Урок русского языка в 4-м классе "Простые и сложные предложения"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".

развивающие:

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок развивающего обучения.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

Возраст учащихся: 4 класс.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и наглядные средства обучения:

1.Карточки с заданиями.

2.Листы для создания схем предложений.

3.Компьютерная презентация.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Слайд №1

1.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку "пять"!

- минутка настроения

- Дети, какое у вас настроение?

2. Каллиграфическая, орфографическая минутка.

Уд, ад, ед

- Написание, какой буквы в этих сочетаниях мы будем сегодня повторять?

Пруд, гладь, дует.

- Найдите лишнее слово, обоснуйте своё мнение в группе. Напишите это слово 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт групп.

Гладь - 5 букв, ь - показатель мягкости согласного.

Дует - нет парной согласной на конце корня, 5звуков.

II.Постановка учебной задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядка для глаз. Слайд №2

1. Актуализация знаний.

- =

- Дети, что обозначает эта схема?

- Расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения.

2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Прочитайте текст на доске.

Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.

- Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится" и "разгорается".

Слайд №3,4

 

 

- Придумайте заголовок к этому тексту.

 

- Найдите в каждом предложении грамматическую основу, запишите её в тетрадь и составьте её модель.

Работа в группе.

 

Отчёт групп.

- (приём 1) Что интересного заметили?

- (приём 2) О чём говорится во втором предложении? Что она делает? Ещё о чём?

 

- Это схема грамматической основы предложения.

- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

 

 

 

 

- "дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так как дымится пруд - пар поднимается, заря разгорается - ярко горит солнце.

- Утро. Утром на пруду.

1 -=

2 -=

3 =-, =-

- О заре. Разгорается О ветерке. Дует

- Две грамматические основы.

3 Формулирование проблемы. - Что можете сказать о таком предложении?

- Какова цель нашего урока?

- Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.
II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и проверка их.

 

 

III.Открытие новых знаний.

 

 

 

Формулирование нового знания.

(Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог)

- Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать)

- Как можно проверить ваши предположения?

- На уроке обратимся к книге. Откройте с. 43. , прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным.

 

-Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке.

План:

- Научиться составлять схему сложного предложения.

- Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

- Научиться отличать сложное предложение от простого.

- Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

- Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения?

 

 

- Составное, сложное, т. к :

- Узнать у учителя, в справочнике, в книге.

- Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение.

- Тема урока "Простые и сложные предложения".

 

 

 

 

 

Предложения детей.

1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

2. Научиться составлять схему сложного предложения.

3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

4. Научиться отличать сложное предложение от простого.

IV. Первичное закрепление.

Кинестезиологическая зарядка (выполняется перед сложным этапом урока)

1. Закрепление во внешней речи.

- Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило.

2. Приступаем к работе над второй задачей.

С.44, упр.№77

- Прочитайте строки из сказки А.С.Пушкина и назовите её название.

Задания группам.

- Спишите стихи. Подчеркните грамматическую основу. Составьте её схему и подготовьте отчёт по плану, который дан в упражнении.

План:

1. Схема.

2. Простое или сложное.

3. Как соединяются простые предложения в составе сложного?

Итог. - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности?

- Как соединяются простые предложения в составе сложного?

- Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

 

 

3.Словарная работа.

-Можно ли произведения А.С. Пушкина назвать прекрасными? Каково лексическое значение этого слова?

- Обратитесь к словарю, чтобы получить точный ответ.

- З а п о м и н а е м слово прекрасный.

Слайд №5

- Подберите к этому слову синонимы и антонимы.

Слайд №6

4. упражнения 78.с.44

-Прочитайте текст и найдите предложение с новым словарным словом.

- Назовите сложные предложения, записывая схемы в тетрадь.

Итог.

- Что нового узнали по теме урока?

Слайд №7

 

Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе.

 

Сказка о царе Салтане:..

 

Отчёты групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С помощью союза и а но или без союза.)

- Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.

 

 

 

 

( - отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый.)

(Синонимы: великолепный, красивый, пригожий.

Антонимы: безобразный, отвратительный.)

 

 

= -,- =, и - =

1. Содержит 2 или больше грамматических основ.

2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а ,но.

3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая

V. Вторичное закрепление. Очень-очень странный вид:
Речка за окном,
Горит,
Чей-то дом,
Хвостом виляет,
Песик,
Из ружья стреляет,
Мальчик,
Чуть не слопал
Мышку,
Кот, в очках читает книжку,
Старый дед,
Влетел в окно,
Воробей, схватил зерно,
Да как каркнет,
Улетая:
- Вот что значит
Запятая!
Б. Заходер

-Сколько предложений в этом стихотворении?

У. -А какое оно?

-Что интересного в этом стихотворении?

-Что бы вы изменили?

 

 

 

 

 

 

 

- Одно.

- Сложное, т.к:.

- Путаница. Надо переставить запятые.

Работа в группах.

VI. Домашнее задание. Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!

- Сможете ли вы в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу?

Тогда я задаю вам упр. № 80, но ели возникнут трудности, обратитесь к стр.43,44

 
VII. Рефлексия Слайд №8,9

Самооценка. Используется метод незаконченного предложения.

Я научился:

Я хотел бы больше:

Оказывается, что:

Я хочу поблагодарить: за:(взаимооценка детей)

Оценивание учителем работы детей на уроке.

- Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми?

Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале.

Минутка настроения.