Родительское собрание "О слове, о речи, о культуре общения"

Разделы: Работа с родителями


Предварительная работа: анкетирование (Приложение №1)

Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения.

Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.

Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.

Общение – это способ жизни человека.

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Задумывались ли вы над тем, что означает слово “язык”?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.

“ Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

По манере говорить – интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.

Ученые установили, что словарный запас А. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по другим данным не превышает 7-9 тысяч слов. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: “Каков разум, таковы и речи”, “Слово не стрела, а ранит”.

А какие пословицы и поговорки о слове, речи знаете вы? (Приложение №2)

При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека. Одно и тоже слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, - может выражать самые разнообразные чувства.

Вот давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “ да” произнести по-разному.

(Приложение №3)

Поговорив о словах и интонациях, вернемся к правилам речевого этикета.

На вопрос: “Нужно ли говорить правильно?” многие из вас ответят: “Да”.

А вот на вопрос: “Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?” - ответы были разные. (Анализ анкет)

Как правильно обратиться к незнакомому человеку?

Часто приходиться слышать мнение, что по-русски это просто невозможно – нет у нас сегодня подходящих слов. В самом деле, обращения вроде “парень”, “девушка” хороши далеко не всегда, молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения “мужчина” и “женщина” просто чудовищны, часто можно слышать: “Эй, дед…” или “Бабуля…”. Появляются какие-то “тетки…”, “дядьки…” и т.д. Широко распространившееся “дама” не намного лучше. Такая форма обращения не только невежлива, она крайне неуважительна.

“Гражданин” и “гражданка” сейчас звучат “по-милицейски”. Что же делать?

Имеет смысл вспомнить, зачем вообще нужны обращения. В большинстве случаев – чтобы привлечь внимание потенциального собеседника, установить с ним контакт. Если это действительно так, и если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться. У нашего незнакомца, безусловно, есть какие-то свои дела, свои заботы, свои мысли, а мы к нему обращаемся, значит так или иначе беспокоим. Наши “простите”, “будьте любезны”, “извините, пожалуйста” окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение. Сейчас используются бейджи, чтобы не ставить человека в неловкое положение при обращении.

Большое затруднение вызывают жизненные ситуации, в которых необходимо представиться самому или представить кого-либо. Человек, не умеющий этого сделать, обычно испытывает смущение и неловкость.

(Родители представляют себя в различных ситуациях).

А когда вы знакомите двух людей, принципиально важно, кого кому представлять первым. Многие и в шутку и всерьез жалуются, что все время забывают – старших представляют младшим или наоборот. С очень давних времен повелось, что представляют младших старшим, а мужчин женщинам.

(Родители представляют на примере: как одноклассника, как коллегу по работе, как подругу и т.д.)

Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Точность речи - это, главным образом, соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность выражений часто приводит к непониманию, неверным действиям и даже к смешным ситуациям.

Пример: На заднее сиденье маршрутки садятся две модно одетые девушки и продолжают начатый на улице разговор.

“Ты что же, изменила своему?” - спрашивает одна.

“Какому, 28-му?” - переспрашивает другая.

В маршрутке - молчание. Все смотрят на дам, вытаращив глаза. И тут девушка говорит:

“Да мы с Машкой уже две недели на 22-м ездим!”

(Можете ли вы привести подобные примеры из своих наблюдений?)

Следующее требование к речи – логичность.

Логичность – это последовательность изложения мыслей.

Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики: “Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались…”

Что же означает чистота речи? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, “слов-сорняков”, “слов-паразитов”.

Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь “любимые словечки”: назовите их (“так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “видите ли”, “понимаете”, “как бы”, “типа того”, “в смысле”, “ну-у”, “э-э”). Подобная ситуация описана журналистом А.Суконцевым в одном из его фельетонов: “мой знакомый, человек с юмором, пришел однажды с лекции. “Ну, как, - спросил я, - понравилось?” Он, молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками. “Что это?” - “Крестик – это “значит”, а кружочек – “так сказать”. Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят кружочков за два академических часа… Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось”.

Ещё один пример. Сатирик Р.Кривицкий поэму А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” наполнил словами – паразитами. Что же получилось? Послушайте: “как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история.

Златая, как бы, цепь э-э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом”.

