Цели урока.
Обучающие: закрепить навык решения задач на проценты различного типа, познакомить учеников с методами решения задач на проценты повышенной сложности.
Развивающие: развитие кругозора, мышления, внимания, памяти, навыков само- и взаимоконтроля.
Воспитательные: воспитание гордости за свою школу, интереса к изучению предмета, умения работать в парах, в группе.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Мотивация учащихся:
Сегодня на уроке мы повторим методы решения всех типов задач на проценты, познакомимся с более сложными, олимпиадными задачами на проценты. Задачи на проценты мы будем решать и в старших классах, такие задачи входят в материалы итоговой аттестации учащихся 9 класса, а на олимпиадах по математике задачи на проценты могут быть предложены в любом классе. Поэтому умение решать такие задачи вам пригодится в дальнейшем изучении математики. На уроке мы будем решать задачи и устно, и письменно, будем составлять задачи по статистическим материалам нашей школы, и вы узнаете много нового о своей школе, будем разбираться в решении сложных задач на проценты. Работать будем фронтально, по рядам, в парах и в группах.
II. Работа устно (2 мин.)
Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
- Выразить в виде дроби: 1%; 13%; 89%; 7%; 3,5%; 112%; 16,7%.
- Представить в виде процентов: 0,45; 0,03; 0,54; 0,125; 0,785; 1,5; 3,15.
- Найти: 1% от 45; 2% от 50; 15% от 300; 9% от 150; 50% от 250;
- Найти число х, если: 1% от х равен 2; 5% от х равно 12; 20% от х равно 17.
- Сколько % составляет число 5 от 100; 25 от 200; 40 от 80?
III. Работа в парах (3 мин.)
Проводится блиц-опрос по правилам: 5 вопросов задает каждый, оценка выставляется карандашом в тетради с домашней работой. Вопросы, задаваемые учащимися:
- Что такое процент? Найди 1% от х (число х называет спрашивающий).
- Как найти дробь от числа, процент от числа?
- Как найти число по его дроби, число по его проценту?
- Как найти, сколько процентов одно число составляет от другого?
- Придумай задачу на нахождение процента от числа (числа по его проценту или процентного отношения двух чисел).
IV. Работа в группах (8 мин.)
Учащиеся объединяются в 4 группы, для удобства каждому ученику каждой группы дается статистический материал по школе. Учащимся предлагается составить задачи на проценты различного типа, используя предложенные данные. Для каждой группы свои задания: первой группе – статистический материал по педагогам; второй – по учащимся; третьей - по школьному зданию; четвертой – по достижениям школы.
Материал, который может быть предложен группам:
В нашей школе:
1) 1013 учащихся (42 класса), из них:
- 1-х классов – 4; 2-х – 4; 3-х – 4; 4-х - 4 (всего – 387 учащихся)
- 5-х классов – 5; 6-х – 5; 7-х – 4; 8-х – 2; 9-х – 4 (всего – 482 учащихся)
- 10-х классов – 3; 11-х классов – 3 (всего – 144 ученика)
Мальчиков - 469; девочек - 544.
По итогам I четверти из 112 шестиклассников - 8 отличников, на “4” и “5” успевают 57 человек. В вашем, 6Б классе: из 24 учащихся первую четверть на “4” и “5” закончили 13 учеников, отличник – 1. На параллели 3-х классов по итогам четверти из 101 ученика 12 отличников и 70 учащихся учатся на “4” и “5”.
2) 85 педагогов, из них женщин-педагогов – 79.
Имеют звания:
- “Заслуженный учитель РФ” - 6 человек,
- “Заслуженный работник образования ХМАО” - 2 человека,
- “Отличник народного просвещения” - 9 человек,
- “Почетный работник общего образования” - 14 человек,
- “Ветеран труда РФ” - 9 человек,
- “Ветеран труда ХМАО” - 2 человека.
