Умножение трехзначного числа на однозначное

Разделы: Начальная школа


Цель. Ознакомить со способом умножения трехзначного числа на однозначное; способствовать развитию приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; памяти, внимания; воспитывать интерес к предмету, любовь к своей стране.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить много работы. Вот наш план урока: (на доске запись)

математическая разминка,
встреча с произведениями,
экскурсия на улицы Москвы,
Не сломай голову!

– И помните, что девизом нашей работы являются слова: (читаем хором):

Маленькая удача – путь к большой победе.

– Запишите число, классная работа. (Отметьте на полях значком свое настроение.) (Даю карточки 3-м ученикам.)

2. Математическая разминка (минутка чистописания, устный счет).

1) Учитель. Начнем с математической разминки. Потренируемся писать красиво и правильно числа, посчитаем устно.

Учитель. Что вы можете сказать о записи на доске?

На доске: 472, 454, 728, 436

Дети. Записаны числа, их четыре.
– Все эти числа натуральные, трехзначные.
– Почти у всех чисел 4 сотни.

Учитель. Найдите среди этих чисел "лишнее" число и объясни выбор.

Дети. "Лишнее" число 728, ведь в нем 7 сотен, а в остальных во всех 4 сотни.

(Подчеркиваю число 728.)

Учитель. Запишите в тетрадь оставшиеся числа. Обратите внимание, цифры пишем с правой стороны клеточки, а левая свободная, каждая цифра в одной клетке!

Учитель. Сравните их. Есть ли в их ряду какая-нибудь закономерность?

Дети. Они расположены в порядке уменьшения.
– В каждом следующем числе на 2 десятка меньше, чем в предыдущем.
– А единиц зато в каждом следующем числе на 2 больше, чем в предыдущем.
– они уменьшаются на 18, ведь сначала уменьшают на 20, а потом увеличивают на 2.
– Как интересно получилось! Вместо того чтобы вычитать 18, можно вычесть 20 и прибавить 2!

Учитель. Да, это очень интересно, я сама до этого не додумалась! Какие же вы молодцы!

2) Звуковой диктант. Самостоятельная работа.

Учитель. Внимание! А теперь звуковой математический диктант. Нужно быть очень внимательным, голос диктора ждать вас и повторять не будет. Проверим, как вы знаете таблицу умножения.

Запишите значения:
произведение чисел 7 и 9,
первый множитель 4 второй 6,
8 умножить на 7,
5 умножить на сумму чисел 4 и 6,
семью девять,
2 умножить на 3 и умножить на 5,
8 умножить на произведение чисел 2 и 4,
девятью девять.

(Проверяю работы уч-ся на карточках.)

1) >,<,=
0 x 26 … 1 x 26 
49 x 0 … 49 + 0
9 : 1 … 9 x 1
36 + 1 … 36 x 1
(51 – 9) x 0 … (51 + 9) x 0
9 – 9 …. 9 + 9
2) >, <, =
1кг … 1000г
1кг400г … 2кг
4кг … 4000г
200г … 240г
5кг … 5000г
500г … 501г

3) Блиц – турнир (записать выражения к задачам).

Туристы прошли а км, им осталось пройти ещё с км. Чему равен весь путь туристов?

Петя купил а книг по с рублей и одну за в рублей. Сколько денег заплатил Петя?

В кружке занимаются а девочек, а мальчиков в с раз больше. Сколько всего детей занимаются в кружке?

4) Проверяем матем. диктант.

Учитель. Проверка. (Устно, один ученик читает ряд чисел, остальные проверяют у себя.)

Учитель. Итог.

3. Здоровьесберегающий момент. “Собери выражения”.

Учитель. В классе в разных местах карточки с выражениями. Найдите глазами карточку и по вызову учителя выставьте на доскУчитель.

4. Активизация опорных знаний.

Учитель. Посмотрите на выражения и определите, чем будем заниматься?

459 х 2
41 х 8
327 х 3
36 х 2
385 х 2
347х 2
18 х 4

Цель.

 Дети. – Будем выполнять внетабличное умножение, умножать 2-х и 3-х значные числа на однозначное число.

Учитель. – Сформулируйте задание к данным выражениям.

Дети. – Распределить на группы.

Учитель. – На какие группы можно распределить выражения?

Дети. – Умножение двухзначного числа на однозначное и 2 группа – умножение трехзначного числа на однозначное.

Дети расставляют примеры в 2 группы:

41 х 8
36 х 2
18 х 4
32 x 6
459 х 2
327 х 3
347 х 2
385 х 2

Учитель. Мы умеем умножать двузначное на однозначное число? (Да)

Учитель. Хорошо, тогда выпишите произведения со значением 72

Учитель. Какие выражения вы выписали?

36 x 2
18 x 4

Учитель. Молодцы, справились с заданием.

5. Усвоение новых знаний

Учитель. Посмотрите на оставшиеся произведения. Что заметили?

– Как умножить 3-значное число на 1-значное?

Дети. Единицы каждого разряда умножить на число.

Учитель. Что поможет в решении этих примеров?

Дети. Алгоритм. (Мы его уже составляли для двузначного числа.)

Учитель. Назовите его. (Выставляю карточки.)

Учитель. Все ли в этом алгоритме нам подходит?

Дети. Нет, у нас алгоритм для 2-значного числа. Нужно его изменить – указать, что раскладываем 3-значное число.

Изменить строчку алгоритма:

Разложу 3-значное число на сумму разрядных слагаемых.

Учитель. 1 пример сделаем с объяснением у доски. (Сильный ученик.)