Да, все это вызывает улыбку. Но!
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

К словам-паразитам относится и нецензурная брань. Неужели нецензурные слова неразделимы с русским народом, его своеобразным характером, речью? (Высказывания родителей).

Ничего подобного! Сравнительно недавно русские считали матерную брань богохульством. По соборному уложению Алексея Михайловича Тишайшего, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке на матерщинников смотрели, как на безбожников, антихристов.

В рекламе программы “Прожекторперисхилтон” было такое высказывание:

- На средства от мата можно построить библиотеку – трехэтажную

Слово – мир особый и иной,
Равнозначный названному им.
Если слово стало болтовней –
Это слово сделалось плохим.
Это слово пагубно стихам,
Это слово – дом, который сгнил.
Лучше бы его я не слыхал,
Не читал, не знал, не говорил!

Почему все-таки слова-паразиты появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности индивидуального словаря говорящего.

Немаловажное значение имеет уместность речи.

Уместная речь соответствует теме разговора, её логическому содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

(Приведите примеры)

Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа “как лучше и правильнее сказать” возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах. Сейчас я зачитаю диалог, который, возможно, встречался вам в повседневной жизни.

“Вы на следующей остановке сходите?”

“Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: “Вы на следующей остановке слезаете?”

“Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: “Вы на следующей остановке выходите?”

“Это замуж - выходят. В автобусе же говорят: “Вы встаете?”

“Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?”

“Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете”.

(Как вы считаете, прозвучал ли в этом диалоге правильный вопрос? Предложите свой вариант.)

Как правильно сказать: “закончить школу” или “окончить школу”?

(Ответы родителей.)

В наше время глаголы с приставкой “за” имеют два основных значения:

- довести до нежелательного состояния (он заучился);

- начать какое-то действие (мотор заработал).

Вот почему сочетание “закончить школу” является неправильным.

Смысл же приставки “о” - “довести до результата”, поэтому правильно рекомендуют говорить “окончить школу”.

“Кто последний?” Выражение относится к числу наиболее спорных, и многих оно обижает. Отсюда и стремление заменить его: “Кто крайний?” В ответ сердито поправляют: не крайний – последний. Многие полагают, будто “последний” имеет значение “плохой, никудышный”, и лучше сказать “крайний”. Однако можно рассуждать так: в выражении “Кто последний” сохраняется исконное значение слова “последний” - тот, кто идет по следу.

Спрашивая “Кто последний?”, человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. Напротив, спрашивая “Кто крайний?”- вы как бы отстраняете его от очереди, уверяя его, что он “на краю”, в стороне от ряда и потому вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово “крайний” вежливее, чем “последний”, ошибается.

(Подумайте, какими словами можно заменить выражение “кто последний”?)

“Одеть” или “надеть” - как правильно?

Здесь все просто: одевают кого-то, надевают что-то (Если можно что-то надеть, то можно и снять, если кого-то можно одеть, то можно и раздеть)

Как правильно сказать: “займи мне денег” или “ одолжи мне денег”?

Следует сказать “дай мне в долг”, “взаймы” или “одолжи”, поскольку глагол “занять” имеет значение “взять взаймы”, а не “дать взаймы”.

Как правильно сказать: телефон “звонит” или “звонит”?

Колокол звонит, а телефон звонит.

Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать все, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания.

Скажите, где можно найти ответы? (Классика, словари - чем больше, тем лучше).

(Приложение № 4 памятка “Хорошая речь слаще меда”)

О чем люди говорят? Обо всем на свете. Всем нам нравится общаться с приятным собеседником. Какие культурные нормы мы должны соблюдать во время беседы?

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

(Приложение №5 – памятка “Правила хорошего тона во время беседы”)

Ведь недаром говорят, что есть только один способ стать хорошим собеседником – научиться слушать.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший: “Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.

Список литературы

  1. Журнал “ Читаем, учимся, играем” №1 – 2008 г.
  2. Статья Н.А. Бажановой “Слово не воробей, - вылетит – не поймаешь”? стр. 78
  3. Журнал “Читаем, учимся, играем” №12/2006 г.
  4. В.А.Монина “Сила слова” стр.68
  5. Журнал “Читаем, учимся, играем” №6/2006 г.
  6. М.В.Карпухина “Давай с тобой поговорим”.