Награждены:
- Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 8 человек,
- Почетной грамотой ДОиН ХМАО-Югры – 11 человек,
- Благодарственным письмом ДОиН ХМАО-Югры – 4 человека,
- Почетной грамотой Губернатора ХМАО-Югры – 1 человек.
Имеют высшее образование – 79 человек, среднее специальное – 6 человек.
Имеют высшую и первую квалификационные категории - 61 человек.
3) Например, предложить такую таблицу:
Участие во Всероссийских предметных олимпиадах
Уровень олимпиады |
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | ||||
участников | призеров | участников | призеров | участников | призеров | участников | призеров | |
Школьный | 389 | 142 | 393 | 144 | 650 | 212 | 657 | 253 |
Муниципальный | 136 | 61 | 139 | 80 | 187 | 97 | 203 | 94 |
Региональный | 25 | 12 | 20 | 9 | 22 | 7 | 26 | 11 |
Всероссийский | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Международный | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
Каждая группа, по мере выполнения задания, представляет составленные задачи на доске (не менее двух задач). Определяется 4 лучшие задачи.
Примеры задач, составленных учащимися:
1. В школе 1013 учащихся, мальчиков 469. Сколько процентов девочек в школе? На сколько процентов девочек больше, чем мальчиков?
2. На параллели 6-х классов112 учащихся, из них 65 человек учатся на “4” и “5”. В третьих классах 101 ученик, из них 82 человека учатся на “4” и “5”. На сколько процентов больше отличников и хорошистов в 3-х классах, чем в 6-х?
3. В школе 85 педагогов, из них женщин – 79. Сколько процентов педагогов-мужчин?
4. 11 учащихся гимназии стали победителями и призерами окружных олимпиад, это составило 42% числа участников. Сколько учащихся гимназии приняли участие в окружных олимпиадах?
V. Физминутка (1 мин.)
Используется офтальмотренажер.
VI. Работа по рядам (решение задач повышенной сложности, 15 мин.)
Учащимся предлагается 3 задачи, для каждого ряда – своя задача. Необходимо найти способ решения задачи.
I ряд: Имеется 500 г 40%-го раствора кислоты. Сколько воды требуется добавить, чтобы получить 25%-ый раствор кислоты?
II ряд: Кусок сплава, весом 700г, содержащий 80% олова, сплавили с куском олова весом 300 г. Определите процентное содержание олова в полученном сплаве.
III ряд: Сколько воды надо добавить в 75%-ый раствор соли, масса которого 1200 г, чтобы раствор стал 40%-ым?
Дополнительные задачи для сильных учащихся:
1. Число увеличили на 10%, а затем уменьшили на 10%. Сравните полученное число с первоначальным.
2. Свежие грибы содержат 90% воды (по массе), а сухие – 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Решения всех предложенных задач разбираются у доски, от каждого ряда приглашается 1 ученик, учащиеся обязательно записывают в тетради задачу своего ряда и по желанию – другие задачи. Решения дополнительных задач также рассматриваются у доски.
Решение задач:
I ряд:
- 500*0,4 = 200 (г) – чистой кислоты в растворе
- 200: 0,25 = 800(г) – масса раствора, если он будет 25%-ый
- 800 – 500 = 300 (г) – необходимо добавить воды
Ответ: 300 г.
II ряд:
- 1700*0,8 = 560 (г) – олова в 700 г сплава
- 560+300 = 860 (г) – стало олова в новом сплаве
- 700+300 = 1000 (г) – вес нового сплава
- 860:1000*100 = 86 (%) – процентное содержание олова
Ответ: 86%
III ряд:
- 1200*0,75 = 900 (г) – чистой соли в растворе
- 900:0,4 =2250 (г) – масса раствора, если он будет 40%-ым.
- 2250 – 1200 = 1050 (г) – необходимо добавить воды.
Ответ: 1050 г.
