Метод моделирования как средство развития связной речи у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Психологи подчёркивают, что ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.

Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение на занятиях по развитию речи метода моделирования. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. Необходимо при этом учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Осознание этого позволило мне разработать цикл занятий и игр по обучению рассказыванию с помощью метода моделирования с учетом возрастных особенностей дошкольников.

В младшем возрасте детей необходимо научить запоминать действующих лиц и последовательность действия, пересказывать, поэтому с помощью подробных схем дети пересказывали сказки “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Кот, петух и лиса” и так далее. Подобранные мною игры на описание предмета (“Какая игрушка”, “Узнай меня”, “Сложи узор”) развивали у малышей умение видеть в различных предметах возможные их заместители и пользоваться ими при пересказе и составлении рассказов описательного и повествовательного типа.

В средней группе дошкольники учились составлять описательные и повествовательные рассказы, пересказывать не только знакомые рассказы (сказки), но и вновь услышанные, опираясь на модель, развивали умение узнавать эпизоды сказки, разыгранные с помощью моделей (заместителей). Например, на занятии “Путешествие в заколдованный лес”, дети должны были выполнить задание Бабы-Яги и расколдовать сказки, зашифрованные с помощью моделей. На занятиях “Как нам транспорт помогает”, “Каждый день с хлебом”, “О пожарной безопасности” воспитанники самостоятельно выбирали модели для своих рассказов и таким образом учились составлять рассказ из личного опыта.

В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей. В этом возрасте необходимо развивать творческую речь, поэтому мною были подобраны игры и задания на развитие воображения, которые помогли дошкольникам избегать готовых образцов речи, что способствовало развитию умения сочинять сказки и истории, опираясь на модель, наполняя её любым содержанием.

С целью привлечения детей к самостоятельному словесному творчеству, сочинению собственных сказок, составлению рассказов в нашей группе создан центр развития речи “Уголок чудес”, название которого придумали дети, выбрав его из множества предложенных вариантов. В содержание центра входят книги с русскими народными сказками, иллюстрации к сказкам и аудиозаписи, атрибуты к играм-драматизациям, комплекс подобранных мною игр. Всё это обогащает словарный запас дошкольников, учит точно и логично использовать в речи образные слова и выражения, заметно облегчает процесс овладения связной речью. В “Уголке чудес” можно найти богатый выбор моделей-заместителей персонажей сказок, схем, моделей сказок, которые позволяют мне привлечь детей к придумыванию своих интересных историй, помогают детям приобрести необходимый опыт для самостоятельного придумывания историй. Данный опыт дошкольники затем применяют на занятиях, составляя различные виды рассказов.

Дидактический материал интересен и доступен детям. Воспитанники занимаются самостоятельно, с другими сверстниками, совместно с педагогом, при этом учатся слушать и говорить. Все продукты творчества воспитанников собраны в альбоме “Устами ребёнка” (сказки и истории, придуманные детьми и иллюстрации к ним).

Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа осуществляется мною в двух направлениях: просвещение родителей о методе моделирования и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

С этой целью мною проведены консультации “Моделирование как средство развитие связной речи детей”, “Сделаем своими руками” (предметы заместители, сказочные герои), родительские собрания “Моделирование как средство творческого развития ребёнка”. Второе направление выражается в том, что родители оказывают помощь в создании пособий и игр, подборе иллюстрации, совместно с детьми составляют рассказы для групповой газеты и альбома “Устами ребенка”.

Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляли развёрнутые рассказы, пересказывали литературные произведения, сочиняли собственные, хорошо усвоили построение грамматических конструкций, понимали значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе “Путешествие в страну сказок”.

Цель: Развивать речевое творчество и выразительность речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык пересказа сказки, в её логической последовательности используя модель.
  2. Активизировать в речи слова, необходимые для составления сказочного сюжета.
  3. Развивать творческое воображение, память, внимание, наглядно действенное мышление.
  4. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами сказки.
  5. Способствовать воспитанию интереса к русским сказкам.