2-й пример решите в парах. (Одна пара решает на доске.)

– Проверим: у кого так?
– 3 пример решите самостоятельно.

Учитель. Проверим, какой ответ получился. Кто не согласен?

Учитель. Что помогло сосчитать эти произведения?

Учитель. Алгоритм.

Учитель. Какие знания вы использовали при этом?

Дети. Знание таблицы умножения, умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, распределительный закон умножения.

Учитель. Дома еще потренируетесь умножать трехзначное число на однозначное, задание записано на карточках (оставшиеся примеры из № 212 (4) ).

6. Физкультминутка.

Учитель. Давайте отдохнем.

Включаю песню Ю.Антонова “Пройдусь по Абрикосовой”.

Движения под музыку.

7. Работа над задачей.

Учитель. Эту песню я включила не случайно, сейчас будем решать интересную задачу про улицы, про Московские улицы.

– С. 12 № 213. Прочитайте задачу. (1 ученик читает вслух.)

– О каких улицах говорится в задаче?

Дети. Садовое кольцо, Тверская улица, Можайское шоссе.

Учитель. УЛИЦА (из толкового словаря Ушакова) – это пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода. Шоссе 1. Утрамбованная дорога, мощенная щебнем. 2. Вообще – дорога с усовершенствованным полотном (шоссированным, асфальтированным и т. п.). Улица, шоссе, кольцо – это типы (виды) улиц.

– Типы (виды) улиц Москвы: аллеи, бульвары, кварталы, линии, микрорайоны, набережные, переулки, площади, проезды, просеки, проспекты, тупики, шоссе и др.

– Дети по моему заданию подготовили мини проекты “Улицы Москвы”.

Выступления детей (очень кратко об истории улиц Тверской, Садового кольца, Можайского шоссе)

Тверская улица.
Историю свою Тверская улица начинает еще в XIV в., тогда здесь была проложена дорога, соединившая Москву с городом Тверь.
По Тверской в Москву приезжали иностранные послы, торговые гости. По этой улице въезжали русские цари, которых короновали в Успенском соборе. Это был парадный въезд в Москву. Впрочем, несмотря на это, Тверская улица была в ту пору плохо вымощена, а с дворцами порой соседствовали жалкие лачуги. К тому же, как и большинство московских улиц, Тверская в ту пору не отличалась прямизной. Совершенно новый вид приобретает Тверская улица в конце 30-х годов во время реконструкции Москвы. Главная магистраль Москвы стала прямой и широкой.
Шоссе на всём протяжении в черте Москвы имеет по четыре полосы движения в каждую сторону, а также одну полосу посередине, предназначенную для движения правительственных кортежей.

Можайское шоссе.
Можайское шоссе – старая, еще веков с 14–15 проторенная дорога на Можайск и вела дальше к западу от Москвы – к Смоленску. Можайское шоссе – это древний Смоленский тракт, который всегда играл в истории Москвы важную роль.
Старая Смоленская дорога является дорогой, по которой отступал Император Наполеон во время Отечественной войны 1812 года.

Садовое кольцо.
Садовое кольцо – круговая транспортная магистраль в центре Москвы. Исторически Москва была окружена земляным валом, представлявшим собою замкнутое кольцо протяжённостью около 16 км.
К концу XVIII века вал постепенно разрушился, местами вал был срыт, в результате чего образовались просторные площади и проезды.
По проекту Комиссии для строения Москвы остатки вала было предложено снести и создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу.

Учитель. Прочитаем еще раз задачу.

– Удобная формулировка в задаче? Давайте составим более удобную.
– Запишите краткое условие. С какого главного слова удобнее начать? Что еще известно? Что надо найти?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему нельзя?
– Что нужно узнать сначала? Потом?
– Решите самостоятельно (1 ученик решает с обратной стороны доски.)
– Проверим. (Сверка с решением на доске, если есть ошибки, исправить.)
– Какая же улица самая широкая? (Можайское шоссе.)
– Сколько обратных задач можно составить? (3)

Записать решение задачи выражением сразу. Самостоятельно.

Д.З.

Учитель. Ребята, а дома вы будете решать задачу про наши котовские улицы. У кого карточка со звездочкой, тот изменит к задаче вопрос, чтобы она стала составной.

8. Головоломка.

Учитель. Предлагаю разгадать головоломку.

Проведите на чертеже один отрезок так, чтобы получилось 3 различных прямоугольника.

Самостоятельная работа в тетрадях (или заранее дать листочки с чертежами).
(Хожу, просматриваю, как справляются. Разные способы вынести на доску, обсудить.)

9. Итог. Рефлексия урока.

Урок заканчивается. Чему учились на уроке.
Вам понравился урок или не понравился? Объясните, чем.
Отметьте значком свое настроение.
У кого сейчас такое настроение? (На рисунке рожицы.)

 Домашнее задание

1. Выполни умножение, используя подробную запись

82 x 4
67 x 5
53 x 3
248 x 4
163 x 6
128 x 7

2. В городе Котово насчитывается 16 переулков, а улиц в 7 раз больше. Сколько в городе улиц?

3. Повторяй таблицу умножения!

 

 Домашнее задание

1. Выполни умножение, используя подробную запись

82 x 4
67 x 5
53 x 3
248 x 4
163 x 6
128 x 7

2*. В городе Котово насчитывается 16 переулков, а улиц в 7 раз больше. Сколько в городе улиц?
Измени вопрос так, чтобы задача стала составной. Реши составленную задачу

3. Повторяй таблицу умножения.