Решение дополнительных задач:
1. Пусть первоначальное число – х., после увеличения числа на 10% оно будет х + 0,1х = 1,1х. Это число уменьшили на 10%, т.е. оно стало: 1,1х – 0,11х = 0,99х. Итак, у нас было число х, а стало число 0,99х, т.е. оно уменьшилось на 1х – 0,99х = 0,01х, т.е. на 1%.
Ответ: число уменьшится на 1%.
2. В 22 кг свежих грибов содержится 10% сухого вещества, т.е. для нашего случая 22* 0,1 = 2,2 кг. Так как сухие грибы содержат 12% воды, то сухого вещества в них 88%, т.е. 2,2 кг сухого вещества составляют 88%. Тогда сухих грибов получится 2,2:0,88 = 2,5 кг.
Ответ: сухих грибов получится 2,5 кг.
VII. Решение задач самостоятельно (10 мин.)
Организация самостоятельной работы:
В начале урока у каждого ученика на парте приготовлено 5 листочков, на каждом из которых написана фамилия ученика и класс. Работа проходит следующим образом: ученик решает первую задачу на первом листочке, бежит к столу учителя и сдает свое решение. Учитель проверяет ответ, если он верный, ставит в своем оценочном листе знак “+” напротив фамилии ученика, и тот возвращается за свою парту и решает следующую задачу. Если ответ неверный, листок не принимается, и ученик решает эту задачу снова. Необходимо быстро решить как можно больше задач. При такой форме работы лучше использовать ассистентов, так как один учитель может не справиться, у его стола может появиться очередь. В конце такой работы определяется победитель, а каждый ученик получает оценку после проверки учителем сданных листочков с решениями задач. При наличии времени лучше проверить правильность решения задач на этом уроке, хотя можно проверку перенести и на следующий урок.
Задачи, предлагаемые для самостоятельного решения:
- Банк выплачивает доход по вкладу из расчета 3% в год. Сколько рублей будет на счете через год, если положить 10000 руб.?
- 60% учащихся класса пошли в кино, а остальные 12 человек – на выставку. Сколько учащихся в классе?
- Из 223 участников городских олимпиад 103 стали победителями и призерами. Определите результативность участия учащихся гимназии в городских олимпиадах.
- Смешали 350 г, 300 г и 450 г азотной кислоты, соответственно 20%, 30% и 40%-ой концентраций. Какова концентрация смеси?
- Сторону квадрата увеличили на 10%. На сколько процентов увеличится площадь квадрата?
Решение предложенных задач:
1. 10000*0,03 = 300 (руб.) – доход за год
10000 + 300 = 10300 (руб.) – будет на счету через год.
Ответ: 10300 рублей.
2. 100% - 60% = 40% - учащихся пошли на выставку
12: 0,4 = 30 (уч.) – в классе
Ответ: 30 учащихся.
3. 103:223*100 = 46(%) – результативность.
Ответ: 46%
4. 350*0,2 = 70 (г) – чистой кислоты в первой
300*0,3 = 90 (г) – чистой кислоты во второй
450* 0,4 = 180 (г) – чистой кислоты в третьей
70 + 90 + 180 = 340 (г) – чистой кислоты всего
350 +300 + 450 = 1100 (г) – масса смеси
340:1100*100 = 30,9 (%) – концентрация смеси
Ответ: 30,9%
5. Пусть сторона квадрата – х, тогда его площадь – х2. Старона нового квадрата, после увеличения на 10% будет 1,1х, тогда площадь нового квадрата – 1,21х2. Таким образом, площадь увеличилась на 1,21х2 – х2 = 0,21х2, т.е. площадь увеличится на 21%.
Ответ: площадь увеличится на 21%.
VIII. Домашнее задание
1. Составить и решить 3 задачи по статистическим материалам.
Литература
- Статистические материалы МБОУ Гимназия.
- И.Н. Петрова. Практикум. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
- А.И.Ершова, В.В. Голобородько. Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2007.
- А.И.Ершова, В.В. Голобородько. Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2007.