Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
- учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".
развивающие:
- учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
- развивать навык чёткого и красивого письма;
- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
- формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
воспитательные:
- расширять коммуникативные способности детей;
- закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок развивающего обучения.
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.
Возраст учащихся: 4 класс.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные средства обучения:
1.Карточки с заданиями.
2.Листы для создания схем предложений.
3.Компьютерная презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Слайд №1 1. Начинается урок, - минутка настроения - Дети, какое у вас настроение? 2. Каллиграфическая, орфографическая минутка. Уд, ад, ед - Написание, какой буквы в этих сочетаниях мы будем сегодня повторять?
- Найдите лишнее слово, обоснуйте своё мнение в группе. Напишите это слово 3 раза. |
Отчёт групп. Гладь - 5 букв, ь - показатель мягкости согласного. Дует - нет парной согласной на конце корня, 5звуков. |
II.Постановка учебной задачи:
Зарядка для глаз. Слайд №2 |
1. Актуализация знаний. - = - Дети, что обозначает эта схема? - Расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения. 2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. - Прочитайте текст на доске. Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок. - Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится" и "разгорается". Слайд №3,4
- Придумайте заголовок к этому тексту.
- Найдите в каждом предложении грамматическую основу, запишите её в тетрадь и составьте её модель. Работа в группе.
Отчёт групп. - (приём 1) Что интересного заметили? - (приём 2) О чём говорится во втором предложении? Что она делает? Ещё о чём? |
- Это схема грамматической основы предложения. - Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
- "дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так как дымится пруд - пар поднимается, заря разгорается - ярко горит солнце. - Утро. Утром на пруду. 1 -= 2 -= 3 =-, =- - О заре. Разгорается О ветерке. Дует - Две грамматические основы. |
3 Формулирование проблемы. | - Что можете сказать о таком
предложении? - Какова цель нашего урока? |
- Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы. |
II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и
проверка их.
III.Открытие новых знаний.
Формулирование нового знания. |
(Побуждающий к выдвижению и проверке
гипотез диалог) - Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать) - Как можно проверить ваши предположения? - На уроке обратимся к книге. Откройте с. 43. , прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным.
-Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке. План: - Научиться составлять схему сложного предложения. - Запомнить, что такое сложное и простое предложение. - Научиться отличать сложное предложение от простого. - Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении. - Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения? |
- Составное, сложное, т. к : - Узнать у учителя, в справочнике, в книге. - Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение. - Тема урока "Простые и сложные предложения".
Предложения детей. 1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение. 2. Научиться составлять схему сложного предложения. 3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении. 4. Научиться отличать сложное предложение от простого. |
IV. Первичное закрепление. Кинестезиологическая зарядка (выполняется перед сложным этапом урока) |
1. Закрепление во внешней речи. - Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило. 2. Приступаем к работе над второй задачей. С.44, упр.№77 - Прочитайте строки из сказки А.С.Пушкина и назовите её название. Задания группам. - Спишите стихи. Подчеркните грамматическую основу. Составьте её схему и подготовьте отчёт по плану, который дан в упражнении. План: 1. Схема. 2. Простое или сложное. 3. Как соединяются простые предложения в составе сложного? Итог. - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности? - Как соединяются простые предложения в составе сложного? - Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?
3.Словарная работа. -Можно ли произведения А.С. Пушкина назвать прекрасными? Каково лексическое значение этого слова? - Обратитесь к словарю, чтобы получить точный ответ. - З а п о м и н а е м слово прекрасный. Слайд №5 - Подберите к этому слову синонимы и антонимы. Слайд №6 4. упражнения 78.с.44 -Прочитайте текст и найдите предложение с новым словарным словом. - Назовите сложные предложения, записывая схемы в тетрадь. Итог. - Что нового узнали по теме урока? Слайд №7 |
Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе.
Сказка о царе Салтане:..
Отчёты групп
- С помощью союза и а но или без союза.) - Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.
( - отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый.) (Синонимы: великолепный, красивый, пригожий. Антонимы: безобразный, отвратительный.)
= -,- =, и - = 1. Содержит 2 или больше грамматических основ. 2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а ,но. 3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая |
V. Вторичное закрепление. | Очень-очень странный вид: Речка за окном, Горит, Чей-то дом, Хвостом виляет, Песик, Из ружья стреляет, Мальчик, Чуть не слопал Мышку, Кот, в очках читает книжку, Старый дед, Влетел в окно, Воробей, схватил зерно, Да как каркнет, Улетая: - Вот что значит Запятая! Б. Заходер -Сколько предложений в этом стихотворении? У. -А какое оно? -Что интересного в этом стихотворении? -Что бы вы изменили? |
- Одно. - Сложное, т.к:. - Путаница. Надо переставить запятые. Работа в группах. |
VI. Домашнее задание. | Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. Еще придется
потрудиться. - Сможете ли вы в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу? Тогда я задаю вам упр. № 80, но ели возникнут трудности, обратитесь к стр.43,44 |
|
VII. Рефлексия | Слайд №8,9 Самооценка. Используется метод незаконченного предложения. Я научился: Я хотел бы больше: Оказывается, что: Я хочу поблагодарить: за:(взаимооценка детей) Оценивание учителем работы детей на уроке. - Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми? Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале. Минутка настроения. |
|