Великое русское слово. Чередование согласных в корне. Наблюдение за словами с омонимичными корнями. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Отрабатывать универсальные учебные действия:

предметные — формировать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень, развивать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами;

межпредметные – учить работать с толковыми словарями,

личностные — развивать умение работать в группе и в паре.

  • Осуществлять дифференцированный подход в обучении.
  • Учить анализировать свою работу и находить ошибки.
  • Расширять кругозор и лексический запас учащихся.
  • Будить творческую инициативу учащихся.
  • Формировать и развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Оборудование:
1. Строки из стихотворения А. С. Пушкина на плакате.
2. Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского 3. Портреты О. Н. Трубачева и В. И. Даля
4. Набор слов из № 74
5. Учебник по русскому языку Н. В. Нечаевой II класс (1-4).
6. Напечатанные слова: друг, подруга. друзья, дружить, дружба, дружеский

Ход урока

I. "Вхождение" в тему урока.

Учитель. Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу. (Звучит музыка П. И. Чайковского.)

Учитель. Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина.

(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.)

На доске: О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
А. С. Пушкин.

Учитель. Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)

Учитель. Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Как наш земляк академик, исследователь русского языка Олег Николаевич Трубачев.

Учитель демонстрирует портрет.

Учитель. Исследуйте это предложение и объясните орфограммы, которые встретились в этом тексте

(Чу – пиши с гласной у, Ши – пиши с гласной и, Ь – показатель мягкости. Разделительный ь. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.)

Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их.

Учитель. Все ли слова в тексте вам понятны? Значения всех слов вам известны?

(Просвещенья, парадоксов, гений.)

Учитель. Что поможет нам узнать значение этих слов?

(Толковый словарь В. И. Даля)

Учитель. В школьной библиотеке есть несколько видов толкового словаря. Я предлагаю вам воспользоваться "Толковым словарём" В. И. Даля величайшего исследователя и хранителя языка РУССКОГО.

Показывается портрет В. И. Даля

Учитель. Выясним значения этих слов.

Учитель читает по словарю слова:

Учитель. Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта; парадокс (греч. "неожиданный, странный") – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу; просвещенье – распространение знаний, образование.

II. Постановка проблемы

Так что же ждет нас сегодня на уроке?

(Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке)

Учитель. Да, не только открытия, но и чудеса. Как вы думаете, над чем нам сегодня предстоит работать, если вспомним какую большую тему мы начали изучать?

(Мы будем работать над родственными словами, продолжим их изучение).

III. Открытие новых знаний

Учитель. Родственные слова скрывают много тайн, и одну из них предстоит нам сегодня раскрыть.

Итак… Подберите и запишите родственные слова к слову друг. Выделите корень.

(Все работают в тетради по русскому языку).

Учитель. Какие слова вы записали? А у меня получились такие слова: друг, подруга, друзья, дружить, дружба, дружеский

(Дети проверяют и дописывают слова)

Учитель. Легко ли было выполнить то задание? Что заметили? Какая проблема возникла?

(Было трудно выделить корень. Корни не совсем одинаковые, а слова родственные, т. к. близкие по смыслу. Чередование)

Учитель. Какой вывод мы можем сделать?

(У родственных слов в корнях встречается чередование)

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего нам надо уметь подбирать родственные слова? Зачем нам это нужно?

(Надо уметь подбирать родственные слова, для того чтобы грамотно писать.)

Учитель. Как много вы знаете, а можете вы сказать, что умеете легко определить пары родственных слов среди других пар?

Проведем еще одно исследование.

Для этого будете работать в парах, ведь один ум хорошо, а два – лучше. Друг всегда поможет. Перед вами лежат карточки с парами слов. Исследуйте слова и подчеркните только пары родственных слов. Интересно, кто из вас, какая пара окажется самой внимательной и самой дружной.

На доске эти же пары слов из упр. № 74

Пруд – прутик луг – лужок пух – пушка пруд – запруженный

луг – луковый пух – пушинка

Учитель. Какие пары подчеркнули? Докажите. Выделите корень, что заметили? Почему оставшиеся пары не являются родственными словами?

Какой существенный признак родственных слов здесь не соблюдается?

Так что же надо знать о родственных словах?

Физминутка для глаз.

Учитель. Только что вы определили, для чего необходимо уметь подбирать родственные слова, но для этого необходим хороший словарный запас. Я предлагаю проверить какой он у вас. Задание такое: подобрать и записать как можно больше родственных слов к слову – записанному на карточке. Выполнять задание вы будете в группах.

Раздаются карточки со словами: книга, жизнь, Родина, на выполнение задания дается 3-5 мин.

Учитель. Проверим вашу работу. Договоритесь, кто из вас будет читать слова, а кто записывать их на доске.

План ответа:

– Что объединяет эти слова? Какие различия между ними?

Что обозначает каждое слово:

– предмет;

– признак предмета

– действие предмета?

Учитель. Посмотрите, как много родственных слов вам известно! Какое задание с этими словами можно предложить одноклассникам.

Составьте и запишите предложения, используя эти слова.

(Надо много читать, чтобы много о Родине знать.)

Рефлексия.

Учитель. Какие открытия сделали сегодня на уроке?

Какое задание было самым лёгким?

Какое задание было самым трудным?

В каких источниках (где) можно найти информацию о родственных словах?

О чем хотелось поделиться с родителями?

Д/З

Рабочая тетрадь № 8 Дифференцированное задание.

1) Выполнить только пункт №1
2) Выполнить задание полностью
3) Творческое задание “Что мы можем сделать, чтобы сберечь родной русский язык”.

Оценка работы.

Оцените свою работу на уроке с помощью наших обозначений.
Оценка работы обучающихся одноклассниками.
Оценка работы обучающихся учителем.

приложение 1.doc

приложение 2.jpg