепить и обобщить знания учащихся о строении атома и Периодическом законе.
- Устранить пробелы в знаниях учащихся, если таковые имеются.
- Продолжить формирование умений рассуждать, делать выводы и обобщения.
- Продолжить формирование умений учащихся работать в группах.
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
Метод обучения:
Словесный и сопутствующий ему наглядный.
Тип урока:
Нетрадиционный: урок-игра.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, кроссворды, изображённые на ватманах, мел, карточки с названиями химических элементов, зачётные листы для каждой команды.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Игра-соревнование.
Конкурс капитанов.
Разгадай кроссворд.
Дальше, дальше...
Изобразите атом.
III. Подведение итогов, награждение.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Сегодня мы с вами поиграем в игру, целью которой будет повторить и обобщить изученный нами материал по теме “Строение атома. Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева”. Вам необходимо разделиться на две команды, придумать название, девиз и выбрать капитана. Выиграет та команда, которая наберёт большее количество баллов. Удачи!
Приветствие команд.
II. Игра-соревнование.
Конкурс капитанов.
Используя только 11 букв, которые входят в название элемента номер 91 в периодической системе Д.И.Менделеева, составьте как можно больше названий других химических элементов.
Р.S. Предложив 6 названий, вы получите максимальный балл. Не ищите более шести названий
Ответ: (Актиний,№89,(1балл).Торий,№90(1балл).Натрий,№11(1балл).Титан,№22(1балл).Криптон,№36 (1балл).Иттрий,№39( (1балл))
Музыкальная пауза (подведение итогов жюри (в состав жюри могут входить родители, учителя химии и физики, старшеклассники)).
Разгадай кроссворд. Командам предлагается разгадать по одному кроссворду (все кроссворды одинаковые), за каждый правильный ответ 1балл.
По горизонтали: 2. Нейтральная частица, которая состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов. 5. Число, указывающее место химического элемента в Периодической системе. 7. Число протонов в ядре атома магния. 8. Положительно заряженная частица в ядре атома химического элемента. 10. Элемент, атом которого содержит 17 электронов. 12. Частица в ядре. 13. Число энергетических уровней в атоме азота. 14. Горизонтальный ряд Периодической системы.
По вертикали: 1. Название модели атома, которая была создана Резерфордом. 3. Пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение электрона. 4. Отрицательно заряженная частица в ядре атома химического элемента. 6. Положительно заряженная центральная часть атома. 9. 3517Cl, 3717Cl. 11. Наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами.
Ответы.
По горизонтали: 2. Атом. 5. Номер. 7. Двенадцать. 8.
Протон. 10.хлор. 12. Нейтрон. 13. Два. 14. Период.
По вертикали: 1. Планетарная. 3. Орбиталь. 4.
Электрон. 6. Ядро. 9. Изотопы. 11. Молекула.
Музыкальная пауза (подведение итогов жюри).
Дальше, дальше...
В данном конкурсе необходимо вместо пропусков в предложениях вставить слова. Начинает команда, имеющая на данный момент меньшее количество балов, если участники команды не могут справиться с заданием, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Презентация.
Музыкальная пауза (подведение итогов жюри).
Изобразите атом.
В данном конкурсе вам необходимо изобразить строение атома с помощью своих тел. (Команды получают мел и карточку, на которой стоит название химического элемента).
Участники каждой команды чертят мелом на полу ядро, энергетические уровни и располагаются так, чтобы их число соответствовало количеству протонов, нейтронов и электронов, заданного химического элемента).
Жюри оцениваются правильность, быстрота и слаженность действий команды. Максимальная оценка 3 балла.
III. Подведение итогов, награждение всех участников игры медальками, свидетельствами “Знаток атома и Периодического закона” и сладкими призами, а отдельных участников за активность и смекалку.
“Зачёт” и оценку “пять” в журнал получают участники выигравшей команды, остальные получают “Зачёт” и оценку “четыре”
IV. Домашнее задание.
Составить пять тестовых вопроса с четырьмя вариантами ответов на тему сегодняшнего урока, оформить их в электронном виде.
Наша игра подошла к своему логическому завершению. Спасибо всем участникам и жюри!