Оборудование: Иллюстрации “Страна сказок”, игрушки, модели сказочных героев (заместители).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мне прислали письмо герои сказок, прочитаем? (Читает письмо.) Ребята, здравствуйте, у нас неприятности. У Бабы Яги плохое настроение, она перепутала всех героев сказок. Помогите, отправьте нас в свои сказки и успокойте Бабу Ягу.

Воспитатель: Поможем? Как нам с вами попасть в страну сказок?

Дети произносят волшебные слова из пальчиковой игры “Замок”.

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается!

Воспитатель: Вот мы и оказались в стране сказок, нас встретили сказочные герои, но они забыли кто они и откуда? Необходимо узнать героев и сказку.

Дети из расположенных на столе (доске) заместителей составляют сказку и называют ее.

  1. “Колобок” – заместители.
  2. “Лиса и козёл” – заместители в виде геометрических фигур.
  3. “Лиса, заяц и петух” – заместители в идее разноцветных кружочков.

Воспитатель: Идём дальше по болоту. (Дорожка оформлена в виде болота, с героями сказок, которые живут на болоте, дети идут, перепрыгивая с кочки на кочку.)

Дети в сказках чаще побеждает добро или зло?

А вот встреча этих героев как закончилась, давайте вспомним сказку “Журавль и цапля”. (Дети садятся на болотные кочки, и рассказываю сказку.) Ребята, а что можно сделать, чтобы помирить героев? (Дети изменяют конец сказки: продолжают и заканчивают сказку по – другому или добавляют нового героя.)

Идём дальше. (Дети идут по лесной, извилистой тропинке.)

На пеньке стоят баночки, понюхаем, чем из них пахнет? (Луком, чесноком, перцем.)

А кто из героев сказки может так пахнуть? (Баба Яга, Леший, Кикимора.)

Появляется Баба Яга и у неё плохое настроение. (Это может быть человек, или иллюстрация.)

Посмотрите, ребята, какое у неё выражение лица? (Грустное, мрачное, печальное, безрадостное, обиженное.)

С чем можно сравнить такое настроение? (С серой тучей, пасмурным небом, увядшим цветком и т.д.)

Как можно улучшить её настроение?

Давайте Бабе Яге скажем комплименты, её это порадует. Её настроение изменилось? Какое оно? (Весёлое, счастливое, радостное.)

С чем можно сравнить такое настроение? (С солнцем, радугой и т.д.)

У бабы Яги хорошее настроение и она хочет поиграть с нами.

Малоподвижная игра “Звери”.

У нас славная осанка,
Мы свели свои лопатки.
Мы походим на носках,
Мы пойдём на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

Воспитатель: Идем дальше, здесь тоже живут сказочные герои, только они не могут собраться в сказку.

Дети садятся в кресло сказочника и рассказывают свою сказку, используя заместителей.

Воспитатель: Посмотрите, как озарились все радостными улыбками, согрелись теплом ваших сердец. Давайте скажем наш девиз. (Дети произносят слова):

Что для жизни нужно?
– Солнце!
Что для дружбы нужно?
– Сердце!
Что для сердца нужно?
– Счастье!
Что для счастья нужно?
– Мир!

Воспитатель: Идём дальше и на пути у нас сундук. Это подарок нам в благодарность. (Книги со сказками лежит в сундуке.)

На выходе из сказочной страны стоит зеркало.

Воспитатель: Что это за зеркало? Это зеркало отражает всех нас, даже когда нас здесь не будет. Давайте улыбнёмся и пожелаем что-нибудь сказочным героям, что – бы здесь всегда был мир.

Нам пора уходить, как нам выбраться из страны сказок? (Дети выбирают какой-либо вариант.)

  1. Вспомнить сказочный транспорт.
  2. Вспомнит слова-заклинания.
  3. Придумать самим слова-заклинания или волшебный транспорт.

Литература.

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М..: Академия, 1997.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 1999.
  3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. – М., Просвещение, 1974.
  4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М., Просвещение, 1975.
  5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. О чём рассказывают сказки. . – М., Просвещение, 1975.
  6. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.– “Детство – Пресс”, 2009.
  7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М., 1981.